Category: производство

Category was added automatically. Read all entries about "производство".

Добруш

О существовании города Добруша знал каждый белорусский советский школьник. На задней обложке почти всех тетрадей значилось сакраментальное: "Добрушская бумажная фабрика "Герой труда". Где находился этот самый Добруш, что из себя представляла эта фабрика, детей, а тем более подростков традиционно интересовало мало. Понадобилось 14 лет после окончания школы, чтобы я наконец сюда добрался.

Писчебумажную фабрику в Добруше построили в 1871 году владельцы тогда еще села князья Паскевичи. К тому времени населенный пункт уже целый век был более-менее крупным промышленным центром, в город при этом не вырастая: с конца XVIII века здесь работало несколько мануфактур, основанных предыдущими владельцами Добруша Румянцевыми. В 1887 через Добруш прошла Полесская железная дорога и жить здесь стало совсем комфортно. В 1926 году село получило статус рабочего поселка, спустя год стало городом, а в 1935 году и райцентром, к настоящему моменту довольно большим - сейчас здесь живет около 18 000 человек. Бумажная фабрика "Герой труда" при этом по-прежнему является главным городским предприятием, а комплекс ее зданий конца XIX-первой половины XX века - основной добрушской достопримечательностью.

Герб Добруш получил 6 апреля 2001 года. В зеленом поле французского щита три бухты каната серебряного цвета с черными швами.


Расположился Добруш на реке Ипуть. О городе будет две серии, первая из которых о левобережье Ипути.

Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Клинцы: Стодол

В нескольких километрах к востоку от посада Клинцы в первой половине XVIII века на месте выкорчеванного куска дремучего леса появилась деревня Стодол. Именно там, за клинцовскими пределами в 1872 году богатый купец и чулочный промышленник Василий Барышников решил построить новую крупную суконную мануфактуру. Для начала он выкупил Стодол у прежних владельцев, заодно приобрел и окрестное одноименное озеро, и к 1879 году просторный краснокирпичный корпус новой фабрики, выпускавшей армейское сукно, был готов. В дальнейшем предприятие разрослось (в 1914 году оно давало продукции уже на 7 миллионов рублей), а вокруг него сформировался жилой поселок, впоследствии слившийся с соседними Клинцами. Но до сих пор район площади Ленина называют в этом городе Стодолом.


О нем и о сохранившемся ансамбле Стодольской мануфактуры в последней клинцовской серии.

Collapse )

Клинцы: от вокзала к центру

До середины августа 2012 года я бывал на Брянщине лишь однажды, собственно в областном центре, который и описал достаточно подробно в 2010-м. Месяц назад я в область на 2 дня вернулся, чтобы осмотреть еще 3 города и райцентра на ее юго-западе: Клинцы, Новозыбков и Злынку. Места оказались интересные, архитектурой не обделенные. Начнем с Клинцов, куда я прибыл на автобусе из Гомеля.

Слобода Клинцы была основана в 1707 году старообрядцами-переселенцами из Ветки. В 1782 году из слободы Клинцы стали посадом Сурожского уезда сначала Малороссийской, а потом Черниговской губернии. Посады - это достаточно крупные торгово-промышленные населенные пункты, по тем или иным причинам не удостоенные городского статуса. В 1830-е годы здесь начала бурно развиваться текстильная промышленность. Традиционно предприимчивые купцы-староверы построили в посаде несколько крупных суконных мануфактур (в 1900 году таких фабрик было уже 10 штук), но несмотря на значительный рост населения и определенную зажиточность городом до революции Клинцы так и не стали, хотя и были раза в три крупнее уездного центра Суража. Сейчас Клинцы - второй по количеству населения город Брянской области, здесь живут чуть больше 60 000 человек. Благодаря своему текстильному прошлому, здесь в достаточно больших объемах сохранилась масштабная дореволюционная застройка.


О Клинцах будет три поста, в первом из которых мы пройдем от железнодорожного вокзала к центру города.

Collapse )

На юго-восток!

Гомельщина в настоящее время остается постыдным белым пятном на моей личной карте Беларуси (к сожалению, визуализировать срам не получится: сайт vandrouka.by, позволявший составлять карты посещенных районов страны, очень вовремя перестал работать). Уму не постижимо, но во всей области я видел только сам Гомель. Настало время заняться досадным пробелом, в связи с чем завтра уезжаю в небольшой 5-дневный трип. К Гомельской области заодно присовокуплю три города на Брянщине, это уже в рамках программы по исследованию сопредельных Беларуси регионов.

Карта примерно такая:


Транзитом через Гомель, где будет пара свободных часов, которые планирую потратить на Новобелицкий район (бывший уездный, а потом заштатный город Новая Белица), в Клинцы, далее Новозыбков и Злынка. Потом Гомельщина: Добруш (продукцию местной фабрики "Герой труда" знал каждый белорусский советский школьник), Ветка (староверы), ночевка в Гомеле (с возможным посещением довоенного рабочего поселка Костюковка), Речица (нефть!), Светлогорск (наркоманы, СПИД, химия, а-а-а-а), Жлобин (большая металлургия), Рогачев (сгущенка).

Города почти все достаточно крупные и в плане интересного перспективные.

Гомельчане, подскажите, осталось ли что-нибудь в Новобелице от уездного прошлого? Вроде бы нет, но мало ли.

Едем уже привычной спив спевшейся компанией со славными коллегами romodin, yardkeeper и nordprod.

Могилев индустриальный

Могилев, помимо прочего, еще и крупный промышленный центр. Заводы и фабрики начали появляться здесь еще до революции, но городом по-настоящему большой индустрии Могилев стал только при советской власти. Еще до войны здесь был построены швейная, обувная и фабрика искусственного шелка (первое в БССР химическое предприятие), труболитейный и авторемонтный заводы (поселок последнего мы даже осмотрели). После войны химическая и машиностроительная специализация областного центра была расширена и углублена. В эту поездку мы с romodin решили вернуться от железнодорожного вокзала в центральную часть города окружным путем, через восточную промышленную зону, где помимо прочего располагается и предприятие, производящее, пожалуй, самую известную остальным беларусам могилевскую продукцию.


По пути зашли и в жилой район "Юбилейный".

Collapse )

Могилев: возвращение из Заднепровья

После осмотра поселка им. Кирова нас начало обуревать естественное желание оказаться на большой земле, да поскорее. Проделывать весь обратный путь пешком было конечно нецелесообразно, поэтому у Любужского рынка мы погрузились в комфортабельный троллейбус, который с ветерком и доставил нас на перекресток Пушкинского проспекта и улицы Габровской. Отсюда различными могилевскими районами и кварталами мы вернулись на уже знакомую площадь Ленина, форсировав Днепр по мосту Шмидта.


Об этой дороге и пойдет речь в седьмой могилевской серии.

Collapse )
  • Current Music
    Kid Cudi - Pursuit Of Happiness (Steve Aoki Dance Remix)
  • Tags
    ,

Могилев: поселок им. Кирова

До войны строительство новых социалистических городов и поселков не имело такой массовый характер, как в послевоенные годы, по крайней мере в БССР. Масштабные градостроительные проекты у нас ограничивались уровнем небольших рабочих поселков при вновь возводимых предприятиях. В июле прошлого года я побывал в одном из таких поселков, Ореховске, появившемся в первой половине 1930-х годов недалеко от Орши при Белорусской ГРЭС. Создавались подобные образования и в качестве отдельных районов комплексной застройки в уже существующих населенных пунктах. Примером является рабочий посёлок им. Кирова Могилевского авторемонтного завода, расположившийся на юго-восточной окраине города на магистрали Могилёв-Орша.

Строительство Могилевского авторемонтного завода №7 началось в августе 1932 года. В следующем году стали возводить и жилой поселок для его будущих работников. Он включал комплекс жилых и торговых зданий, школу, детские ясли, клуб. Официально т.н. ГАРЗ-7 открылся в июле 1935-го, поселок достраивали еще пару лет. В конце 30-х годов Могилевский АРЗ фактически стал оборонным предприятием - значительную часть его программы составляли спецзаказы. Он был основной ремонтной базой для автомобильных и бронетанковых частей Западного Особого Военного округа. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Заволжье и стал частью моторостроительного гиганта, производившего авиадвигатели для знаменитых ИЛ-2. После войны выпускал паросиловые установки, электромостовые краны и маслозаправщики на базе автомобилей ГАЗ, а с 1960 года перешел на производство землеройно-транспортной и автомобильной техники. Сейчас Могилевский автомобильный завод входит в состав РУП "БелАЗ".


Довоенный рабочий поселок со временем оброс новыми жилыми домами разных лет и масштабов, но тем не менее сохранил некоторое количество оригинальной застройки и определенный колорит. Мы с romodin шли туда абсолютно не зная, что нас там ждет. Поселок стал приятным открытием всей поездки.

Collapse )

Калуш: окраины

«Для блага Родины творимая, да здравствует большая химия!..»

Из народного фольклора.


Кипучей натуре Никиты Сергеевича было определенно мало индустриального строительства жилья, кукурузы - царицы полей и освоения целины. В начале 1960-х годов у него появилось новое увлечение. Творчески переработав известный ленинский лозунг и заявив, что "Коммунизм - есть советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства", Хрущев дал установку на ускоренное развитие химической промышленности. 1-й секретарь ЦК КПСС уверял, что «химия даст возможность не только кардинально решить проблему изобилия сельскохозяйственных продуктов, но и откроет безграничные возможности для производства чрезвычайно широкого ассортимента высококачественных товаров народного потребления». По всей стране началось строительство десятков и десятков крупных и средних химических предприятий. Особенного изобилия сельхозпродуктов и ширпотреба правда почему-то не случилось.

Новый промышленный гигант появился и в Ивано-Франковской области УССР. Здесь, рядом с небольшим городком Калуш, на базе крупнейшего в республике Калуш-Голинского месторождения калийных солей развернулось строительство огромного химико-металлургического комбината. Открывшись в 1968 году, в будущем он объединил до 12 различных заводов, производивших калийные, магниевые и сульфатные удобрения, полиэтилен, хлорвинил и прочую нужную народному хозяйству продукцию. На пике развития работали на комбинате около 17 000 человек. В 1990-е большая часть этих химпроизводств закрылась, внезапно выяснилось, что их отходами засрали весь Калуш и его ближайшие окрестности, а в довершение всех бед оказалось, что шахтные выработки расположены прямо под жилыми домами, имеют свойство затапливаться и проваливаться.


О Калуше, городе Большой Химии, в этой серии.

Collapse )

Новополоцк: пионерный поселок

Новополоцк, между прочим, крупнейший (по численности населения) город Беларуси, не имеющий статуса райцентра. И хотя совсем недавно этот городок Полоцкого района Витебской области потерял звание стотысячника (вместе с Лидой), все равно оставшиеся жить тут 98 000 человек по нашим меркам внушают уважение.

Первые строители высадились на левом берегу Западной Двины, в 15 км ниже по течению от Полоцка, в июне 1958 года. Здесь, в районе снесенной позже деревни Слобода началось возведение т.н. пионерного поселка, палаток, бараков и первых трехэтажек, где должны были жить строители нового нефтехимического комбината и будущего города его работников. В начале 1960-х годов вокруг этой застройки начали расти первые, пятиэтажные еще, микрорайоны, затем сюда пришли и девятиэтажки. Со временем старые кварталы пионерного поселка практически полностью снесли, и о начальных годах существования Новополоцка сейчас напоминают лишь единичные здания.


О Старом Новополоцке в этой серии.

Collapse )

Новополоцк: музей истории города

В июле 1954 года Совет министров СССР выпускает постановление «О мероприятиях по дальнейшему развитию нефтяной промышленности». Одним из таких мероприятий должно было стать строительство на севере Белорусской Советской Социалистической Республики крупнейшего в Европе комплекса нефтехимических предприятий. Спустя 4 года, в марте 1958-го, Совет Министров БССР принимает решение об организации в городе Полоцке строительного треста №16, которому присваивается наименование – «Нефтестрой». В апреле 1958 года создается дирекция завода и строительство Полоцкого нефтеперерабатывающего завода объявляется всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройкой.

7 июня 1958 года на левом берегу Западной Двины в 10 км от Полоцка ниже по течению реки высаживается первая группа строителей и начинается сооружение т.н. пионерного городка. В стране родился новый населенный пункт, позже названный Новополоцком.


Современный герб Новополоцк получил 4 июля 2002 года. В голубом поле испанского щита три серебряных волнистых пояса, над которыми серебряная кувшинка с двумя золотыми развернутыми стилизованными лепестками.


Оказавшись в Новополоцке ради ночевки в ходе июньской поездки по Псковской и Витебской областям, мы с romodin договорились непременно сюда вернуться для полноценного изучения этого города и, заодно, соседнего исторического Полоцка. Возвращение состоялось 24-25 сентября 2011 года. В первой серии музей истории Новополоцка.

Collapse )