darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Архитектура в кино: OSS 117: Rio ne répond plus

В 1949 году, за три года до появления "Казино Ройяль", первого романа о Бонде, Джеймсе Бонде, во Франции писателем Жаном Брюсом была выпущена книга о похождениях французского супершпиона Юбера Бониссёра де ля Бата, скрывающегося под псевдонимом ОСС 117. За 14 лет, до своей смерти в 1963-м, плодовитый Брюс успел написать целых 88 романов с этим героем в главной роли, после чего эстафету приняла его вдова (еще 143 книги), а затем серию 23 работами завершила дочь с мужем. В золотой век шпионского кино книги Брюса об агенте ОСС 117 вовсю экранизировались: с 1956 по 1971 годы разные режиссеры сняли целых 8 полнометражных фильмов о французском разведчике, но затем Бониссёр де ля Бат надолго с экранов пропал.

Только в середине 2000-х кинокомпания Gaumont решила перезапустить сериал, но уже не в "серьезном", а в пародийном духе. В 2006 году режиссер Мишель Хазанавичюс снял OSS 117: Le Caire nid d'espions ("ОСС 117: Каир, гнездо шпионов"), весьма удачную и при этом на редкость забавную стилизацию под бондовские фильмы 1960-х годов. Роль агента 117, в версии Хазанавичюса шпиона недалекого, с кучей расовых и гендерных стереотипов в голове, но при этом чрезвычайно везучего и обаятельного, исполнил Жан Дюжарден, главную женскую роль - жена режиссера Беренис Бежо. Спустя 5 лет эта же троица добьется уже общемирового признания со своим "Артистом", вернувшим на экраны немое кино. Второй фильм Хазанавичюса об агенте 117 вышел в 2009-м. Действие OSS 117: Rio ne répond plus ("ОСС 117: Затерянные в Рио"), как понятно из названия, с Ближнего Востока переносится в Бразилию. Скрывающиеся в Латинской Америке нацисты, хиппи на пляжах Копакабаны, борьба конкурирующих спецслужб, Моссад и ЦРУ, и, само собой, шпионы конца 1960-х не могли в конце концов не оказаться в новой столице страны, в Бразилиа Оскара Нимейера.


Архитектура и стиль 1960-х в кинематографе конца 2000-х в этом обзоре.



1. Тщательность стилизации Хазанавичюса не может не вызывать восторгов. Историческое лого Gaumont, начальные титры мозаикой (см. титульный скриншот) как в оригинальной "Афере Томаса Крауна" 1968 года - мелкие детали, создающие тем не менее настроение. Сцены в автомобилях обязательно снимались в рирпроекции, винтажной технологии, позаимствованной в классическом кино, когда машина с сидящими в ней героями "едет" на отснятом заранее натурном фоне, проецирующемся на экран за ней. Драки, спецэффекты, многие кульминационные эпизоды специально делались в стилистике 1960-х, причем зачастую в намеренно гипертрофированном виде, ведь фильмы Хазанавичюса - пародия.


2. Первый эпизод в типичном альпийском шале в швейцарском Гштаде.


3. Хазанавичюс оба своих фильма про агента 117 щедро наполняет ссылками на классические образцы жанра и вообще кино. Сцена в Швейцарии, Бониссёр де ля Бат в окружении девиц напоминает о лаборатории-клинике СПЕКТРа из "На секретной службе Ее Величества" (1969).


4. Интерьер шале.


5. Штаб-квартира французской секретной службы SDECE.


6. Местная мисс Маннипенни.


7. Кабинет начальства.


8. Кадры перелета в Бразилию режиссер, недолго думая, взял из фильма Furia a Bahia pour OSS 117, бразильских приключений Агента 117 образца 1965 года.


9. Так что пейзажи Рио вполне аутентичные - действие картины Хазанавичюса происходит в 1967 году.


10. Boeing 707 бразильской авиакомпании Varig приземляется в аэропорту Рио-де-Жанейро.


11. Бонд Бониссёр де ля Бат входит в здание аэровокзала в окружении красочных девиц.


12. Разделение одного кадра на несколько отдельных - еще один типичный прием из 1960-х.


13. Я упоминал их намеренную гипертрофированность? :)


14. Аэропорт Рио снимался в одном из выставочных комплексов города.


15. Брутальный вестибюль.


16. В пригородах города.


17. Роскошное купе американского коллеги Бониссёра де ля Бата. Как обычно, буду признателен за опознание автомобиля.


18.


19. По сюжету остановился агент 117 в роскошнейшей гостинице города Hotel Copacabana Palace 1923 года (арх. Жозеф Жире). Вывеска отеля, появлявшаяся во многих фильмах 1960-х годов, была воссоздана специально, но снимался фильм Хазанавичюса вроде не здесь.


20.


21. Бассейн гостиницы.


22. Фамм фаталь Карлотта в номере суперагента.


23. Знаменитая смотровая площадка над городом и гора Сахарная голова.


24. Коллеги из Моссада живут на прекрасной модернистской вилле, одном из шедевров Оскара Нимейера.


25. Casa das Canoas, особняк в пригороде Рио, который великий архитектор построил для самого себя в 1953 году, сейчас принадлежит фонду его имени.


26. Губа у Моссада не дура.


27. Интерьеры также снимались в Casa das Canoas.


28.


29. Герои у Монумента погибшим во Второй мировой войне. Справа заметен Gloria Palace Hotel, еще один гранд-отель города 1920-х годов (1922), построенный французским архитектором Жозефом Жире.


30. Мемориал открыт в 1960 году (арх. Марк Нетто Кондер, Элиу Рибас Маринью) и представляет собой композицию из трех составляющих: гранитная скульптурная группа, посвященная памяти погибших на земле, море и в воздухе (скульптор Альфреду Ческьятти), бетонный обелиск с горизонтальным пилоном (скульптор Анизиу Медейрош) в честь ВМФ и металлическая конструкция в виде стилизованных птиц (скульптор Жулиу Кателли Филью) символизирует ВВС.


31. Как раз у последней и происходит беседа агента 117 со своей спутницей из Моссада, зовут которую Долорес Кулешов (!). Вроде бы Хазанавичюс такой выбор фамилии посвятил советскому киноклассику Льву Кулешову, большим любителем творчества которого он является.


32. Вновь в гостинице, в баре.


33. Бруталистское фойе бразильской резиденции ЦРУ.


34. Холл. Увы, место съемки я не выяснил. На стене портрет Линдона Джонсона.


35. На стенах типичные для Бразилии мозаики.


36.


37. Затем герои отправляются на исследование фавел Рио. Бониссёр де ля Бат впечатлен и фотографирует натуру на Olympus Pen.


38. Боевая стойка типичная для киношпионов 1960-х. Фотоаппарат на пузе уже не столь стереотипен.


39. Живописные улицы Рио.


40. В поисках главного нацистского злодея Юбер и Долорес отправляются в столицу страны.


41. Внутри самолетика.


42. Вот он город моей мечты. Площадь Трех Властей с башнями Национального Конгресса, за которым заметна Эспланада министерств.


43. Национальный Конгресс с тарелкой зала заседаний Палаты депутатов ближе. Справа на заднем плане министерства-близнецы.


44. Камера поворачивается чуть левее, становится видна южная половина Эспланады.


45. В правой части кадра темно-серый дворец Итамарати (1970, арх. Оскар Нимейер), за ним белеет более высокий дополнительный корпус.


46. Здание занимает Министерство иностранных дел Бразилии.


47. Идут герои к зданию Brasilia Palace Hotel. Вся забавная штука в том, что этой гостиницы, фасад которой украшен разноцветными панелями, на самом деле не существует. Обратите внимание на статую тетки в центре.


48. Это т.н. "Правосудие", работа 1961 года уже упоминавшегося выше Альфреду Ческьятти. Стоит она перед Дворцом правосудия, резиденцией Федерального верховного суда страны (1960, арх. угадайте кто).


49. Видите здание у правого края скриншота? Из него с помощью магии фотошопа и сделали Палас-отель.


50. На самом деле это т.н корпус №4 Палаты депутатов. Здание, фасад которого почти полностью закрыт панелями с деревянными жалюзи, показалось режиссеру недостаточно симпатичным и его для фильма "переоблицовали".


51. Где были отсняты интерьеры гостиницы, увы, не знаю.


52. Но, думаю, это не павильонная съемка. Скорее всего реальное гостиничное или административное здание, хорошо сохранившее колорит 1960-70-х гг., включая абстрактную картину на стене. Не спрашивайте, почему французский суперагент в костюме Робин Гуда.


53. Вид на зону рецепции сверху.


54. Воскресили даже такую деталь, как стойку для телефонных переговоров постояльцев.


55. Вечером все отправляются на костюмированный бал к нацистам.


56. В Бразилии 1967 года при военной диктатуре те особенно не прячутся. Диалог в фильме между Бониссёр де ля Батом и Долорес Кулешов.
Юбер:
- Знаешь ли ты, что такое диктатура? Это когда люди - коммунисты, когда они носят серые шляпы и сапоги на молниях. Вот это диктатура!
Долорес:
- Тогда, как ты назовешь страну, где военный лидер контролирует все, есть секретная полиция и единственный телеканал, вся информация на котором контролируется государством?
Юбер:
- Я назову ее Франция, мисс. Франция генерала де Голля...



57. Где взяли натуру для гнезда нацистов, непонятно. Может даже не в Бразилии, а на родине съемочной группы.


58. Такси, старое белое "Шевроле".


59. Бал нацистов. На сцене чувак в эсэсовской форме исполняет босанову на немецком языке. Очень смешно на самом деле. Фильм, кстати, абсолютно неполиткорректный.


60. Одна из двух кульминационных битв бобра с ослом происходит на обзорной площадке у водопадов Игуасу, отсылка к оригинальным бразильским приключениям агента 117 в фильме Furia à Bahia pour OSS 117 1965 года.


61. Неизвестная больница.


62.


63. Фойе.


64.


65. Бониссёр де ля Бат на позаимствованном у садовника кабриолете мчится за главным нацистом.


66. Жан Дюжарден в обоих своих фильмах про агента 117 очень похож на Шона Коннери из Бондов 1960-х годов.


67.


68.


69. Финал картины конечно на статуе Христа Искупителя в Рио с аллюзиями на "Головокружение" Хичкока, включая использование главной музыкальной темы Бернарда Херрмана оттуда.


70.


71. Увы, после оглушительного успеха "Артиста" ждать возвращения Хазанавичюса к сериалу про агента 117 не приходится, а жаль: получалось у него очень талантливо.


В предыдущих сериях:

1. "Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2. "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3. "Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).
4. "Человек из Рио" (L'homme de Rio, 1964, реж. Филипп де Брока).
5. "Темный рыцарь" (Dark Knight, 2008, реж. Кристофер Нолан).
6. "Похороны в Берлине" (Funeral in Berlin, 1966, реж. Гай Хэмилтон).
7. "Трансформеры" (Transformers, 2007, реж. Майкл Бэй).
8. "Квант милосердия" (Quantum of Solace, 2008, реж. Марк Форстер).
9. "Как выйти замуж за миллионера" (How to Marry a Millionaire, 1953, реж. Джин Негулеско).
10. "Миссия невыполнима" (Mission: Impossible, 1996, реж. Брайан де Пальма).
11. "Форсаж" (The Fast and the Furious, 2001, реж. Роб Коэн).
12. "Топкапи" (Topkapi, 1964, реж. Жюль Дассен).
13. "Джентльмен из Кокоди" (Le gentleman de Cocody, 1965, реж. Кристиан-Жак).
Tags: архитектура, бразилия, кино
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments