?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читаю потихоньку подшивки "Вечернего Минска", и захотелось вдруг начать новый цикл о том, чем раньше жил город, на основе материалов этой городской газеты. Не знаю, насколько у меня хватит энтузиазма, но начну с самого начала, с ноября 1967 года, когда 1-го числа из типографии вышел первый номер "Вечерки". Один пост - один месяц из жизни большого города.


Итак, ноябрь 1967 года. В Москве закончилось строительство Останкинской телебашни, провозглашена Народная Республика Южного Йемена (будущая НДРЙ, социалистический Йемен), в космос запустили "Аполлон-4", а в Минске в это время было более 800 000 жителей.



01.11.1967

1. Поздравление с выходом новой газеты от 1-го секретаря Минского горкома КПБ Льва Метлицкого, который впрочем уже вскоре, до конца года, будет с этой должности переведен. Здесь же, на первой странице первого номера поздравления от редакций вечерних городских газет других городов Советского Союза.


2. Важное событие - начало передач цветного телевидения. Правда, в городе было всего пять цветных телевизоров, но не беда, вскоре "цветные телевизионные приемники" обещали поставить в торговую сеть по цене 800-1250 рублей.


3. Пока же можно было в кинотеатрах посмотреть цветную киноэпопею "Железный поток".


02.11.1967

4. Активно застраивается жилой район по Раковскому шоссе. Жителям сданы еще 2 пятиэтажки. Может быть кто-то узнает свой адрес? :)


5. Аналогичная ситуация на ул. Червякова. Шоферу ММЗ и контролеру ОТК завода тракторных запасных частей (где это такой?) досталась новая трехкомнатная квартира. Повезло, сейчас район считается очень хорошим, и квартира стоит наверное тыщ сто.

UPD. Завод тракторных запасных частей - нынешний завод шестерен на Долгобродской.


6. Страна (и Минск конечно тоже) живет ожиданием 50-летнего юбилея Октябрьской революции. "Аллея героев" на Ленинском проспекте в районе площади Победы.


7. К праздничному столу. Минский холодильник №2 (обратите внимание, не хладокомбинат, а холодильник) у Камвольного предлагает горожанам свои мороженые десерты.


8. Новинка радиозавода - небольшой приемник "Этюд" за 37 руб. 98 коп.


03.11.1967

9. Опять же к празднику открылся Государственный музей БССР в дореволюционном здании Госбанка на ул. Карла Маркса, 12. Телеграмму прислала министр культуры Фурцева.


10. Город продолжает готовиться к 7 ноября. К юбилею открылось 5 новых магазинов, в частности гастрономы по ул. Опанского и Харьковской (фотка продавца последнего) и овощной в Зеленом луге.


11. Очередная премьера в минских кинотеатрах - появление на экранах знаменитого в будущем Будулая. Впрочем, этот Будулай - самый первый, персонаж стал куда более популярен в конце 1970-х-середине 1980-х годов с выходом римейков экранизации романа Анатолия Калинина.


05.11.1967

12. Завтра площади 8 марта. Только что открылся новый мост через Свислочь (по ул. Горького), автостанцию с площади планируется вынести, а от Центральной площади устроить парадный променад к реке. "Из старых построек останутся только те, которые представляют собой несомненную историческую ценность". Остается только порадоваться, что эти планы не осуществились, и Минск все же сохранил фрагменты Верхнего города. Интересно, что парк Победы у Комсомольского озера планировалось в будущем трансформировать в ЦПКиО.


13. И вновь премьера, на этот раз производства "Беларусьфильма". Триллер о встрече девочки Анюты с Лениным. В предыдущих номерах "ВМ" фильм анонсировался как "Аленкина дорога", но к 5 ноября название все же исправили.


14. Новинка Минского мясокомбината на Казинца: колбаса "Беловежская" из мяса лося и дикого кабана. Вот это да!


15. Новый троллейбусный маршрут №12 соединяет с Комаровкой строящийся спальник на западе города. Нынешний маршрут 12-го троллейбуса лишь частично совпадает с историческим: он ходит между ДС "Карастояновой" и ДС "Лермонтова".


06.11.1967

16. Улица Республиканская, нынешняя Романовская слобода, в сторону Юбилейной площади. Свежие 9-этажки с встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания.


09.11.1967

17. Юбилей Октября отпразднован. На совсем пустой еще Центральной площади планируют установить обелиск в честь грандиозного события. Этого так и не случилось, вероятно из-за затянувшегося на десятилетия проектирования нового архитектурного ансамбля площади.


10.11.1967

18. "Бурными темпами растут новые дома в микрорайоне Зеленый луг". На снимке скорее всего стройка одной из 9-этажек по нынешнему Логойскому тракту (24, 28-1 или 32-1).


19. Открылся новый учебный корпус Технологического института (вероятно по адресу Свердлова 13а).


20. И новое почтовое отделение на Ольшевского. Большая часть строительных новостей именно с Раковского шоссе и из Зеленого Луга.


21. Рассказ о работе химчистки на Плеханова 20. Она существует до сих пор и даже сохранила старую вывеску.


11.11.1967

22. Новое кафе "Елочка" на перекрестке Ванеева-Долгобродской (точный адрес Ванеева 2). Сейчас в его помещениях магазин автозапчастей.


23. Помогите опознать место съемки.


24. Сдаются новые дома на Опанского и Харьковской. "119-квартирные здания-красавцы встречают счастливых людей". :) Любопытно, что район назывался "Харьковским", а не районом по ул. Харьковской.


13.11.1967

25. Вид на жилой район по ул. Бондаревской, Золотую горку в сторону пл. Якуба Коласа. Новенький замечательный дом архитекторов Сысоева и Кудрявцева на Берестянской пока существует в единственном экземпляре. Здания по бульвару Луначарского (нынешний бульвар Мулявина), разумеется, еще не реконструированы, нет пристройки музыкальной школы №1 на ул. Радистов (сейчас ул. Золотая горка).


26. Новые "Икарусы" в Минске! Первые четыре автобуса получил автобусный парк №1. Нет уже ни того парка, ни конечно тех "Икарусов".


14.11.1967

27. А вот иллюстрация к одной из предыдущих новостей. Троллейбус нового маршрута №12 (пл. Якуба Коласа-жилой район по Раковскому шоссе) направляется к Дворцу спорта, гласит подпись. На самом деле троллейбус едет по ул. Горького, по новому мосту через Свислочь в сторону как раз пл. Якуба Коласа. На заднем плане здание института "Белпромпроект" на пл. Свободы.


28. Советский народ продолжает волновать вопрос: "Кто же все-таки убил Кеннеди?". Жителям Минска не хочется верить, что это был бывший минчанин Ли Харви Освальд. Конечно, это сделали фанатичные антикоммунисты, связанные с ВПК, ЦРУ и прочей агрессивной военщиной.


29. Миноблсовпроф организует турпоездки за границу (!) и приглашает всех желающих (!!), в т.ч. в Алжир, Тунис и Марокко (!!!), а также на Олимпиаду в Гренобле. Обратите внимание на цены. Дом профсоюзов еще размещается на площади Свободы в здании бывшего мужского базилианского монастыря. Из других событий: ассистент Козя С.А. пытается стать кандидатом медицинских наук, изучив развитие нервов языка и их связей у человека и кошки. Жесть какая.


15.11.1967

30. Строится новый бассейн на ул. Каховской. В будущем он получит название "Орленок", успешно существует до сих пор.


31. Панорама бульвара Шевченко. Район, насколько я знаю, в те годы имел далеко не лучшую репутацию. На первом этаже девятиэтажки справа (бульвар Шевченко, 17) размещалось почтовое отделение №68, сберкасса и хозяйственный магазин №17 Мебельхозторга.


32. Заметка о работе минского железнодорожного вокзала. Интересна информация о фирменных поездах: "Спутник" (Минск-Могилев) и "Ракета" (Минск-Столбцы, !). Новинка в кассах - билетопечатающие машины.


16.11.1967

33. Улица Кирова и "ворота города" образца 1967 года.


34. "Парковая магистраль теснит старые домишки". На снимке "Белпромпроект" и вроде бы Холодная синагога, старейшее к тому времени здание Минска, XVI век, действительно "старый домишко".


35. Происшествия с работником "Белгипростроя" и слесарем обувной фабрики "Луч". Особенно обидно за слесаря Гейченко, наперекор фамилии снявшего на вокзале Машу Шамшуру и ставшего жертвой коварной девицы.


36. Заметка о работе магазина-салона "Очки" на Республиканской. На некоторых старых фотографиях улицы видна его вывеска с огромными очками.


37. Отдел "Сувениры" магазина "В полет", как я понимаю, расположенного в здании аэровокзала аэропорта "Минск-1".

UPD. Магазин располагался в угловом здании на перекрестке Чкалова-Аэродромной, частично занимаемом гостиницей "Полет".


38. Любопытный фельетон, живописующий прелести жизни в Чижовке. Дорога из района до стадиона "Динамо" отнимала у бедного старшего инженера Минсельхоза БССР полтора-два часа.


17.11.1967

39. Конвейер МАЗа.


40. Новинки "Беларусьфильма". Фильм "Тысяча окон" очень заинтересовал, пусть он и в Москве снимался.


41. Авиарасписание на первое полугодие 1968 года. Ежедневные рейсы в Копыль (3 руб.), Любань (3 руб.), Докшицы (3 руб.) и Чашники (4 руб.), Новогрудок (3 руб.) и даже в Ушачи (6 руб.), Даугавпилс (7 руб.) и Львов (13 руб.). Билет в Вильнюс на Ил-14 стоил 5 рублей, самолет летел 50 минут. Вот так вот, пятерка, часа полтора-два и ты в "Акрополисе" или в "Олд Грин Хаусе".


18.11.1967

42. Резонансная авария на перекрестке Маркса-Комсомольской. В главных ролях инженеры Вячеслав, Юрий и, не побоюсь этого слова, Эрнст, а также официантка кафе аэропорта Людмила.


20.11.1967

43. Молодая улица Ванеева. Вот в такой пристройке к девятиэтажке серии МК-9 размещалось и кафе "Елочка".


44. В Минске открылся видеотелефонный пункт. 1967 год, фантастика.


45. Упоминавшиеся выше девятиэтажки на Логойском тракте с трамваем на переднем плане. Один из жилых домов до недавнего времени сохранял оригинальную вывеску парикмахерской.


21.11.1967

46. 20 ноября началась массовая засыпка Кургана славы у Московского шоссе.


47. Рендер проекта скульпторов А.Бембеля и А.Арцимовича.


48. Едут панели в новый микрорайон Минска - Курасовщину.


22.11.1967

49. Панорама перекрестка Ленинского проспекта и ул. Типографской (сейчас Сурганова). Тут мало что поменялось за 46 лет.


23.11.1967

50. Очередная большая стройка - новой 13-этажной гостиницы на Парковой магистрали. Она должна была называться "Интурист", но в итоге из-за 50-й годовщины революции стала "Юбилейной".


51. "Впервые в нашу республику финской фирмой "Коне" поставлены совмещенные лифты со скоростью движения кабины 2 метра в секунду".


52. Продлен маршрут автобуса №16 от Автозаводской площади (где, подскажите, находилось кольцо?) до нового микрорайона "Стиклево", впоследствии переименованного в "Ангарскую". Автобус ходил от автостанции на пл. 8 марта. Сейчас 16-й автобус продолжает связывать Ангару, но уже с Чижовкой.

UPD. Кольцо находилось у перекрестка Партизанского проспекта и улицы Енисейской (сейчас Варвашени).


24.11.1967

53. "Завтрашний день Немиги".


28.11.1967

54. Строится бассейн "Трактор" на Долгобродской. Забавно, что он и сейчас строится, но уже новый.


55. Ретроспектива вполне актуальных французских фильмов. Представляю, как народ на них ломился.


29.11.1967

56. Белорусский атомный реактор, вероятно в Соснах.


57. Сдан в эксплуатацию новый корпус Фундаментальной библиотеки Академии наук.


58. Другие строительные новости. Автотракторный факультет БПИ на Якуба Коласа успешно построили, а вот Дом партийного просвещения на Центральной площади так и не случился. В итоге его возвели на берегу Свислочи у завода "Кристалл", и сейчас мы его знаем как КЗ "Минск".


59. Большое счастье придет в следующем году в частный сектор в районе ул. Брестской.


60. Встретились два пьяных одиночества. Ресторан "Сосны" и сейчас существует на перекрестке Партизанского проспекта и ул. Кулешова, служит испытательным полигоном для учащихся расположенного в том же комплексе кулинарного ПТУ.


61. Автобус №3 продлен до Чижовки и до сих пор (!) так и продолжает ходить по этому маршруту. Надо полагать, чижовский инженер Минсельхоза из фельетона выше до работы стал добираться чуть быстрее.


30.11.1967

62. В СССР имелась такая сущность, как туристские поезда. Мне бы понравилось, факт.


63. 32-й автобус продлен до "Орловского микрорайона" и связывал теперь его с местами приложения труда в Заводском районе. Сейчас маршрут проходит по совершенно другим районам города.


Переходим к декабрю? :)
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 119 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
aliaksei
Mar. 13th, 2013 07:25 am (UTC)
Откуда в Швеции правый руль?
(no subject) - genevien - Mar. 13th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - aliaksei - Mar. 13th, 2013 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - ganna_yanich - Mar. 13th, 2013 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unclesam73 - Mar. 13th, 2013 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - Алесь - Mar. 13th, 2013 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 005_kefir - Mar. 13th, 2013 02:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - 005_kefir - Mar. 13th, 2013 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vadim_i_z - Mar. 14th, 2013 11:29 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vadim_i_z - Mar. 14th, 2013 07:06 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - darriuss - Mar. 15th, 2013 05:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Mar. 13th, 2013 04:28 pm (UTC) - Expand
yapet
Mar. 13th, 2013 06:39 am (UTC)
1) Интригует заголовок "Кирпич по почте" :)
2) За границу всем желающим - это конечно мощная реклама, не встречал в советских газетах такого.
3) Про поезда БелЖД познавательно. Вообще интересна история фирменного, самого главного поезда Минск-Москва. По нему есть информация? Наверно есть, флагман дороги же.
4) Авиарасписание очень-очень хотелось бы побольше. Исторический же документ!
5) Турпоезда в семидесятые-восьмидесятые были очень распространенной практикой, недавно показывали фото целого терминала в советском Киеве, специально для туристических поездов. Ну, не терминала, отдельной станции, но все равно...
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:34 pm (UTC)
>> 1) Интригует заголовок "Кирпич по почте" :)

Это вроде была такая рекламация.

>> 4) Авиарасписание очень-очень хотелось бы побольше. Исторический же документ!

Пересниму подробнее, выложу отдельным постом.

>> 5) Турпоезда в семидесятые-восьмидесятые были очень распространенной практикой, недавно показывали фото целого терминала в советском Киеве, специально для туристических поездов. Ну, не терминала, отдельной станции, но все равно...

Они ездили по одному маршруту или маршруты менялись? Получается были ночные переезды и день в экскурсиях по разным городам?
(no subject) - periskop.su - Mar. 13th, 2013 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Mar. 13th, 2013 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - periskop.su - Mar. 13th, 2013 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Mar. 13th, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - periskop.su - Mar. 13th, 2013 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yapet - Mar. 13th, 2013 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Mar. 13th, 2013 05:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:35 pm (UTC)
Возможно, вроде подходит. )
(no subject) - cjcbntxeq - Mar. 13th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
314kad_dubl
Mar. 13th, 2013 06:59 am (UTC)
спасибо). любопытно окунуться в прошлое моего Минска. кстати, 30 октября 1967 года меня забрали в армию)) и верннулся я осенью 1969 года.
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:35 pm (UTC)
И где служили? )
kong_en_ge
Mar. 13th, 2013 07:05 am (UTC)
> часа полтора-два и ты в "Акрополисе" или в "Олд Грин Хаусе".
часа полтора-два... и лет 40 подождать на месте перед входом :)
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:35 pm (UTC)
Да, не очень удобно конечно. )
frice
Mar. 13th, 2013 07:10 am (UTC)
интересно, кто все-таки автор фото ул. Республиканской на вырезке под номером 16? )
aliaksei
Mar. 13th, 2013 07:26 am (UTC)
Ответ УДП фотографу Позняку!
(no subject) - vilnia_by - Mar. 13th, 2013 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Mar. 13th, 2013 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iks_by - Mar. 13th, 2013 06:51 pm (UTC) - Expand
sasha75
Mar. 13th, 2013 07:20 am (UTC)
"Да здравствует эскалация мира!" (фото 19)
Самое интересное, что было в "Вечерке" 80х - программа кинотеатров :) Более пустой газеты не встречал
sergo_b
Mar. 13th, 2013 07:42 am (UTC)
так уж и одна киношная программа? а про путевки в "заграницу"?! и мороженный ягодный мусс, который нужно было требовать в магазинах?
:-)
(no subject) - sasha75 - Mar. 13th, 2013 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - 005_kefir - Mar. 13th, 2013 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Mar. 13th, 2013 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iks_by - Mar. 13th, 2013 06:52 pm (UTC) - Expand
sergo_b
Mar. 13th, 2013 07:40 am (UTC)
Вечерки были нужны людям.
Сколько полезной информации в то рекламе советских времен?!
А что рекламирует нынешняя пресса?
creator_lv
Mar. 13th, 2013 08:35 am (UTC)
=26. Новые "Икарусы" в Минске!=
Праворульные "Икарусы" в Минске в 1967 году - это прэлэстно! Но в Дарэссаламе было ещё круче - леворульный "Икарус" с салоном праворульного.

164540649
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:44 pm (UTC)
Вот это мутантище. :)
(no subject) - manuel_pirate - Mar. 15th, 2013 12:38 am (UTC) - Expand
st_martin
Mar. 13th, 2013 08:43 am (UTC)
А 5 рублей - это сколько примерно?
Какая, например, была зарплата у инженера и сколько стоил билет в кино / мороженое / билет на поезд до Бреста?
eldhenn
Mar. 13th, 2013 08:57 am (UTC)
Говорят, сто рублей была средняя зарплата в 1967. Для сравнения, в 1985 - 170 рублей.
(no subject) - Алесь - Mar. 13th, 2013 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ganna_yanich - Mar. 13th, 2013 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Evgeny Bortnovsky - Mar. 17th, 2013 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ganna_yanich - Mar. 18th, 2013 05:34 am (UTC) - Expand
goodpashich
Mar. 13th, 2013 08:51 am (UTC)
отлично, 100% ностальгии пост :)
govage
Mar. 13th, 2013 09:10 am (UTC)
Опанского 45 - это что за дом такой? На Кальварийской такого уже нет.
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:38 pm (UTC)
Ошиблись в цифре наверное.
(no subject) - vadim_i_z - Mar. 14th, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - govage - Mar. 14th, 2013 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vadim_i_z - Mar. 14th, 2013 07:02 pm (UTC) - Expand
verkeus
Mar. 13th, 2013 09:31 am (UTC)
продолжайте, пожалуйста!
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:39 pm (UTC)
Да, пока есть энтузиазм. )
freeozone
Mar. 13th, 2013 09:42 am (UTC)
Больше всего понравилось про лифты Коне с транзисторным управлением:).

Класс, продолжайте, спасибо.
swimmer_axe
Mar. 13th, 2013 09:57 am (UTC)
Кольцо 16 на автозаводе - если я не ошибаюсь, площадка перед красным домом по Партизанскому,147. Сейчас там окультурено, скамейки, зелёная и пешеходная зоны, лауки с местными аборигенами.
Потом вместо этой площадки транспорт перенесли на а/с Автозаводская, которая была на месте памятника Беларусь Партизанская , ну чуть ниже, ближе к школе №120.
Отличный обзор.
Всегда любил в этой газете объявления об открытии новых маршрутов. При мне эти объявки давались под рубрикой(тегом!:)) "К сведению минчан"

Edited at 2013-03-13 10:04 am (UTC)
darriuss
Mar. 13th, 2013 04:39 pm (UTC)
Спасибо, про кольцо добавлю в пост.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 119 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow