?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем изучение архитектуры в кинематографе 1960-х годов. В обычный московский ресторан "Одуванчик" заходит с компанией друзей журналист Юра Никитин. Там ему старательно хамят и портят настроение, после чего юный журналист, объединившись со столь же молоденькой директоршей "Одуванчика" Шумовой, начинают борьбу за модернизацию и самого "Одуванчика", и нравов его персонала в соответствии с прогрессивными установками десятилетия. "Дайте жалобную книгу", лирическая комедия Эльдара Рязанова 1964 года, один из лучших оттепельных фильмов, где противостояние старого и нового не просто показано, а является основным лейтмотивом картины.


И как обычно в фильмах 1960-х годов, без самолетов, аэропортов и аэровокзалов не обошлось.



1. Простые были тогда авианравы. Самолет подъезжал к аэровокзалу, пассажиры выходили и своим ходом добирались до здания. Никаких автобусов и тем паче телетрапов.


2. Если в "Невероятных приключениях итальянцев в России" показывали Шереметьево, а в "Соло для слона с оркестром" - "Домодедово", то в "Дайте жалобную книгу" главный герой, журналист Никитин возвращается из командировки в новый терминал Внуково-1, только что открывшийся в марте 1964 года.


3. Новенькие интерьеры. В главной роли Олег Борисов в модном сером костюме.


4. Главный зал нового терминала "Внуково-1".


5. Никитин вместе со встречавшим его коллегой приезжают в редакцию.


6. Где это снималось не очень понятно, но в интерьере присутствуют ультрамодные в 1960-е стеклоблоки.


7. Встречу и возвращение празднуют в "Одуванчике". Там обычный аншлаг.


8. Официанты, пользуясь этим, не слишком стараются - зачем, если план все равно перевыполняется. Практически все молодые люди за столом курят, тогда это считалось нормальным.


9. В фильме появляется и всем известная по комедиям Гайдая троица Вицин-Моргунов-Никулин.


10. Молоденькая директорша "Одуванчика" Таня Шумова, которая хочет, но не может в одиночестве побороть старые порядки в своем ресторане. Типичный образ девушки 1960-х в исполнении очень красивой Ларисы Голубкиной.


11. А это образ устаревшего, ретроградного, анахроничного. Его символизирует ресторанная певица Рина Зеленая, в перерывах между выступлениями читающая "Бюллетень по обмену жилой площади".


12. Назревает скандал - официантка нахамила очередной парочке. Девушка предлагает парню вместо "Одуванчика" уйти в кафе "Молодежное" или "Аэлиту". Официантка:

- А что они найдут в "Аэлите"-то?

Никитин:

- Да уж по крайней мере не найдут там пыльных пальм, вот этих вот колонн, раскрашенных под мрамор, этих ужасных плюшевых портьер, которые так и хочется распахнуть.


13. Просто-таки гневная отповедь приевшемуся сталинскому неоклассицизму. Интерьер "Одуванчика".


14. Помпезные колонны, репродукции передвижников на стенах, какие-то несуразные занавески, самовар. Молодежи хотелось другого.


15. Барменша и матерый замдиректора ресторана в исполнении Анатолия Папанова, исподволь подсиживающего девочку Шумову. "Не будем мы всяким стиляжьим вкусам потакать. Мадерн им нужен. мы не для мадерна работаем, а для советского простого человека".


16. Официантка-стерва с "Прейскурантом" в руках.


17. Никитин же живет во вполне современной квартире с кухней, отделенной стеклянной стенкой, модной мебелью, фотообоями и женатой парочкой (!). Это не коммуналка, нет, они просто живут втроем, пока строится вторая квартира.


18. Друг и коллега Никитина знойный грузин Тенгиз разминается на балконе с эспандером. Вид на Большую Дорогомиловскую улицу.


19. Никитин по итогам похода в "Одуванчик" пишет в свою газету фельетон "Испорченный вечер". Разгневанная Шумова приезжает в его современную редакцию.


20. "Юра, главный просил тебя поехать в строительный институт, на дискуссию "Новое в архитектуре". С Никитиным в "строительный институт" едет и Шумова.


21. Конференц-зал, где обсуждают "Новое в архитектуре", теме дискуссии вполне соответствует.


22. Сцена.


23. Деревянный потолок, офигительный световой рисунок на стенах, прям крутой скандинавский дизайн. Интересно, где все это снималось.

UPD. Театральный зал Дворца пионеров на Ленинских горах.


24. Кабинет главного редактора (камео Эльдара Рязанова) снимался в иконе московской архитектуры 1960-х, Дворце пионеров на Ленинских горах. Возможно, оттуда же и остальные кадры интерьеров редакции Никитина.


25. Ситуацию в "Одуванчике" и "выступление прессы" обсуждают на совещании в профильном главке. Обратите внимание на плакат на стене с подписью "Огни Сочи". Не знаю, что за сочинский объект там изображен, но похоже все это на стильную модернистскую виллу в духе Корбю.


26. Диалог на совещании:

- Как бы это было прекрасно, если бы в кафе, в ресторанах каждого человека встречали бы улыбкой.
- Далась вам эта улыбка. Вот я за границей был, так там пожалуйста, всюду улыбаются. И в кафе, и в магазинах.
- Ну и что, это плохо?
- А вы вдумайтесь, что это за улыбка. Она что вам, от души улыбается? Она же вам за деньги улыбается. А вы хотите, чтобы наша советская официантка...


За спиной у начальника главка очень знакомое минчанам здание. Но на самом деле это конечно прототип нашей Комаровки Черемушкинский рынок в Москве (1960).


27. Какой же оттепельный фильм без песен под гитару. Соавтором текстов (а заодно и соавтором сценария картины) был Александр Галич.


28. Конкуренты за руку и сердце Шумовой. Слева начальник управления торговли с Дальнего Востока, справа - успешный журналист. Угадайте, кого выбрала Шумова?


29. Тем временем, герои в содружестве с молодыми (непременно молодыми) студентами-архитекторами разрабатывают план реконструкции "Одуванчика".


30. Рендеры. Огромные окна, современные светильники, мебель.


31. - Значит вы так себе представляете новый "Одуванчик"?

- Угу, как видите все будет легко, современно и удобно. Много воздуха, света и средства на реконструкцию потребуются самые минимальные.

- Это здорово! Это красиво! Вот молодежь, растущая, думающая, ищущая...



32. - Есть же свой оркестр, мало ей, студентов откуда-то приволокла.
- Модернисты!


Диалоги в фильме просто феерические.


33. Реконструкция "Одуванчика" началась. Все зубодробительные архитектурные излишества безжалостно удаляются.


34. - Мы ж тут ничего разрушать не будем, мы только лишнее уберем. Пышная сталинская лепнина выкорчевывается с корнем.


35. А ну руинах молодежь танцует твист.


36. - И если мы - прекрасное завтра, то вы - ужасное вчера. Занавес.


37. Шумову конечно увольняют. Она пытается отыскать поддержки у руководителя главка. В советских фильмах главный партийный начальник (царь) был разумеется насквозь положительным героем, мудрым, сочувствующим, справедливым. Злодеями могли быть его подчиненные (бояре), ретрограды-стариканы или карьеристская молодежь. В полном соответствии с демократичностью киношных советских нравов начальник главка усаживает Шумову в собственную "Чайку" и разговаривает с ней по дороге на ярмарку в Лужниках (помните маршала, подвозившего из аэропорта Люсю, в "Двух воскресеньях"?).


38. Собственно промтоварная ярмарка. Тут представители и номенклатуры, и перспективной молодежи помогают бабульке из деревни выбрать в подарок пальто.


39. Никитин тем временем уезжает в длительную командировку на Камчатку. Минуты две-три под очередную песню Галича показывают кадры Дальнего Востока, романтику освоения нетронутой природы. Долина гейзеров.


40. Сопки.


41. Вулканы.


42. Очередной аэропорт, уже на Камчатке.

UPD. Аэропорт "Елизово" в Петропавловске-Камчатском полночь.


43. Просто шикарные натурные сьемки.


44. Возвращается Никитин в Москву на Ту-104.


45. Взлет борта 42375.


46. Москва вновь встречает прозрачными аэропортами.


47. А "Одуванчик" тем временем все-таки реконструировали, Шумова опять директор.


48. Финальная готовность персонала.


49. Новый "Одуванчик" снимался в кафе "Хрустальное" на перекрестке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы. Так выглядело модное молодежное кафе середины 1960-х. Директор в маленьком черном платье выглядит ничуть не хуже, чем Одри Хепберн в наряде от Живанши в "Завтраке у Тиффани".


50. И окончательным символом того, что силы прогресса победили, служит песня "Добрый вечер", которую с эстрады "Одуванчика" поет популярная в те годы Лариса Мондрус.


51. При всем уважении к Рине Зеленой.


В предыдущих эпизодах:

1. "Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
2. "Любимая" (1965, реж. Ричард Викторов).
3. "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973, реж. Эльдар Рязанов).
4. "Берегись автомобиля" (1966, реж. Эльдар Рязанов).
5. "Высоцкий" (2011, реж. Петр Буслов).
6. "Соло для слона с оркестром" (1976, реж. Олдржих Липский).
7. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Леонид Гайдай).
8. "Давай поженимся" (1982, реж. Александр Ефремов).
9. "Два воскресенья" (1963, реж. Владимир Шредель).
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
halflitermouse
May. 7th, 2012 08:25 am (UTC)
"А он его карнизом: и вот результат!"
(Deleted comment)
darriuss
May. 7th, 2012 08:29 am (UTC)
Да уж, злачный кабак был.
(no subject) - solovyev_igor - May. 12th, 2012 09:09 am (UTC) - Expand
otnes
May. 7th, 2012 08:36 am (UTC)
"Рендеры" :)
Отличный обзор, спасибо!
sergei_d
May. 7th, 2012 08:55 am (UTC)
УНИЧТОЖАЙТЕ!
(картинка №16 доставила)
darriuss
May. 7th, 2012 10:37 am (UTC)
Ага, ведь специально ж плакат отыскали и повесили в кадр. )
(no subject) - bu33er - May. 7th, 2012 05:12 pm (UTC) - Expand
nobrow
May. 7th, 2012 09:23 am (UTC)
есть подозрение, что лекция снималась в московском кинотеатре "горизонт"
darriuss
May. 7th, 2012 10:39 am (UTC)
Нагуглить ничего не получилось, но если так, то очень крутой кинотеатр был.
(no subject) - nobrow - May. 7th, 2012 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - bu33er - May. 7th, 2012 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - May. 7th, 2012 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bu33er - May. 7th, 2012 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - May. 7th, 2012 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bu33er - May. 7th, 2012 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - May. 7th, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
marlborozippo
May. 7th, 2012 09:50 am (UTC)
интересный пост, как будто кино посмотрел
periskop.su
May. 7th, 2012 10:11 am (UTC)
Спасибо. Камчатские елизовские кадры особенно редки и прекрасны!
darriuss
May. 7th, 2012 10:40 am (UTC)
Ага, значит это Елизово. Вот же удивительно, ради трехминутного эпизода, возили сьемочную группу на край света.
(no subject) - periskop.su - May. 7th, 2012 10:44 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - periskop.su - May. 7th, 2012 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p_ta_x - May. 7th, 2012 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergo_b - May. 9th, 2012 11:45 pm (UTC) - Expand
algapone
May. 7th, 2012 10:15 am (UTC)
даже не читая пост скажу, что этот фильм просто охуенен! а теперь - за приятным просмотром
alxpn
May. 7th, 2012 10:25 am (UTC)
Лариса Мондрус. У моего тестя было очень много пластинок Ларисы Мондрус. Я думал, что он ее ярый поклонник, Но он мне потом рассказал, что он был членом комиссии по уничтожение пластинок Ларис Мондрус в магазине культоваров, после того как та уехала в Германию. Все члены комиссии понабирали себе пластинок, кто сколько хотел.
(Deleted comment)
(no subject) - alxpn - May. 7th, 2012 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - oldporuchik - May. 7th, 2012 08:02 pm (UTC) - Expand
vj_jjic
May. 7th, 2012 10:29 am (UTC)
занимательно)))
al_lex_ey
May. 7th, 2012 12:07 pm (UTC)
che_ck
May. 7th, 2012 12:39 pm (UTC)
на 20-й молодая Никищихина? офигеть...
Kiryl Lysenka
May. 7th, 2012 01:26 pm (UTC)
Микаэла Дроздовская - http://images.yandex.by/yandsearch?text=Микаэла+Дроздовская&rpt=image
khathi
May. 7th, 2012 01:22 pm (UTC)
Всё-таки Хэпбёрн » Голубкиной. ;) При всём уважении к последней.
p_ta_x
May. 7th, 2012 03:26 pm (UTC)
конечно круче - согласен!!!
вот если бы на Голубкиной покороче платье и повеселее роль)))
(Deleted comment)
darriuss
May. 8th, 2012 08:29 am (UTC)
>> Старый "Одуванчик" снят тоже из "Хрустального", как показывают кадры с видом из окон. Там до начала отделки интерьеров были съемки картины с декорациями.

Молодцы, нашли планировавшееся к открытию кафе и сэкономили на мосфильмовском павильоне.
melusine_de
May. 9th, 2012 06:35 am (UTC)
Совершенно умопомрачительный рекап. А метафора с Голубкиной даже создает интригу.
И ведь правда, был этот невероятный всплеск в архитектуре, именно тогда, и больше никогда (конструктивизм судить не могу).
Замечательно!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow