darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Могилев железнодорожный

Развитие Могилева, вроде бы исторически крупного губернского города, до поры до времени сдерживалось отсутствием в городе железной дороги. Через Гродно железная дорога прошла в 1862 году, Витебск - 1866-м, через Минск и Брест - в 1871-м, Гомель - 1873-м, а Могилев стремительно развивающаяся сеть железных дорог империи обходила еще без малого 30 лет. Только в 1902 году была сдана ветка Витебск-Орша-Могилев-Жлобин, ставшая частью Риго-Орловской ж/д. Жить в Могилеве сразу стало веселее, хотя дорога, в итоге связавшая столицу империи с ее крупнейшим незамерзающим портом, Петербург и Одессу, зацепила лишь окраину города. Спустя еще 30 лет, уже при Советской власти, в 1931-м, в строй ввели ветку Шестеровка-Могилев-Осиповичи, и Могилев стал настоящим железнодорожным узлом. Хорошая транспортная доступность Могилева стала одной из причин, по которой именно сюда во второй половине 1930-х думали переместить белорусскую столицу.


До сих пор могилевский железнодорожный вокзал находится несколько на отшибе. Ведет от центра города туда улица Первомайская. По ней на север к вокзалу и пройдем в девятой серии исследований областного центра.



1. Начнем поход от площади Ленина. Лангбардовский Дом советов справа за границей кадра, слева фрагмент крупного довоенного жилого дома 1940 года. Впереди перспектива Первомайской в сторону вокзала.


2. Почти сразу за Домом советом кафедральный собор Могилевской епархии БПЦ, разместившийся за неимением в центре города других православных храмов в небольшой церкви Трех святителей.


3. Церковь возле Минского базара была построена в 1908-14 гг. по проекту архитектора П.Калнина. В советское время главы церкви были снесены, внутри был устроен клуб.


4. Послевоенный жилой дом на перекрестке с Первомайской улицей. Напротив него сталинка с башенкой, показанная в серии о площади Ленина.


5. Первомайская на следующем участке.


6. На левой стороне улицы продолжается эклектичная жилая застройка, правую же занимает обширная территория завода "Строммашина".


7. Проходная облицована позднесоветской стилизацией под руст.


8. А еще один корпус (по-моему столовая) интересной металлической решеткой.


9. Некое административное здание в глубине окружающих Первомайскую кварталов.

UPD. Прокуратура.


10. Довоенный жилой дом короткого постконструктивистского периода.


11. Перспектива следующего участка улицы.


12. Крупнейшее здание на нем принадлежит холдингу "Агромашсервис".


13. Напротив же обнаружилась даже неплохая кирпичная дореволюционка, которую занимает сейчас местная телекомпания. Ранее конечно это были деревянные в основном предместья, но Первомайская (Днепровский проспект) ведет к вокзалу, поэтому кирпичное строительство тоже порой велось.


14. Торец пристройки к предыдущему дому украшен многофигурным сграффито. Тут и большая химия, и металлург, и ученый со спутником, и ракета (космическая тематика в Могилеве действительно необъяснимо популярна), и грудастая баба, обнимающая жилую высотку.


15. Областные суды (обычный и хозяйственный).


16. Рядом с исполкомом поражающее масштабами здание политехнического техникума (сейчас колледж), возможно также довоенное.


17. Жилой же дом напротив довоенный совершенно точно.


18. Пересекаем железную дорогу. Хорошо виден долгострой с зеленой пирамидой над Дубровенкой.


19. Наконец, впереди Привокзальная площадь.


20. Железнодорожный вокзал Могилева на фотографии времен, думаю, Первой мировой войны, когда его систематически посещал Николай II. Здание построено в 1902 году, и в нем в первую очередь обращают на себя внимание очень современно и по нынешним меркам выглядящие световые фонари над вестибюлем и прочими внутренними помещениями.


21. После войны к основному корпусу были сделаны пристройки с кассами (видна на заглавном снимке) и багажным отделением (у правого края этой фотографии), но по-прежнему могилевский вокзал самый маленький среди всех областных центров Беларуси.


22. Станция "Могилев-1".


23. Как это часто случается, в ближайших окрестностях вокзала небольшой (и довольно хаотично выстроенный) поселок для железнодорожников.


24. Состоит в основном из двухэтажных сталинок.


25.


26.


27.


28. Дореволюционный погреб-ледовня во дворе одного из частных домов.


29. Настоящим дворцом-тортом выглядит среди всего этого Дом культуры железнодорожников, построенный в 1953 году. Фасадом он напоминает мне столь же пышный Дом офицеров в Полоцке.


30. Задний фасад, со стороны которого устроена летняя эстрада.


31. У ДК установлен паровоз 9П-536, достаточно редкий вид паровозов-памятников. Компанию ему составляют семафор и колонка.


32. Рядом с домом культуры расположен и стадион "Локомотив".


33. Фонтан между ДК и стадионом.


34. Неподалеку отсюда и какой-то железнодорожный учебный центр, во внутреннем дворе которого обнаружились такие вот тренажеры.


35. Этот неловкий момент, когда краска в балончике кончилась, а ведь еще остались невыраженными чувства.


36. Архаично выглядящий хлебозавод.


37. Переулок Смирнова.


38. В районе улицы Гришина. Она ведет в крупную промзону на восточной окраине города.


Туда и отправимся в следующей серии, ведь индастриал - это тоже одна из составляющих городского образа.

В предыдущих частях:
1. Могилев: площадь Ленина и проспект Мира.
2. Могилев: улица Ленинская.
3. Могилев: Советская площадь.
4. Могилев: улица Первомайская.
5. Могилев: проспекты Пушкина и Димитрова.
6. Могилев: поселок Кирова.
7. Могилев: возвращение из Заднепровья.
8. Могилев: мемориальный комплекс на месте Луполовского лагеря смерти.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Бешенковичи.
- Браслав.
- Верхнедвинск.
- Витебск, Сураж.
- Глубокое.
- Докшицы, Бегомль.
- Дубровно.
- Лепель.
- Лиозно.
- Миоры, Дисна.
- Орша, Ореховск.
- Полоцк, Новополоцк.
- Поставы.
- Россоны.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Мядель.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Горки, Ленино.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.
Tags: 118, жд, могилев
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments