darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Архитектура в кино: Минск и Москва в фильме "Тысяча окон" (1967)

Об этом фильме я впервые узнал, прочитав о нем заметку в одном из ноябрьских номеров "Вечернего Минска" за 1967 год. В статье сообщалось, что "Беларусьфильм" выпустил на экраны новый необычный ("новаторский") фильм, посвященный любви, дружбе и прочим отношениям внутри интерациональной группы студентов Московского государственного университета. Газета обещала молодых неизвестных актеров, подробные "раздумья о путях и судьбах молодежи, о ее мечтах и чаяниях, делах и поступках" и, главное, полный отказ от павильонных съемок в пользу "натуры".

Этого всего хватило, чтобы меня заинтересовать, однако в открытом доступе в Интернете этого фильма не оказалось. Мир, впрочем, не без добрых людей. Мне написал 2211103, координатор программы по оцифровке белорусского кино, оказавшегося в российском Госфильмофонде и, тем самым, по возвращению его на родину. Он предложил предоставить для просмотра копию фильма, на что я с удовольствием и согласился. Выяснилось, что "Тысяча окон" попала в число выкупленных в складчину картин еще в прошлом году.

Фильм оказался ровно таким, каким я и ожидал. Отчетливо оттепельный по своей атмосфере, без четко выраженного сюжета, но зато нарочито красиво снятый с большим количеством философствований и самокопания интеллигентных молодных людей. Продвинутая молодежь любила такие фильмы тогда, любит и сейчас. Главный герой любит ходить в кедах, умную литературу, отдыхать с друзьями в кафе, периодически фотографировать, у него есть велосипед и он склонен к странным поступкам. Сегодня его назвали бы хипстером.


Снимались "Тысяча окон" "Беларусьфильмом" в Москве, однако в самом начале на пару минут в кадре появляется и Минск, и вновь снятый с вертолета. Об этом и других любопытных эпизодах картины в очередном кинообзоре.

Важный дисклеймер. Все желающие оказать поддержку программе выкупа нашего кино из Госфильмофонда России, могут передать посильные суммы.

В Минске собирает Андрей 2211103 Скуратович: (017) 291 49 19, (044) 747 34 00
В Москве - Алина Родачинская +7 925 311 89 00.
Яндекс.Деньги 410011448026607 - пожалуйста, указывайте "на кино" для идентификации!

Актуальная информация по сбору денег пока тут.



1. Сначала еще раз заинтересовавшая меня заметка о фильме в "ВМ".


2. Паттерн, которым фильм открывается. В середине имена его персонажей (Жюль, Росита, Альберт), а в самом центре главный герой - Андрюша Василенок, студент-геолог из МГУ.


3. Для представления героев в дебюте картины показываются небольшие ролики с их родины (Бельгии или Конго, например). Получает свои пару минут и Андрей, ничем другим присутствие Минска в этом фильме объяснить нельзя. На передний план тут, между прочим, попадают редчайшие кадры исторической застройки улицы Берсона в последние годы ее существования. Как видите, улица выходила на площадь Ленина между Красным костелом и Первым домом Советов.


4. Вертолет смещается правее, делая петлю над площадью. Хорошо видны территория костела и дом Костровицкой в правом верхнем углу кадра. Обратите внимание, и на схему организации движения на площади.


5. Вообще в фильме 1967 года почему-то использована уже устаревшая съемка Минска, если учесть, что дом Костровицкой снесли к середине 1960-х. Главный герой Андрюша: "Почему я именно так вспоминаю свой город? Однажды мать взяла меня в прогулку... на вертолете. И с того дня Минск я помню именно таким". А вас мама брала в прогулку на вертолете? Неудачники!


6. Совсем непривычный уже вид площадки перед Домом правительства с потрескавшимся асфальтом. Ленин скульптора Манизера взглядом фактически упирался в доходник Костровицкой.


7. Вертолет разворачивается. Дом правительства какой-то грязноватый.


8. В следующую секунду в кадр попадает и тень вертолета. Здесь также видна оригинальная застройка ул. Берсона.


9. Площадь Ленина с Первым Домом Советов.


10. Камера перепрыгивает к Свислочи.


11. Парк Горького еще с кинотеатром "Летний" и первой городской электростанцией на противоположном берегу реки.


12. Площадь Победы еще круглая.


13. Перспектива улицы Захарова с новеньким корпусом Института иностранных языков.


14. Внутриквартальная застройка между Ленинским проспектом и улицей Румянцева.


15. Академия наук.


16. За ней достраивается корпус академической Фундаментальной библиотеки, который будет открыт в 1967 году.


17. Хроникальные съемки города после освобождения.


18. Вслед за этим начинаются титры картины на фоне окон Главного здания МГУ на Ленинских горах в Москве.


19. Одна из главных героинь - такая типичная девушка 1960-х (актриса Алла Чернова). Она ведет диалог с своим бойфрендом-белорусом (тот самый Андрюша), за которого новаторски выступает кинокамера. Так она с ним и говорит несколько минут, причем диалоги весьма характерные для оттепельного кино, типа:

- А почему ты выбрала математику? Чтобы не думать о людях?
- Чтобы не думать о тебе, старик.


И вот это обращение "старик", крайне модное в молодежной среде в то десятилетие.


20. Она же в очках на фоне мегадоски в одной из аудиторий. Девайс в кино включается и лента доски, покрытая загадочными для меня письменами еще и двигается.


21. Фильм практически весь снят в и около МГУ, так что зрители могли вдоволь насладиться интерьерами жилых комнат и общественных помещений университета.


22. Главный герой, будущий геолог, минчанин Андрей Василенок (в исполнении Валерия Погорельцева).


23. В университетской общаге, возможно снимавшейся в одном из боковых крыльев ГЗ МГУ.


24. В комнату подселяют нового студента Альберта из Бельгии и тот первым делом прибивает над кроватью распятие (!).


25. В лифтовом холле. Слева Жюль, еще один герой фильма, он студент из Бельгийского Конго и состоит в связи с Роситой из франкистской Испании. Тот факт, что у бельгийца Альберта в Конго негры убили отца, добавляет в эту дружбу народов щепоточку ДРАМЫ.


26. Такими вот концептуальными кадрами полон фильм.


27. Это Андрей ждет подружку, которая тем временем ездит на мотоцикле и имеет вторые отношения с соседом Андрея по общаге Сережой. Оттепель такая оттепель.


28. Модная.


29. В гардеробе висит огромный постер только-только вышедшего блокбастера Сергея Бондарчука, причем постер англоязычный.


30. Андрюша - юноша, склонный к фантазиям и в одной из них он выступает перед пустым залом Дворца съездов.


31. Тоже модный как в Mad Men прямо.


32. Эпизод в кафе я локализовать не смог, моих знаний Москвы для этого не хватило. Может в комментах отыщется москвовед, способный распознать эту стекляшку 1960-х годов.


33.


34.


35. На улице танцплощадка и играет джаз-бенд.


36. Тусовка очень современная. Интернациональный состав, декан факультета (женщина кстати) за одним столиком со студентами...


37. Москва 1960-х, не знаю, насколько выдуманная.


38. Красиво. Площадка у кафе.


39. Бутылка чего-то "Яблочного" на столе и студент практически в свитере с оленями.


40.


41.


42. Вечер заканчивается, но это не повод расходиться.


43. Действие незаметно переносится к кинотеатру "Россия" на Пушкинской площади, так что и кафешка возможно располагалась где-то рядом.


44. Проезд под эстакадой, ведущей в фойе кинотеатра.


45. Пушкинская площадь с кинотеатром "Россия" на заднем плане.


46. Затем продолжаются ночные прогулки по Москве. Сивцев Вражек, в перспективе здание МИД СССР.


47. За героями строится книжка СЭВа у Новоарбатского моста.


48. Собственно мост и гостиница "Украина" на противоположном берегу Москва-реки.


49. - А куда теперь мы?
- Бассейн. погрузимся разок-другой и до дома, вкалывать.


Такие вот будни московских студентов.


50. Разок-другой растягивается на чтение вновь-таки "Войны и мира".


51. Оказывается, что погружаются друзья в бассейн "Москва". В кадре фигурирует замечательная панорама этого утраченного в пользу новодела исторического памятника.


52.


53.


54. В кадре много голых москвичей.


55. "Дом на набережной".


56. Набережная Москвы-реки у бассейна "Москва". Слева церковь Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках.


57. В университетской библиотеке. Два парня одной девушки.


58. Очень много натурных съемок Главного здания МГУ.


59. Белорус Андрюша в кедах и бельгиец Альберт.


60. В неустановленном бассейне.


61. Опять красиво выстроенные кадры.


62. - Почему молчишь?
- Взрослею.



63. Ему бы еще и айфон.


64. Драматический разговор на стоянке автобусов. Любители древнего общественного транспорта будут довольны.


65.


66. Слева испанка Росита, которая не хочет отпускать своего возлюбленного Жюля на родину в Конго и потому крадет его диплом.


67. В комнате Роситы в общежитии.


68. Специалисты могут попробовать опознать радио.


69. Андрюша замечает фотоаппарат. На стене постер с Жераром Филиппом.


70. Как настоящий прахипстер, он не может спокойно пройти мимо. Обратите внимание на фрагмент ГЗ МГУ за окном.


71. Автобусы в Сивцевом Вражке.


72. Росита пытается наглотаться таблеток.


73. А потом улететь на франкистскую родину. Аэропорт "Домодедово" и автопоезд для перевозки пассажиров на базе старого "РАФика".


74. Слева в кадр попал старый логотип аэропорта. Для меня было открытием, что они существовали и в то время. По-моему очень стильный.


75. Вид на перрон. Темный самолетик вверху нарисован на стекле, а не заходит для тарана аэровокзала.


76. У магазина "Березка". Welcome to the Beriozka shop.


77. Рекламные материалы на столике при входе.


78. Улица Горького (сейчас Тверская) из окон Центрального телеграфа. Вывеска парикмахерской и сплошные "Волги" на улице.


79. Камера поворачивается правее, в кадр попадает сочлененный троллейбус и магазин "Диета" на дальней стороне улицы.


80. И вновь МГУ.


81. Видимо, конференц-зал. Имперская роскошь.


82. "А между прочим нас [иностранных студентов] и вообще иностранцев интересуют не только лекции, симпозиумы и "Столичная" водка, но просто люди, образ мыслей, истина!


83. Декан геологического факультета ездит на "Москвиче-408".


84. Девушка Марина пытается догнать улетающего в тайгу одного из бойфрендов.


85. У метромоста и станции "Ленинские горы".


86. Грустная, она идет далее вдоль некого неустановленного мной магазина с отличным неоновым оформлением витрин.

UPD. Магазин "Лейпциг", Ленинский проспект, 87. Открыт в 1965 г., переехал на новое место в 1978 г.


87.


88.


89. Пытается перейти Горького-Тверскую у гостиницы "Минск".


90.


91. Гостиница уже снесена, так что эти кадры представляют собой немалую краеведческую ценность.


92. В конечном итоге она попадает под машину и ломает очки. В левом верхнем углу вывеска "Минска". Наверняка такой фон был выбран неспроста.


93. Тысяча окон.


94.


95.


96. "И не нужно меня жалеть. Я жил по идее, как бог!".


97.


98. Конец.


В предыдущих эпизодах:

1. "Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
2. "Любимая" (1965, реж. Ричард Викторов).
3. "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973, реж. Эльдар Рязанов).
4. "Берегись автомобиля" (1966, реж. Эльдар Рязанов).
5. "Высоцкий" (2011, реж. Петр Буслов).
6. "Соло для слона с оркестром" (1976, реж. Олдржих Липский).
7. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Леонид Гайдай).
8. "Давай поженимся" (1982, реж. Александр Ефремов).
9. "Два воскресенья" (1963, реж. Владимир Шредель).
10. "Дайте жалобную книгу" (1964, реж. Эльдар Рязанов).
11. "Бриллиантовая рука" (1969, реж. Леонид Гайдай).
12. "Шпион" (2012, реж. Алексей Андрианов).
13. "Задача с тремя неизвестными" (1979, реж. Борис Шадурский).
14. "Водитель автобуса" (1983, реж. Борис Шадурский).
15. "По секрету всему свету" (1977, реж. Игорь Добролюбов).
16. "Удивительные приключения Дениса Кораблева" (1979, реж. Игорь Добролюбов).
17. "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975, реж. Эльдар Рязанов).
18. "Д'Артаньян и три мушкетера" (1978, реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич).
19. "Я объявляю вам войну" (1990, реж. Ярополк Лапшин).
20. "Леон Гаррос ищет друга" (1960, реж. Марсель Палиеро), ч.1, Москва.
21. "Леон Гаррос ищет друга" (1960, реж. Марсель Палиеро), ч.2, Сталинград, Жданов, Братск.
Tags: кино, минск (2013), москва
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →