?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Развитие Могилева, вроде бы исторически крупного губернского города, до поры до времени сдерживалось отсутствием в городе железной дороги. Через Гродно железная дорога прошла в 1862 году, Витебск - 1866-м, через Минск и Брест - в 1871-м, Гомель - 1873-м, а Могилев стремительно развивающаяся сеть железных дорог империи обходила еще без малого 30 лет. Только в 1902 году была сдана ветка Витебск-Орша-Могилев-Жлобин, ставшая частью Риго-Орловской ж/д. Жить в Могилеве сразу стало веселее, хотя дорога, в итоге связавшая столицу империи с ее крупнейшим незамерзающим портом, Петербург и Одессу, зацепила лишь окраину города. Спустя еще 30 лет, уже при Советской власти, в 1931-м, в строй ввели ветку Шестеровка-Могилев-Осиповичи, и Могилев стал настоящим железнодорожным узлом. Хорошая транспортная доступность Могилева стала одной из причин, по которой именно сюда во второй половине 1930-х думали переместить белорусскую столицу.


До сих пор могилевский железнодорожный вокзал находится несколько на отшибе. Ведет от центра города туда улица Первомайская. По ней на север к вокзалу и пройдем в девятой серии исследований областного центра.



1. Начнем поход от площади Ленина. Лангбардовский Дом советов справа за границей кадра, слева фрагмент крупного довоенного жилого дома 1940 года. Впереди перспектива Первомайской в сторону вокзала.


2. Почти сразу за Домом советом кафедральный собор Могилевской епархии БПЦ, разместившийся за неимением в центре города других православных храмов в небольшой церкви Трех святителей.


3. Церковь возле Минского базара была построена в 1908-14 гг. по проекту архитектора П.Калнина. В советское время главы церкви были снесены, внутри был устроен клуб.


4. Послевоенный жилой дом на перекрестке с Первомайской улицей. Напротив него сталинка с башенкой, показанная в серии о площади Ленина.


5. Первомайская на следующем участке.


6. На левой стороне улицы продолжается эклектичная жилая застройка, правую же занимает обширная территория завода "Строммашина".


7. Проходная облицована позднесоветской стилизацией под руст.


8. А еще один корпус (по-моему столовая) интересной металлической решеткой.


9. Некое административное здание в глубине окружающих Первомайскую кварталов.

UPD. Прокуратура.


10. Довоенный жилой дом короткого постконструктивистского периода.


11. Перспектива следующего участка улицы.


12. Крупнейшее здание на нем принадлежит холдингу "Агромашсервис".


13. Напротив же обнаружилась даже неплохая кирпичная дореволюционка, которую занимает сейчас местная телекомпания. Ранее конечно это были деревянные в основном предместья, но Первомайская (Днепровский проспект) ведет к вокзалу, поэтому кирпичное строительство тоже порой велось.


14. Торец пристройки к предыдущему дому украшен многофигурным сграффито. Тут и большая химия, и металлург, и ученый со спутником, и ракета (космическая тематика в Могилеве действительно необъяснимо популярна), и грудастая баба, обнимающая жилую высотку.


15. Областные суды (обычный и хозяйственный).


16. Рядом с исполкомом поражающее масштабами здание политехнического техникума (сейчас колледж), возможно также довоенное.


17. Жилой же дом напротив довоенный совершенно точно.


18. Пересекаем железную дорогу. Хорошо виден долгострой с зеленой пирамидой над Дубровенкой.


19. Наконец, впереди Привокзальная площадь.


20. Железнодорожный вокзал Могилева на фотографии времен, думаю, Первой мировой войны, когда его систематически посещал Николай II. Здание построено в 1902 году, и в нем в первую очередь обращают на себя внимание очень современно и по нынешним меркам выглядящие световые фонари над вестибюлем и прочими внутренними помещениями.


21. После войны к основному корпусу были сделаны пристройки с кассами (видна на заглавном снимке) и багажным отделением (у правого края этой фотографии), но по-прежнему могилевский вокзал самый маленький среди всех областных центров Беларуси.


22. Станция "Могилев-1".


23. Как это часто случается, в ближайших окрестностях вокзала небольшой (и довольно хаотично выстроенный) поселок для железнодорожников.


24. Состоит в основном из двухэтажных сталинок.


25.


26.


27.


28. Дореволюционный погреб-ледовня во дворе одного из частных домов.


29. Настоящим дворцом-тортом выглядит среди всего этого Дом культуры железнодорожников, построенный в 1953 году. Фасадом он напоминает мне столь же пышный Дом офицеров в Полоцке.


30. Задний фасад, со стороны которого устроена летняя эстрада.


31. У ДК установлен паровоз 9П-536, достаточно редкий вид паровозов-памятников. Компанию ему составляют семафор и колонка.


32. Рядом с домом культуры расположен и стадион "Локомотив".


33. Фонтан между ДК и стадионом.


34. Неподалеку отсюда и какой-то железнодорожный учебный центр, во внутреннем дворе которого обнаружились такие вот тренажеры.


35. Этот неловкий момент, когда краска в балончике кончилась, а ведь еще остались невыраженными чувства.


36. Архаично выглядящий хлебозавод.


37. Переулок Смирнова.


38. В районе улицы Гришина. Она ведет в крупную промзону на восточной окраине города.


Туда и отправимся в следующей серии, ведь индастриал - это тоже одна из составляющих городского образа.

В предыдущих частях:
1. Могилев: площадь Ленина и проспект Мира.
2. Могилев: улица Ленинская.
3. Могилев: Советская площадь.
4. Могилев: улица Первомайская.
5. Могилев: проспекты Пушкина и Димитрова.
6. Могилев: поселок Кирова.
7. Могилев: возвращение из Заднепровья.
8. Могилев: мемориальный комплекс на месте Луполовского лагеря смерти.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Бешенковичи.
- Браслав.
- Верхнедвинск.
- Витебск, Сураж.
- Глубокое.
- Докшицы, Бегомль.
- Дубровно.
- Лепель.
- Лиозно.
- Миоры, Дисна.
- Орша, Ореховск.
- Полоцк, Новополоцк.
- Поставы.
- Россоны.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Мядель.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Горки, Ленино.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
darriuss
Jul. 24th, 2012 10:34 am (UTC)
Кто ж точные сроки знает. Вон хрущевки вроде официально строились с 50-летним сроком эксплуатации, а до сих пор стоят и разваливаться не собираются.
(Deleted comment)
(no subject) - darriuss - Jul. 24th, 2012 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - Kiryl Lysenka - Jul. 24th, 2012 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bacian - Jul. 25th, 2012 07:58 pm (UTC) - Expand
solovyev_igor
Jul. 24th, 2012 09:12 am (UTC)
грудастая баба, обнимающая жилую высотку.
Художник "дружил" с какой-нибудь архитекторшей и увековечил ;)
darriuss
Jul. 24th, 2012 10:36 am (UTC)
А с металлургом и ученым собутыльничал? )
(no subject) - solovyev_igor - Jul. 24th, 2012 11:48 am (UTC) - Expand
sergiscorp
Jul. 24th, 2012 10:33 am (UTC)
грудастая баба, обнимающая жилую высотку

Это любовный треугольник: она - архитектор, он (1) сталевар (ЗП хорошая, но производство вредное), он (2) - МНС на зарплате лаборанта, с космическими перспективами! Вот и мечется между двумя, не может выбрать и грустит. А между делом - рисует жилые типовые высотки.

Не знаю, как в советское время, но думаю, что так же как и сейчас - на архитектурном факультетет засилье девченок. На 6 групп хорошо, если 6 парней. Так что женщина-архитектор, скорее всего распространенное явление.


Edited at 2012-07-24 10:34 am (UTC)
solovyev_igor
Jul. 24th, 2012 11:47 am (UTC)
в советское время было по другому.
а в древнесоветское - строго наоборот!
golub
Jul. 24th, 2012 01:00 pm (UTC)
9. Некое административное здание

= прокуратура.

darriuss
Jul. 24th, 2012 06:03 pm (UTC)
Добавил в пост, спасибо.
iks_by
Jul. 24th, 2012 01:13 pm (UTC)
2. Почти сразу за Домом советом кафедральный собор Могилевской епархии БПЦ, разместившийся за неимением в центре города других православных храмов в небольшой церкви Трех святителей.
Клуб быў здаецца ДК Строммашыны
victogan
Jul. 24th, 2012 01:13 pm (UTC)
Да, по вокзалу и не скажешь что облцентр и центр отделения
joeck_12
Jul. 25th, 2012 12:43 pm (UTC)
На этом вокзале стоял царский поезд, когда в Могилеве была Ставка в первую мировую. Царь с цесаревичем жили в городе, в доме (которого уже нет), в двух комнатах, а царица - в собственном поезде, в тупике на вокзале. Но она Могилев не любила, приезжала редко и не ездила ночевать в город, оставалсь в поезде. Царевны гуляли по городу и заходили в лавки купцов. Колчак приезжал.
Вообще что касается Ставки и царя, то после прихода коммунистов в городе все снесли и уничтожили, что напоминало о царе.
Есть много фото о пребывании царя с сыном в Могилеве, а также в окрестностях Могилева на берегу Днепра.
iks_by
Jul. 24th, 2012 01:17 pm (UTC)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6503/9772125.fc/0_8dc28_737970b4_orig
не так і даўно там быў жылы дом.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6404/9772125.fb/0_8dc20_8253f480_orig
не магу ўспомніць дом у іншым абліччы, магчыма зменены ў пачатку 90-х.

Палітэхнікум безумоўна даваенны, дом насупраць, не упэўнены, але магчыма для выкладчыкаў, падобны да нашых на Коласа.
darriuss
Jul. 24th, 2012 06:03 pm (UTC)
>> не магу ўспомніць дом у іншым абліччы, магчыма зменены ў пачатку 90-х.

Гэта не навабуд?
(no subject) - iks_by - Jul. 24th, 2012 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golub - Jul. 24th, 2012 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iks_by - Jul. 24th, 2012 09:10 pm (UTC) - Expand
iks_by
Jul. 24th, 2012 01:20 pm (UTC)
но по-прежнему могилевский вокзал самый маленький среди всех областных центров Беларуси.

Не заўважаў, каб не хапала некаму месца. ІМХО - асноўная плыня дачнікі на дызелях, але яны асабліва не чакаюць, з транспарту адразу ў ддызель :)
mpolikar
Jul. 24th, 2012 02:17 pm (UTC)
но для бывшей будущей столицы БССР он как-то маловат ...
(no subject) - iks_by - Jul. 24th, 2012 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Jul. 24th, 2012 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iks_by - Jul. 24th, 2012 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Jul. 24th, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
belyy
Jul. 24th, 2012 07:50 pm (UTC)
Могилёв офигенен.
joeck_12
Jul. 25th, 2012 12:34 pm (UTC)
в Могилеве до революции было более 70 храмов разных конфессий. В годы моей юности (70-80е) их было 2 или 3. В церкви трех святителей была дискотека от ДК Строммаша. Иконы (которые не растащили) стояли в подвале. В казимировской йеркви сейачс висит лдна из икон, десятилетяими простоявшая в пожвале храма-дискотеки
Феликс Мармалатов
Dec. 20th, 2012 01:48 pm (UTC)
Пункты 4 и 5 следует поменять местами. Пункт 5 - это предыдущий пункту 4 участок.
Пункт 15 - Это не исполком Ленинского района, это областные суды (обычный и хозяйственный).
Пункт 37 - Это пер. Смирнова. Улица Крупской идет чуть правее, параллельно. Вы снимали стоя на переулке Крупской - вероятно отсюда ошибка.
darriuss
Dec. 21st, 2012 04:54 pm (UTC)
Исправил, спасибо.
alioshap
Jan. 5th, 2013 12:24 pm (UTC)
Мне почемуто кажется что ДК Железнодорожников все таки довоенное здание. Может он был запущен в годы войны и обновлен в 1953г?
Согласитесь что формы у него в контексте сталианса довольно архаичные.
Послевойны у него обязательно были бы колонны круглые. и треугольный портик.
А так как этот район со школой и жилыми домами строился до войны. то можно предположить что и ДК тоже. хотя я нигде не нашел точной даты постройки в сети.


http://mahiliou.livejournal.com/190032.html
darriuss
Jan. 11th, 2013 11:33 am (UTC)
В справочнике "Могилев" 1990 года издания указано, что Дом культуры железнодорожников был открыт в 1953 году. Так что, если здание и довоенное, то строилось не как ДКЖ.
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow