?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из всех искусств для меня важнейшим является кино, а из всего кино - кино 1960-х. Фильмы того времени, причем как советские, так и американские и европейские, несмотря на разгар холодной войны, в массе своей оптимистичны, совсем не так консервативны, как в предыдущие десятилетия, но при этом еще не погрязли в разврате 1970-х и чернухе 1980-х годов.

В советском кино самый интересный период - это первая пятилетка 1960-х, "оттепельный" кинематограф. Молодые режиссеры, пользуясь некоторым ослаблением партийной цензуры, активно поднимают новые, неслыханные ранее темы, используют авангардные по меркам фильмов 1940-50-х годов кинематографические приемы, осовременивая язык своих картин. Одним из ярких примеров такого кино является малоизвестный ныне фильм Владимира Шределя 1963 года "Два воскресенья", романтическая комедия о сбербанковской кассирше, которая выиграв в лотерею нейлоновую шубу, вместо того, чтобы с гордостью ее носить, меняет ее на деньги и улетает на выходные в Москву, где находит свое счастье.


Нестандартные приемы начинаются с самого начала. Титры выполнены в виде рекламного объявления на бегущей строке, установленной в Москве на здании редакции газеты "Известия" на Пушкинской площади ("Смотрите новый художественный фильм "Два воскресенья"). Отсутствие философских длиннот и общее легкое настроение картины гарантируют получение от нее превеликого удовольствия. Категорически рекомендую.

Об архитектуре и массе характерных примет 1960-х годов в фильме "Два воскресенья" в этом выпуске "Киносоварха".



1. Та же самая "электронная газета" вовсю рекламирует преимущества авиаперелетов - они наконец-то начинают становиться общедоступными. "Сутки поездом - час самолетом" - это модный и прогрессивный способ путешествий.


2. Без самолетов в кадре конечно не обошлось. Ту-104.


3. Впрочем, в вымышленный городок Радиозаводск (как я понял где-то на Урале) можно по-прежнему добраться только поездом по тайге, причем еще и паровозом.


4. Читающий закадровый текст диктор сообщает, что Радиозаводску четыре года, живут здесь уже 26 тысяч жителей.


5. "Назывался он раньше 308-й километр, потом Строитель, потом Пионерск, сейчас Радиозаводск - город без старых домов, без истории, без старожилов, без достопримечательностей". Куда-то везут парковую скульптуру.


6. Несмотря на то, что действие значительной части фильма разворачивается в Москве, снимали его на "Ленфильме" и в роли Радиозаводска выступали микрорайоны Автово и Дачное города Ленинграда.


7. Типичная романтика 1960-х. Молодожены пробираются к новому дому по стройплощадке. Главная музыкальная тема картины - песня Андрея Петрова "Голубые города" в исполнении Эдуарда Хиля: "Ну а если нет следов на асфальте городов, нам и это подходит вполне. Мы на край земли придем, мы заложим новый дом и табличку прибьем на сосне".


8. Открывается новая часовая мастерская.


9. Несмотря на вывеску, по-моему это типовое школьное здание 1950-х годов.


10. Главная героиня, Люся, работает в сберкассе.


11. Типичная девушка того времени. С широко раскрытыми на мир глазами.


12. Диалоги в картине очень характерны для эпохи. "- По всей вероятности наша профессия (кассир-операционист в сберкассе) отмирает. Сын мне пишет: Мама, вместо вас будут вычислительные машины". Это разговор с заведующей сберкассой, пожилой усатой теткой.


13. - Живут же люди. А ведь ничего из себя не представляет. Так, замухрышка.... А на даче круглый год. Дача своя в Малаховке, муж - кинооператор.

- Это хорошо?

- Муж?

- Дача?

- Стиль эпохи. Сейчас так принято.


Это с третьей сотрудницей сберкассы, женщиной средних лет, приехавшей в Радиозаводск из Москвы, и очень по большому городу скучающей.


14. - А я замуж хочу и все замуж хотят, просто скрывают.

Люся: - А я нет. Новый город, новые люди... Интересно... Жалко нет такой профессии - путешествовать.


Эх, Люся, тебе бы лет через 50 жить, завела бы блог, продала бы квартиру и уехала с рюкзаком в Юго-Восточную Азию.


15. Поменяв выигранную нейлоновую шубу (тоже атрибут десятилетия) на деньги, Люся для начала едет в облцентр. В плацкарте естественно молодежь, играет на гитаре.


16. В облцентре (снималось вероятно в Москве или Ленинграде) шикарные рекламные неоновые конструкции, тоже примета времени. "Выключайте электрические приборы" со штепселем и розеткой.


17. Классика жанра.


18. Увидев одну такую рекламу (опять пропаганда авиаперевозок) Люся решает слетать на выходные в Москву. Точнее на один выходной (воскресенье), суббота тогда была рабочим днем.


19. В самолете героиня знакомится с актером Сергеем Филипповым ("Лучше всего конечно пять звездочек"), который играет самого себя. Настоящее камео, очень современно.


20. Виды Москвы в этом фильме подробно рассмотрены тут, я остановлюсь преимущественно на мелких деталях. Телефонные будки у метро "Площадь Революции".


21. Автоматы с газировкой.


22. На площади Революции Люся встречает юношу Володю, хозяина айпада кинокамеры, снимающего на нее Москву. Дальше они гуляют по Большому Городу, классический сюжет для оттепельного кино.


23. Москва показана подробно и с любовью. Смоленская улица, например.


