darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Киносоварх: "Дайте жалобную книгу" (1964)

Продолжаем изучение архитектуры в кинематографе 1960-х годов. В обычный московский ресторан "Одуванчик" заходит с компанией друзей журналист Юра Никитин. Там ему старательно хамят и портят настроение, после чего юный журналист, объединившись со столь же молоденькой директоршей "Одуванчика" Шумовой, начинают борьбу за модернизацию и самого "Одуванчика", и нравов его персонала в соответствии с прогрессивными установками десятилетия. "Дайте жалобную книгу", лирическая комедия Эльдара Рязанова 1964 года, один из лучших оттепельных фильмов, где противостояние старого и нового не просто показано, а является основным лейтмотивом картины.


И как обычно в фильмах 1960-х годов, без самолетов, аэропортов и аэровокзалов не обошлось.



1. Простые были тогда авианравы. Самолет подъезжал к аэровокзалу, пассажиры выходили и своим ходом добирались до здания. Никаких автобусов и тем паче телетрапов.


2. Если в "Невероятных приключениях итальянцев в России" показывали Шереметьево, а в "Соло для слона с оркестром" - "Домодедово", то в "Дайте жалобную книгу" главный герой, журналист Никитин возвращается из командировки в новый терминал Внуково-1, только что открывшийся в марте 1964 года.


3. Новенькие интерьеры. В главной роли Олег Борисов в модном сером костюме.


4. Главный зал нового терминала "Внуково-1".


5. Никитин вместе со встречавшим его коллегой приезжают в редакцию.


6. Где это снималось не очень понятно, но в интерьере присутствуют ультрамодные в 1960-е стеклоблоки.


7. Встречу и возвращение празднуют в "Одуванчике". Там обычный аншлаг.


8. Официанты, пользуясь этим, не слишком стараются - зачем, если план все равно перевыполняется. Практически все молодые люди за столом курят, тогда это считалось нормальным.


9. В фильме появляется и всем известная по комедиям Гайдая троица Вицин-Моргунов-Никулин.


10. Молоденькая директорша "Одуванчика" Таня Шумова, которая хочет, но не может в одиночестве побороть старые порядки в своем ресторане. Типичный образ девушки 1960-х в исполнении очень красивой Ларисы Голубкиной.


11. А это образ устаревшего, ретроградного, анахроничного. Его символизирует ресторанная певица Рина Зеленая, в перерывах между выступлениями читающая "Бюллетень по обмену жилой площади".


12. Назревает скандал - официантка нахамила очередной парочке. Девушка предлагает парню вместо "Одуванчика" уйти в кафе "Молодежное" или "Аэлиту". Официантка:

- А что они найдут в "Аэлите"-то?

Никитин:

- Да уж по крайней мере не найдут там пыльных пальм, вот этих вот колонн, раскрашенных под мрамор, этих ужасных плюшевых портьер, которые так и хочется распахнуть.


13. Просто-таки гневная отповедь приевшемуся сталинскому неоклассицизму. Интерьер "Одуванчика".


14. Помпезные колонны, репродукции передвижников на стенах, какие-то несуразные занавески, самовар. Молодежи хотелось другого.


15. Барменша и матерый замдиректора ресторана в исполнении Анатолия Папанова, исподволь подсиживающего девочку Шумову. "Не будем мы всяким стиляжьим вкусам потакать. Мадерн им нужен. мы не для мадерна работаем, а для советского простого человека".


16. Официантка-стерва с "Прейскурантом" в руках.


17. Никитин же живет во вполне современной квартире с кухней, отделенной стеклянной стенкой, модной мебелью, фотообоями и женатой парочкой (!). Это не коммуналка, нет, они просто живут втроем, пока строится вторая квартира.


18. Друг и коллега Никитина знойный грузин Тенгиз разминается на балконе с эспандером. Вид на Большую Дорогомиловскую улицу.


19. Никитин по итогам похода в "Одуванчик" пишет в свою газету фельетон "Испорченный вечер". Разгневанная Шумова приезжает в его современную редакцию.


20. "Юра, главный просил тебя поехать в строительный институт, на дискуссию "Новое в архитектуре". С Никитиным в "строительный институт" едет и Шумова.


21. Конференц-зал, где обсуждают "Новое в архитектуре", теме дискуссии вполне соответствует.


22. Сцена.


23. Деревянный потолок, офигительный световой рисунок на стенах, прям крутой скандинавский дизайн. Интересно, где все это снималось.

UPD. Театральный зал Дворца пионеров на Ленинских горах.


24. Кабинет главного редактора (камео Эльдара Рязанова) снимался в иконе московской архитектуры 1960-х, Дворце пионеров на Ленинских горах. Возможно, оттуда же и остальные кадры интерьеров редакции Никитина.


25. Ситуацию в "Одуванчике" и "выступление прессы" обсуждают на совещании в профильном главке. Обратите внимание на плакат на стене с подписью "Огни Сочи". Не знаю, что за сочинский объект там изображен, но похоже все это на стильную модернистскую виллу в духе Корбю.


26. Диалог на совещании:

- Как бы это было прекрасно, если бы в кафе, в ресторанах каждого человека встречали бы улыбкой.
- Далась вам эта улыбка. Вот я за границей был, так там пожалуйста, всюду улыбаются. И в кафе, и в магазинах.
- Ну и что, это плохо?
- А вы вдумайтесь, что это за улыбка. Она что вам, от души улыбается? Она же вам за деньги улыбается. А вы хотите, чтобы наша советская официантка...


За спиной у начальника главка очень знакомое минчанам здание. Но на самом деле это конечно прототип нашей Комаровки Черемушкинский рынок в Москве (1960).


27. Какой же оттепельный фильм без песен под гитару. Соавтором текстов (а заодно и соавтором сценария картины) был Александр Галич.


28. Конкуренты за руку и сердце Шумовой. Слева начальник управления торговли с Дальнего Востока, справа - успешный журналист. Угадайте, кого выбрала Шумова?


29. Тем временем, герои в содружестве с молодыми (непременно молодыми) студентами-архитекторами разрабатывают план реконструкции "Одуванчика".


30. Рендеры. Огромные окна, современные светильники, мебель.


31. - Значит вы так себе представляете новый "Одуванчик"?

- Угу, как видите все будет легко, современно и удобно. Много воздуха, света и средства на реконструкцию потребуются самые минимальные.

- Это здорово! Это красиво! Вот молодежь, растущая, думающая, ищущая...



32. - Есть же свой оркестр, мало ей, студентов откуда-то приволокла.
- Модернисты!


Диалоги в фильме просто феерические.


33. Реконструкция "Одуванчика" началась. Все зубодробительные архитектурные излишества безжалостно удаляются.


34. - Мы ж тут ничего разрушать не будем, мы только лишнее уберем. Пышная сталинская лепнина выкорчевывается с корнем.


35. А ну руинах молодежь танцует твист.


36. - И если мы - прекрасное завтра, то вы - ужасное вчера. Занавес.


37. Шумову конечно увольняют. Она пытается отыскать поддержки у руководителя главка. В советских фильмах главный партийный начальник (царь) был разумеется насквозь положительным героем, мудрым, сочувствующим, справедливым. Злодеями могли быть его подчиненные (бояре), ретрограды-стариканы или карьеристская молодежь. В полном соответствии с демократичностью киношных советских нравов начальник главка усаживает Шумову в собственную "Чайку" и разговаривает с ней по дороге на ярмарку в Лужниках (помните маршала, подвозившего из аэропорта Люсю, в "Двух воскресеньях"?).


38. Собственно промтоварная ярмарка. Тут представители и номенклатуры, и перспективной молодежи помогают бабульке из деревни выбрать в подарок пальто.


39. Никитин тем временем уезжает в длительную командировку на Камчатку. Минуты две-три под очередную песню Галича показывают кадры Дальнего Востока, романтику освоения нетронутой природы. Долина гейзеров.


40. Сопки.


41. Вулканы.


42. Очередной аэропорт, уже на Камчатке.

UPD. Аэропорт "Елизово" в Петропавловске-Камчатском полночь.


43. Просто шикарные натурные сьемки.


44. Возвращается Никитин в Москву на Ту-104.


45. Взлет борта 42375.


46. Москва вновь встречает прозрачными аэропортами.


47. А "Одуванчик" тем временем все-таки реконструировали, Шумова опять директор.


48. Финальная готовность персонала.


49. Новый "Одуванчик" снимался в кафе "Хрустальное" на перекрестке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы. Так выглядело модное молодежное кафе середины 1960-х. Директор в маленьком черном платье выглядит ничуть не хуже, чем Одри Хепберн в наряде от Живанши в "Завтраке у Тиффани".


50. И окончательным символом того, что силы прогресса победили, служит песня "Добрый вечер", которую с эстрады "Одуванчика" поет популярная в те годы Лариса Мондрус.


51. При всем уважении к Рине Зеленой.


В предыдущих эпизодах:

1. "Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
2. "Любимая" (1965, реж. Ричард Викторов).
3. "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973, реж. Эльдар Рязанов).
4. "Берегись автомобиля" (1966, реж. Эльдар Рязанов).
5. "Высоцкий" (2011, реж. Петр Буслов).
6. "Соло для слона с оркестром" (1976, реж. Олдржих Липский).
7. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Леонид Гайдай).
8. "Давай поженимся" (1982, реж. Александр Ефремов).
9. "Два воскресенья" (1963, реж. Владимир Шредель).
Tags: кино, соварх
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →