darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Category:

Жлобин: старый город

15 июля 1654 года в одном из своих писем царю Алексею Михайловичу печально известный у нас казацкий полковник Иван Золотаренко сообщил: "...городы, которые нам прежде шкоды чинили, попалити велели есмя, особый замок Речицкий, замок Злобин, замок Стрешин, замок Рогачев, замок Горваль позжено...". Золоторенке и невдомек-то было, что он этим своим "позжено" впервые помянул в письменных источниках будущую столицу гордой белорусской металлургии.

Вообще, существует версия, что Жлобин будет постарше. Мол, есть еще упоминание некого села Хлепень Рогачевской волости еще под 1492 годом, но Хлепень Жлобиным может стать разве что с большой натяжкой британских краеведов, учитывая что такой населенный пункт существует в Смоленской области неподалеку от села Рогачево области Московской. В 1790 году король польский и великий князь литовский Станислав Август Понятовский выдал Жлобину привилей на еженедельные торги и 4 годовые ярмарки, в это время здесь действовала достаточно крупная днепровская переправа. После II раздела РП местечко Жлобин вошло в состав Рогачевского уезда Могилевской губернии, и так там местечком и пребывало, даже несмотря на то, что еще до революции оно стало железнодорожным узлом. Только в 1924-м Жлобин сделали райцентром, а спустя год наконец-то городом, чья жизнь в основном кипела вокруг обслуживания железной дороги. Так и был бы сейчас он районным центром средней руки с 30-35-тысячным населением типа Осиповичей, если бы не решение Министерства черной металлургии СССР построить тут в начале 1980-х новый, суперсовременный по тем меркам, металлургический завод. Свой счастливый билет Жлобин вытянул.

Герб Жлобин получил 28 января 2002 года. Геральдисты предлагали использовать в нем грифона с мечом, центральную фигуру одноименного герба Ходкевичей, которым Жлобин в свое время принадлежал, но городским и районным властям этот образ показался фальшыукой, сфабрикованной в Варшаве. Простым людям труда нужны понятные символы без всяких там агрессивных ясновельможных грифонов, и потому... В голубом поле испанского щита серебряно-черная ладья.


Условно, город можно легко и естественно разделить на 2 половины: первая - тот Жлобин 1920-70-х годов, существовавший до строительства БМЗ, вторая - соответственно Жлобин 1980-2000-х. О них и будут 2 городские серии.

ЗЫ. Я так и не понял, когда Злобин стал Жлобиным. Более того, мне совсем не очевидно, что Жлобин звучит благозвучнее Злобина. Но и так, и так топоним выходит весьма харизматичным, мечтой любого алкокраеведа.

Фотодокументирование города становится тем более актуальным, что именно тут пройдут в этом году республиканские Дожинки, а всем уже понятно, какой атомной реконструкцией всего это у нас сопровождается.



1. Напомню, что мы в Жлобин прибыли на голубом дизеле прямо из Светлогорска, что как бы ярко символизирует железнодорожную сущность этого города на Днепре. Первая станция появилась тут в 1873 году со строительство участка Бобруйск-Гомель Либаво-Роменской железной дороги. В 1915 году, в годы Первой мировой войны через местечко прошла рокада на Светлогорск-Калинковичи-Овручь-Коростень-Шепетовку, и с тех пор Жлобин стал железнодорожным узлом, а жлобинские евреи смогли легко и с комфортом добираться до своих шепетовских родственников. Главный пассажирский перрон станции "Жлобин-Пассажирский".


2. В 1950-е в городе выстроили типичный для небольших жд узлов вокзал, реконструированный в 2000-е. Оригинальные послевоенные конструкции при этом сносить не стали, а лишь окружили их современными стеклом и сайдингом. Со стороны улицы выглядит это агроренессансно, но внутри довольно эффектно.


3. Аутентичный фасад жлобинского железнодорожного вокзала в окружении модных конструкций.


4. Вернемся на улицу. Общий вид станции "Жлобин-Пассажирский" в сторону Гомеля.


5. И в сторону Минска.


6. Как и на любой уважающей себя железнодорожной станции, у местного вокзала стоит паровоз-памятник. В жлобинском случае это Су 250-43. Тут я его сфоткал вместе с другим уже относительным реликтом (по крайней мере в части внешнего облика) тепловозом ТЭП60-0835. Кстати, уже в ближайшем будущем станция будет электрифицирована, и новенькие белорусские "Штадлеры" начнут бегать между Минском и Гомелем.


7. К сожалению, я не нашел фотографий исторического жлобинского вокзала (хотя бы на Либаво-Роменской дороге). Зато сохранились другие открытки, позволяющие получить представление, что могли видеть пассажиры, которым вздумалось бы сойти с поезда в дореволюционном местечке Жлобин. А почему бы и не сойти, коли тут был даже театр (!, вероятно в избе слева). Жило в 1897 году в местечке 3 200 человек.


8. А вот куда могли пожаловать гости из Шепетовки.


9. Сейчас же вышедшего из дверей жлобинского вокзала встречает такой вот вид. Пешеходный променад ведет прямо в направлении главной площади Старого Жлобина.


10. Центральное место, которое занимает вокзал в местной, если можно так выразиться, урбанистической среде, подчеркивает и то, что именно тут стоит Ленин, жопой к вокзалу, лицом к городу.


11. Крупнее. Обратите внимание на просвечивающий за стеклом оригинальный послевоенный вокзальный фасад.


12. Напротив вокзала какие-то местами недоделанные новостройки.

UPD. Cлева филиал Нацбанка, справа новое здание Налоговой инспекции.


13. В общем-то главная городская (включая и новый город, где полноценного альтернативного общественного центра создано так и не было) площадь Освободителей тут в двух шагах, вот ее диагональная проекция с военным мемориалом в центре. Увы, застройка центральной части Старого Жлобина меня не слишком впечатлила. Остается ощущения какого-то хаоса: единого архитектурного ансамбля нет, до- и послевоенные здания, частично реконструированные, сочетаются с какими-то современными бизнес-центрами и жилым силикатом, дореволюционки никакой вовсе нет.


14. Военный обелиск покрупнее вместе с решившей мне попозировать теткой в революционно-алых штанах. На заднем плане ГДК.


15. Городской дом культуры послевоенной постройки, но с пристроенной к фасаду не то в 1980-е, не то уже недавно декоративной аркадой.


16. Слева противоположная ДКшке сторона площади.

UPD. Красное здание - музыкальная школа.


17. Здание средней школы, судя по дате на фронтоне 1937 года постройки. Вдоль него, образуя собой северную сторону площади, проходит улица Первомайская - главная магистраль Старого Жлобина, параллельная железной дороге, и одним (восточным) своим концом упирающаяся в Днепр, точнее в Приднепровский парк.


18. А вот южная, вокзальная, сторона площади (фрагмент вокзала еле заметен у самого правого края снимка). Ее занимает типовое послевоенное здание райкома. Странно, что с ростом города новый, большой, райком взамен старого построен не был (такое сплошь и рядом практиковалось в 1970-80-е в белорусских райцентрах). Ограничились лишь возведением небольшой дополнительной пристройки (видна слева). Это тем более удивительно, если учесть, что с 1970 года население города увеличилось более чем втрое, с 25 000 до 80 000 человек и продолжает расти.


19. Местные герои войны в сквере за ДК.


20. Некое промышленное здание типа швейной фабрики и на редкость гламурный "слот-холл".


21. Для начала прогуляемся по улице Петровского, на которой стоял наш отель "Юбилейный", он в 5 минутах от площади. Помнится, я был чем-то фрустрирован, потому ни саму гостиницу, ни роскошный номер в ней не сфоткал. Номер действительно был отличный, приличные евротризвезды. Сказывается все-таки, что в город на БМЗ часто заглядывают иностранцы.


22. Павильон хозмага, сохранивший оригинальное оформление витрин, из которого мы, допустим, можем выяснить, что на свете существует некая "силикатная посуда".


23. Но, собственно, выходим на Первомайскую и посмотрим подробно застройку этой главной улицы райцентра. Магазин с неплохим названием "Жлобинчанка".


24. За ним типовая, но слегка запидорашенная послевоенная баня, при этом крытая натуральной черепицей. Никогда не пойму такую логику.


25. Краеведческий музей в изуродованном здании костела. Да, исторический жлобинский костел св. Казимира начала XX вв. - это вон то зданьице за пушками, и крест нам на это намекает. Это один из старейших в городе образцов дореволюционной местечковой застройки. Еще дореволюционные на вид здания я видел из поезда около железной дороги, но в залинейный район мы, увы, сходить не успели.


26. Есть тут даже крытый рынок.


27. Перспектива западного участка Первомайской.


28. Обычно в таких зданиях размещали гостиницу или общагу.


29. Историческое здание костела жлобинским католикам в 1990-е не отдали, и им пришлось приспосабливать под свои нужды бывший магазин №23. Это современный костел св. Казимира.


30. Теперь пройдем от площади на восток к Днепру и ПКиО.


30а. Так пара зданий справа с предыдущей фотографии выглядели на снимке 1980-х годов.


31. До революции местечко Жлобин выглядело как-то так. Как видно, сплошные деревянные хаты, не удивительно, что ничего не сохранилось.


32. А сейчас же вот так.


33. Ресторан "Днепр".


34. Банковская новостройка.


35. В новую часть города ведет больше похожая на полноценный проспект улица Барташова. Туда отправимся в следующей серии.


36. На этом перекрестке стоит единственный жлобинский кинотеатр - "Родина" в очередной реализации проекта Зои Брод.


37. В дальнейшем застройка улицы довольно ординарна: преимущественно пяти-, иногда двухэтажки 1950-70-х годов.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44. Впереди уже виден Т-образый перекресток - там Первомайская упирается в Приднепровский парк, выполняющий и функцию городского ПКиО.


45. Самое любопытное здание на этом участке - еще одна старая школа с наблюдательным пунктом ПВО на крыше.


46. Главный фасад. В картуше на фронтоне сакраментальное "Учиться, учиться, учиться, Ленин!". Обратите внимание на фактурную штукатурку фасадов школы.


47. Первая из двух православных церквей, вроде бы старообрядческая.

UPD. В советское время православная молельная, сейчас воскресная школа.


48. Церковь БПЦ расположена в частном секторе у Приднепровского парка.


49. На одной из старых открыток видна историческая Крестовоздвиженская церковь местечка, появившаяся тут еще в 1794 году. Но здание на фото по виду похоже на типовую муравьевку.


50. Перспектива Первомайской от входа в парк.


51. В парке кроме прочего находится и крупный спорткомплекс (на заднем плане).


52. Говорят, что он занимает как раз место того самого замка Злобин, злобно сожженого казаками Золотаренко. Слева заметен спуск к Днепру.


53. На берегу реки спасательная станция и разнообразные плавсредства.


54. Днепр и железнодорожный мост через него, который пересекает всякий едущий в Гомель или далее в Украину.


55. Откуда-то отсюда начинался будущий город металлургов.


56. В парке устроена и Аллея, "посаженная в день памяти умерших от СПИДа". Отсутствие на Аллее деревьев, вероятно, должно символизировать, что умерли таки все.


57. Возвращаемся в центр для осмотра еще одного объекта. Швейная фабрика, которую мы уже наблюдали с площади.


58. Неподалеку нашлась и любопытная мозаика. Из образов я распознал только продавщицу за весами в левом нижнем углу.


59. "Рынок меховых изделий", которыми так знаменит Жлобин. Их продавцы ранее встречали каждый ПДС, прибывающий в город, но теперь их от вокзала прогнали, и они тусуются тут. Жлобинское объединение искусственного меха в советские времена было крупнейшим предприятием своего рода в Европе.


60. Примерно напротив рынка и автовокзал.


61. Отсюда мы на следующее утро очень удачно уехали в расположенный в 18 км от Жлобина уездный Рогачев. Вообще, сообщение между городами по нашим меркам оживленнейшее. Маршрутки бегают почти по-украински часто. У автовокзала был замечен и автобус жлобинского ФК "Коммунальник", который все никак не выйдет в еврокубки.


62. Справа жлобинский автовокзал, а слева вдалеке заметен вокзал железнодорожный. Как можно понять, они тут совсем рядом, что есть очень удобно.


На этом круг по старому центру завершен. В следующей серии Жлобин новый.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Бешенковичи.
- Браслав.
- Верхнедвинск.
- Витебск, Сураж.
- Глубокое.
- Докшицы, Бегомль.
- Дубровно.
- Лепель.
- Лиозно.
- Миоры, Дисна.
- Орша, Ореховск.
- Полоцк, Новополоцк.
- Поставы.
- Россоны.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Ветка.
- Гомель, Костюковка.
- Добруш.
- Речица.
- Светлогорск.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Кореличи, Мир.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок, Щорсы.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин, Ивенец, Раков.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно, Радошковичи.
- Мядель.
- Несвиж, Городея.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Горки, Ленино.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.
Tags: 118, жлобин
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments