?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новозыбков: центр

Во второй половине XVII века после проведения известной церковной реформы Никона-Алексея Михайловича, десятки, а может и сотни тысяч с ней несогласных граждан предпочли за лучшее переселиться туда, где их бы не репрессировали за количество перстов при крестном знамении. Предпочитали эти люди, в один миг ставшие раскольниками, а позже названные старообрядцами, сущую глушь, желательно расположенную в соседнем государстве: например Буковину (о Белой Кринице я уже рассказывал). В Речи Посполитой эмигрантов такого толка вообще принимали с распростертыми объятиями, превращая их в своего рода колонизаторов местного неспокойного фронтира: малонаселенных районов Латгалии и Стародубья. В последнем регионе, расположенном в дремучих лесах на границах современных Беларуси, Украины и России, староверы основали десятки слобод, некоторые из которых со временем выросли в крупные города, а некоторые уже с карт исчезли. Одной из таких слобод, к тому же превратившейся в религиозный центр старообрядчества, стал Новозыбков.


Во второй новозыбковской серии осмотрим центральную часть города и четыре исторических местных храма, включая два крупных старообрядческих деревянных собора.



1. Итак, главная площадь города названа в честь Октябрьской революции, а ранее была Базарной. Ее северную сторону занимает квартал нежно-голубых сталинок, угловая из которых выделена башней.


2. Площадь в сторону ул. Наримановской, северного выезда из города.


3. Ночью здесь подсвечивается только циферблат часов на башне.


4. Новозыбковский Ленин.


5. Восточная сторона площади сформирована зданием исполкома.


6. А вот на южной сохранилась и старосветская застройка.


7. Одно из красивейших новозыбковских дореволюционных зданий - дом местного спичечного короля Певзнера. Как очевидно по фамилии, не все местные фабриканты были староверами.


8. Боковой фасад и проезд во внутренний двор. Вообще, Певзнер намеревался занять своей резиденцией весь квартал по периметру, но успел реализовать только угловой фрагмент, выходящий на Базарную площадь.


9. Западная сторона занята сквером (тем, что за Лениным), а за сквером симпатичная сталинка - кинотеатр "Октябрь" 1954 года. Мы с romodin не преминули посетить его, посмотрев на вечернем сеансе забавную американскую киноленту "Третий лишний".


10. Кинотеатр стоит в начале улицы Коммунистической, ведущей от площади на юго-восток. Улица обязательна к прохождению (вид в сторону площади Октябрьской революции).


11. Ресторан "Березка" с реликтовой вывеской и березушками.


12. Дом культуры Новозыбковской швейной фабрики.


13. ДК украшен живописными мозаиками в голубых тонах. На одной фольклорный коллектив (обычный в принципе сюжет).


14. А вот на второй ВИА 1970-х годов! Такого я еще не видел.


15. Производственный корпус швейной фабрики.


16. Фрагмент вывески с когда-то неоновым лого.


17. Привет из 1990-х.


18. Перспектива ул. Первомайской. Справа уже видна громада первого из старообрядческих соборов.


19. Деревянный Спасо-Преображенский собор построен в 1909-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. В 1963-2002 гг. этот храм был кафедральным собором Русской Древлеправославной Церкви, Новозыбковской архиепископии. С тех пор кафедра предстоятеля церкви переехала в Москву, но в Новозыбкове по-прежнему размещается духовное училище РДЦ. Здание отреставрировано и тем контрастирует со вторым местным собором, принадлежащим Белокриницкому согласию, альтернативной РДЦ Русской Православной Старообрядческой Церкви.


20. Возвращаемся на Коммунистическую. Прекрасный образец брикстайла - бывшая контора Орловского коммерческого банка, сохранившая специализацию и сейчас - здание по-прежнему банковское.


21. Уездная дореволюционка периодически попадается и дальше, но застройка по мере приближения к окраинам превращается в обычный частный сектор.


22. Финальной точкой похода по улице можно считать живописный модерновый особняк купца Григория Осипова, еще одного местного спичечного фабриканта. Угловая башня действительно покосилась, хотя здание частично используется туристической конторой, зачем-то закрывшей его сплошным металлическим забором с улицы.


23. Обратно в центр возвращаемся по Советской улице, параллельной Коммунистической.


24.


25. Агроренессансный домик. Смотрите, как заботливо сохранили резные наличники и карнизы.


26. Белокриницкий собор, точнее Никольско-Рождественская церковь выглядит достаточно грустно, но судя по объявлениям на заборе, работает. Зато она куда старше собора новозыбковского согласия. Построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена. Слева на переднем плане кирпичная часовня конца XIX века.


27. Церковь стоит надалеко от очередного пруда, образованного на речке Зыбкой.


28. В сквере рядом мемориальный знак чернобыльской аварии.


29. И памятник "Скорбящая мать", перенесенный из отселенной деревни Святск вместе с бюстом генерала Драгунского.


30. Ворота новозыбковского ПКиО им. Луначарского с надписью "Горпарк".


31. Парк разительно отличается от заброшенного клинцовского собрата. Все аттракционы на месте и даже работают.


32. Раздестроена только летняя эстрада.


33. Типовой спорткомплекс из металлоконструкций и стадион "Труд" на переднем плане.


34. Редкая разновидность самолетов-памятников. МиГ-23. "Славным сынам отечества, охранявшим небо Новозыбкова в мирное и военное время, от благодарных потомков".


35. Памятник стоит недалеко от новозыбковской Красной площади. Учитывая, что Красная площадь нашлась и в Ветке, думаю в этом есть что-то староверческое.

UPD. На самом деле нет. До революции площадь была Соборной.


36. На Красную площадь ведет улица Красная.


37. Основной интерес тут представляет уже новообрядческая и кирпичная Чудо-Михайловская церковь 1867-98 гг.


38. Церковь замыкает перспективу Красной улицы. На снимке видны бедняги на скутере, опрокинувшиеся по дороге и что-то при этом разбившие.


39. На углу Красной и Наримановской улиц еще одна уцелевшая большая новозыбковская синагога, занятая сейчас пенсионным фондом.


40. Городская управа 1870-х годов, ныне школа-интернат.


41. Наримановская улица в сторону площади Октябрьской революции.


42. Адъ.


43. Перемычка между прудами и гостиница "Ипуть".


44. Вновь на площади.


45. Квартал голубых сталинок.


46. Восточная сторона площади с домом Певзнера.


47. В заключении прогулялись немного по юго-восточным районам города. Часовня Вонифатьевской единоверческой церкви (единоверы - это такие православные униаты, старообрядцы, признающие юрисдикцию Московского патриархата). Сама церковь не сохранилась.


48. Купеческий особняк с необычной угловой композицией.


49. Вид в сторону ул. Ленина с Городским домом культуры в перспективе.


50. Прекрасная вывеска из 1990-х годов. Такое уже тоже можно считать реликтом.


51. В спальном районе.


52.


53. Троицкая церковь 1905-14 гг. Ранее была персиковая, сейчас перекрашена в другой нетривиальный оттенок, травяной, на этот раз зеленого цвета.


54. Еще несколько фотографий города мы сделали следующим утром, по дороге из гостиницы на вокзал. К сожалению еще было темновато. Грандиозный корпус спичечной фабрики "Волков и сыновья" дает представление о расцвете города. Сильно меня впечатлил, у нас такого масштаба производственных дореволюционных зданий нет.


55. Пара декоративных скульптур на территории детского сада.


56.


На вокзале мы встретили прибывших поездом из Москвы nordprod и yardkeeper, погрузились в такси и отправились в Злынку, заехав по дороге в один бывший уездный город, к началу XXI века деградировавший в небольшую деревню. Обо всем этом в следующей серии.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
veter_r_r
Sep. 26th, 2012 08:04 am (UTC)
А приятный городок. Но чувствуется, чувствуется, что не хватает им порядка :)
veter_r_r
Sep. 26th, 2012 08:04 am (UTC)
Кстати, Красная площадь есть в нашей Узде.. нет ли в этом чего-то староверческого?
darriuss
Sep. 26th, 2012 08:10 am (UTC)
Узду не изучал еще, но, думаю, что вряд ли.
manuel_pirate
Sep. 26th, 2012 08:22 am (UTC)
Как-то слишком много церквей. Неужели, в советское время не нужен был еще один корпус завода или какой-нибудь склад?)
darriuss
Sep. 26th, 2012 08:36 am (UTC)
Троицкая церковь в советское время была школьными мастерскими, старообрядческие соборы вроде оба работали по назначению, а насчет Чудо-Михайловской церкви ничего не знаю. Не повезло новозыбковским единоверческим храмам: один снесли, один перестроили.
nikodimitrij
Sep. 26th, 2012 09:49 am (UTC)
Чудо-Михайловская церковь у нас работала всегда, не закрывалась ни в какие времена. Спасибо за Вашу экскурсию! Но сегодня есть несколько неточностей, вполне извинительных для того, кто не живёт в городе, если Вы позволите, то хотелось бы внести несколько уточнений, разумеется, если Вам кажется, что они будут уместны.)
darriuss
Sep. 26th, 2012 09:52 am (UTC)
Конечно уточняйте, это всегда приветствуется.
nikodimitrij
Sep. 26th, 2012 09:55 am (UTC)
Спасибо! Я сейчас всё посмотрю и напишу тогда. Просто для большей точности. Мне очень нравится, как Вы увидели город!))
nikodimitrij
Sep. 26th, 2012 10:33 am (UTC)
Небольшие уточнения к этим замечательным фотографиям - (по номерам)

№5 - В этом здании никогда не было райкома, оно было построено в 70-е годы прошлого века и там находились советские учреждения, рай- и гор-исполкомы, как и теперь - городская и районная администрация, горком находился в доме Певзнера, а райком - в соседнем здании.

№№13 - 14 Мозаичные панно ещё совсем недавно занимали гораздо больше места на здании, но стали осыпаться и их уничтожили, о чём жители города сожалеют.

№18 - Это перспектива ул. Первомайской от её перекрёстка с ул. Коммунистической.

№35 - Красная площадь до революции называлась Соборной.

№37 - Это обычная православная церковь, я не знаю, что за термин такой "новообрядческая".

darriuss
Sep. 26th, 2012 06:07 pm (UTC)
>> №5 - В этом здании никогда не было райкома, оно было построено в 70-е годы прошлого века и там находились советские учреждения, рай- и гор-исполкомы, как и теперь - городская и районная администрация, горком находился в доме Певзнера, а райком - в соседнем здании.

Райком - это у меня такой условный термин для обозначения главного советского административного здания города. Понимаю, что не всегда его партия занимала. Поправлю, чтобы не было путаницы.

>> №37 - Это обычная православная церковь, я не знаю, что за термин такой "новообрядческая".

Просто контраст с старообрядческими соборами. Ново- и значит обычная церковь РПЦ.

Все остальное поправил, спасибо.
nikodimitrij
Sep. 26th, 2012 07:00 pm (UTC)
Вам спасибо!))
staroobrad
Sep. 27th, 2012 10:29 am (UTC)
Поскольку город-то основан староверами, то термин новообрядческая, распространённый в старообрядческой среде, вполне уместен в данном случае.
uchazdneg
Sep. 26th, 2012 03:46 pm (UTC)
Действительно адъ
(я только про №42, а то щас затопчут)
olster28
Sep. 26th, 2012 06:50 pm (UTC)
На редкость интересный город, особенно в сравнении с областным центром.
e_traveller
Sep. 29th, 2012 06:09 pm (UTC)
Вот куда обязательно заверну, будучи в Брянске.
fatangel
Feb. 15th, 2013 08:30 pm (UTC)
Фабрика Волковых принадлежала моему пра-прадеду. Из рссказов бабушки знаю, что его за старообрядчество повезли в сибирь,Ю но он по дороге отрекся. Его вернули. И тогда он пристроил часовенку к старообрядческому храму Осипова. Вероятно, купец Осипов и был предком того Осипова, который был совладельцем спичесной фабрики Волкова и сыновей. Который год собираюсь поехать и посмотреть на это все своими глазами. Спасибо вам за репортаж.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow