Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Славутич, ч.1: центр и маленькая Прибалтика

В апреле этого года мы с коллегами по "Онлайнеру" съездили в небольшую экспедицию к ЧАЭС, посмотрели Чернобыль, Припять и Славутич. Серия репортажей по итогам поездки вышла к очередной годовщине той катастрофы, но все же хотелось бы к этой теме, пусть и спустя несколько месяцев, вернуться и в жэжэ. Рассказывать о Чернобыле и Припяти, буду откровен, ни времени, ни особого желания нет, тема изрядно забоянена, а вот со Славутичем дело обстоит совсем иначе. Этот новый город-спутник ЧАЭС, построенный в самом конце 1980-х годов, в стандартную программу посещения украинской зоны отчуждения не входит, а между тем населенный пункт ведь уникальный.

Во-первых, это самый молодой атомоград Советского Союза, более того, это в принципе последний новый город, который успели построить в СССР. Во-вторых, строили его всем миром, силами сразу нескольких союзных республик, причем по национальным проектам и с использованием привозных стройматериалов и соответствующей этноспецифики. Соответственно, здесь, в Славутиче, любой приезжий может всего за пару-тройку часов совершить беспрецедентое путешествие по спальным районам Украины, России, Прибалтики и Закавказья, причем в их (районов) образцово-показательном виде. Для любого гоминида, сознательно интересующегося позднесоветской архитектурой и ее исследующего, Славутич - город из разряда must see, абсолютно непременное место паломничества и поклонения.


Итак, что же собой представляет последнее творение (сумрачного) гения советских градостроителей? Как за полдня побывать в 8 национальных спальниках и выжить? О последнем новом городе умирающей империи большой рассказ в 2 сериях. В первой - центральная часть Славутича, Киевский и прибалтийские кварталы.

Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Кулдига: центр

Увы, главная достопримечательность Кулдиги - весьма феншуйный, если судить по реконструкциям, замок Ливонского ордена, не сохранился. Сейчас на его месте живописный парк, выходящий на речку Венту (на ней, напомню, ниже по течению расположен и Вентспилс). Как раз здесь же, у Кулдиги на Венте расположен т.н. Вентас румба, водопад, считающийся (по крайней мере в Латвии) самым широким водопадом Европы. Обо всем этом, а также о Ратушной площади и кирхе, где крестили и женили герцога Якоба фон Кеттлера, во второй, и последней, серии из этого города.


Collapse )

Кулдига: дорога в центр

Как и многие другие города Латвии, Кулдига возникла как населенный пункт при орденском замке, на этот раз Гольдингене, заложенном в 1242 году ландмейстером Дитрихом фон Грюнингеном. Грюнингеном Гольдингеном она и называлась до 1918 года. В XVII веке это была одна из резиденций курляндских герцогов. В частности, именно здесь в 1610 году родился, затем был крещен и даже женился в местной кирхе Якоб фон Кеттлер, герцог, при котором Курляндия достигла своего наибольшего расцвета. Кулдига почти не пострадала в войнах XX века и сохранила историческую планировку и, в значительном объеме, застройку , некоторые образцы которой датируются XVII-XVIII веками. Не дошел до наших дней, увы, только тот самый замок Гольдинген, с которого город когда-то и начинался.

Сейчас Кулдига - один из популярнейших у туристов городов Курземе, и если выбирать какой-то один населенный пункт для знакомства с урбанистикой этой исторической области Латвии, то она, пожалуй, самый очевидный и беспроигрышный вариант. Мимимишность Кулдиги по оценкам британских ученых зашкаливает за 80 уровень.


Сделаю о ней две серии, в первой из которой пройдемся по главному пешеходному променаду когда-то уездного Гольдингена и по кварталам к югу от него до Замковой горы.

Collapse )

Притцкер'13

Второй год подряд главную архитектурную премию планеты получает азиат. Если в прошлом году притцкеровским лауреатом стал китаец Ван Шу, то Притцкер'2013 достался известному японскому архитектору Тоё Ито. Он стал 37-м обладателем престижнейшей награды и уже шестым японцем.


С 1965 по 1969 год Ито работал в бюро Kiyonori Kikutake Architect and Associate, а в 1971 году основал свою собственную мастерскую Urbot ("Urban Robot"), спустя 8 лет переименованную в Toyo Ito & Associates. Под катом обзор творчества 71-летнего архитектора.

Collapse )

Вентспилс: набережная

Во времена Российской империи Виндава находилась в тени соседней Либавы. Последняя и без порта была крупным промышленным центром, важной военно-морской базой, что обеспечило город вполне имперским архитектурным содержанием. В Виндаве же все было гораздо скромнее масштабами. Тем не менее, сейчас вентспилсский порт значительно опережает лиепайский по объему перевалки грузов, а одно время он в принципе был самым загруженным портом Прибалтики. Все это залог относительной благополучности Вентспилса в латвийском контексте. На фоне депрессивной и сонной Лиепаи, практически никак не эксплуатирующей свой туристический потенциал, тут чувствуется движуха, у города есть свой фирменный стиль, он наполнен всегда интересными туристам арт-объектами, здесь придумана слегка непонятная, но оттого не менее яркая фишка с выбором в качестве животного-символа города обычной коровы. Разнообразные коровьи скульптуры стоят повсеместно, а поиск их сам по себе может превратиться в увлекательный квест. Здесь даже ходят (теоретически, на практике я не успел с этим столкнуться) свои собственные деньги - венты, которые можно использовать для оплаты некоторых товаров и услуг, преимущественно туристического характера. В общем, Вентспилс живет, а не как Лиепая выживает.


О вентспилсских коровах, местном порте, залоге благополучия города, вокзале, ливонском замке Виндау, набережной и прогулке к Балтийскому морю во второй серии рассказа об этом занимательном городе.

Collapse )

Вентспилс: Старый город

Вентспилс дословно значит замок на Венте. Вента это такая речка, истекающая из двух небольших озер в самом сердце Жмуди (или Жемайтии), то есть в Литве. Затем Вента течет по своим делам на север, в Курляндию, где берет такая и впадает в Балтийское море. Именно в этой точке в самом конце XIII века ливонские рыцари построили свой очередной замок, а так как Венту они называли Виндау, то и замок они поименовали Виндау. Место было стратегическое, удобное, вокруг замка быстро вырос город, даже вошедший впоследствии в Ганзейский союз. В Виндау располагались крупные верфи Курляндского герцогства, именно отсюда в XVII веке в Новый свет и Африку уходили морские экспедиции, имевшие целью основание полноценных колоний этого миниатюрного, но весьма богатого государства. Как известно, на острове Тобаго в Вест-Индии и на острове св. Андрея (сейчас Джеймс) в Гамбии это на какое-то время даже сделать удалось.

Город пришел в полнейший упадок в результате известных событий конца XVII-начала XVIII веков, а в 1711 году его население еще и дополнительно выкосила эпидемия чумы, на 150 лет ганзейский Виндау захирел. Только со второй половины XIX века уже уездная Виндава начала вновь богатеть благодаря своему порту, составлявшему ощутимую конкуренцию соседней Либаве. В 1890-е виндавский порт модернизировали, а в начале XX века было закончено строительство Московско-Виндавской железной дороги, в Москве появился роскошный Виндавский вокзал, а сам конечный пункт новой магистрали наконец вновь "выстрелил". За 16 лет, с 1897 по 1913 годы население Виндавы увеличилось более чем в 4 раза, с 7 до 29 тысяч человек. Сейчас, кстати, здесь проживает немногим больше - около 40 000 жителей, это шестой по количеству населения город Латвии.


Вентспилс, как Лиепая, традиционно находится вне внимания широких туристических масс. Между тем, даже несмотря на кратковременность экономического бума в начале XX века, в городе успели построить достаточно всего интересного, чтобы с пользой провести здесь от нескольких часов до целого дня, в зависимости от широты ваших интересов. Попытаюсь это показать и доказать.

Collapse )

Польская архитектура Молодечно

Стужкофренд yozas_gubka продолжает свои исследования польского архитектурного наследия в Молодечно, которое неожиданно оказалось довольно богато.


Рекомендую его познавательные обзоры:
- Польское ведомственное жилье;
- Военный городок в Геленово;
- Нереализованный проект гарнизона Войска Польского;

Материалы на беларускай мове, но первый (про ведомственные жилые дома) существует и в русском переводе на уже почти культовом в определенных кругах сайте kraj.by.

Заодно прорекламирую организованное тем же автором сообщество kresy_arch, посвященное, как понятно из названия, архитектуре кресов всходних. Оно только появилось, но, надеюсь, вырастет в познавательный источник информации по этому специфическому, малоизученному специалистами и практически неизвестному широкой публике архитектурному пласту в Беларуси и Украине.

Весной постараюсь съездить в Молодечно, посмотрю отдожиненный город и заодно своими глазами увижу местную межвоенку.

Талси

В истории Тальсена мне кажется самым удивительным тот факт, что этот бывший уездный центр Курляндской губернии в Российской империи был лишь крупным местечком, где жило 4 500 человек из них 40% евреев. Мы как-то привыкли к сочетанию уездный город, и уездное местечко кажется неким оксюмороном, тем более не где-нибудь в малоосвоенной глуши, а в плотно заселенной Прибалтике. Тем не менее Тальсен, нынешний Талсы (или Талси) городом стал только в 1917 году, хотя топоним впервые упоминается еще в 1231 как место жительство куршских племен. Курши облюбовали для себя высокий холм, один из многих в этой местности, над озером, где находилось древнее городище еще курземских ливов.

Талсы превзошли мои ожидания. Во-первых здесь очень хорошо уцелела историческая застройка опять же вполне уездногородского, не местечкового пошиба, а во-вторых этот населенный пункт, где сейчас обитают 12 000 человек, раскинувшийся на 9 холмах на перешейке между двумя озерами, весьма живописен, и даже дождь не смог помешать этот немаловажный факт оценить.


Collapse )

Кандава

История Кандавы столь же типична Курляндии, как и прошлое Тукумса. Впервые упоминается в 1230 году. Через 25 лет место строительства очередного замка Ливонского ордена, вокруг которого со временем сфомировалось небольшое поселение, процветавшее в XVII веке при герцоге Якобе Кеттлера. Затем Кандау вместе с замком был практически полностью разрушен в годы Северной войны и последовавшей эпидемии чумы. Во времена Российской империи местечко (по другим данным все же заштатный город) на территории Тальсенского уезда.

В Кандаве нет выдающихся достопримечательностей: от замка осталась одна башня и фрагменты стен в метр высотой, здесь нет интересных исторических храмов или каких-либо особенных экземпляров светской архитектуры. Тем не менее этот маленький город, где сейчас проживают всего около 4 тысяч человек, по своему интересен. Его центр целиком (ну или почти целиком) сохранил историческую планировку и застройку XIX-первой половины XX века. Да, она в массе своей ординарна, но в совокупности образует собой любопытный и сохранившийся без инородных включений образец прибалтийского городка, не такого конечно эффектного, как Кулдига, но зато, как мне кажется, куда более типичного.


По дороге в Кандаву мы заехали осмотреть еще и две интересные усадьбы. Обо всем этом под катом.

Collapse )

Павильон Беларуси на Expo-2015

На днях были подведены итоги очередного, на этот раз сугубо национального, архитектурного конкурса - на проектирование белорусского павильона на грядущей в мае-октябре 2015 года в Милане Всемирной выставки EXPO-2015, тема которой как никогда близка белорусам - "Накормить планету". Всего участниками были представлены 24 проекта, определены 3 победителя. Под катом результаты этого творческого соревнования.


Участники были ограничены формой участка и бюджетом (1,5 млн евро). На фото выше не победитель, мне просто понравился проект.

Все фотографии Александры Бояриной отсюда. Там их больше, чем у меня под катом, так что кого интересуют подробности добро пожаловать в фейсбук автора снимков.

Collapse )