24. Садовое кольцо у высотки Министерства иностранных дел. Вдалеке высотка на площади Восстания.


25. Экскурсовод у памятника Грибоедову. Слева вдалеке вестибюль станции метро "Кировская" (сейчас "Чистые пруды").


26. Продолжается продакт-плейсмент "Аэрофлота".


27. У кафе "Чудесница" на Красных воротах герои встречают приехавшего в Москву в отпуск золотодобытчика из Магадана.


28. Играет его Михаил Глузский.


29. Золотодобытчик сорит деньгами и пьет ликер "Рубиновый".

- Пять тысяч привез.

- Спрячьте.

- А чего мне прятать? Честные, заработанные.



30. Москвичка.


31. Прогулки продолжаются. Дворец пионеров на Ленинских горах, модернистский шедевр 1963 года. Только что построен.


32. Культовый знак "Переход".


33. В Москве во время сьемок фильма проходил Всемирный конгресс женщин. Режиссер сполна воспользовался оказией и снял много гуляющих по городу экзотически выглядящих дам.


34.


35. Валентина Терешкова - главная звезда. Она только-только (июнь 1963-го) слетала в космос.


36. По сюжету Люся даже попадает в Кремлевский дворец съездов на этот конгресс и знакомится с Терешковой!


37. Ее даже будто бы показывают рядом с первой женщиной-космонавтом по телевизору. Полный "Форрест Гамп" только на 30 лет раньше, поразительно современный фильм.


38. В холле Дворца съездов у Люси берут интервью. Узнаете корреспондента слева?


39. Герои до этого временно потерялись, но Володя видит в магазине телевизоров Люсю с Терешковой, офигевает и мчится в Кремль.


40. А Люся мчится из Дворца съездов к нему.


41. Наступает вечер, героине пора возвращаться в Радиозаводск. Опять обильно показывается неоновая Москва. Кинотеатр "Метрополь".


42. Многоцветная реклама самолетов. Опять! :)


43.


44. Мороженое. Шик.


45. Агитация.


46. А-а-а.


47. Бегущая строка на "Известиях" тем временем сообщает про какой-то "кровавый разгул" (вероятно американской или сионистской военщины).


48. Винтовая лестница старорежимного дома. Отличный кадр.


49. Люся вызывает такси и возвращается в Радиозаводск, договорившись встретиться с Володей в следующее воскресенье.


50. По возвращению героиня попадает на день рождения к своей коллеге, той самой приехавшей из Москвы и страдающей из-за этого. Дарит она подруге хулахуп (!). "Стиль эпохи".


51. Рассказывает о своих приключениях. Пожилая заведующая сберкассой возмущается поведением разбитной Люськи: "- Как? С первым встречным? А если он тунеядец?!". "- Последний раз я так смеялась в 47-м году, на картине Чаплина."


52. А потом все видят фотографию Люси с Терешковой в газете.


53. Второе воскресенье в Москве. Троллинг православия.


54. Самый поразительный эпизод. Люся подсматривает у священника время, и что вы думаете у того на руке: золотой "Брегет"! Ну почти! Вы себе это можете представить?


55. Аэропорт остался мной не опознан. (


56. Возможно, это ленинградский "Пулково"?


57. В Москву героиню как бы подбрасывает настоящий Маршал Советского Союза. Представить, что подобный персонаж появится в советской комедии в предыдущее десятилетие совершенно невозможно.


58. Вновь в Радиозаводске. Обеденный перерыв в сберкассе, "Консуэло" и банка какао.


59. Новенькие ленинградские окраины.


60.


61. Финальный эпизод картины. Люся улыбается очередному посетителю, и в следующем кадре...


62. ... от окошка отъезжает кинокамера. Финальные титры идут на фоне будней сьемочной площадки фильма "Два воскресенья". "Четвертая стена" ломается оригинальным образом.


В предыдущих эпизодах:

1. "Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
2. "Любимая" (1965, реж. Ричард Викторов).
3. "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973, реж. Эльдар Рязанов).
4. "Берегись автомобиля" (1966, реж. Эльдар Рязанов).
5. "Высоцкий" (2011, реж. Петр Буслов).
6. "Соло для слона с оркестром" (1976, реж. Олдржих Липский).
7. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Леонид Гайдай).
8. "Давай поженимся" (1982, реж. Александр Ефремов).
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

2211103
May. 2nd, 2012 02:36 pm (UTC)
На мой вгляд, смак фильма не от режиссёра, а от сценариста Анатолия Гребнева. Следующий его сценарий поставил Марлен Хуциев - получился "Июльский дождь", первой серией (прологом) которого многие воспринимают именно "Два воскресенья".
darriuss
May. 2nd, 2012 03:37 pm (UTC)
Кстати, именно через сценариста я, посмотрев "Июльский дождь", на "Два воскресенья" и вышел. До этого момента ничего про него не знал.
2211103
May. 2nd, 2012 04:32 pm (UTC)
А я посмотрел "Два воскресенья" ( http://forum.arjlover.net/showthread.php?t=1549 ), заметил что-то знакомое в стиле и быстро вышел на обожаемый с юности "Июльский дождь"...

===
Кстати.
http://minsk1067.livejournal.com/527987.html
http://minsk1067.livejournal.com/492143.html
Видели?
darriuss
May. 2nd, 2012 04:35 pm (UTC)
Ага, видел конечно.
2211103
May. 2nd, 2012 04:40 pm (UTC)
На подходе ещё несколько интересных документалок 60-х годов, в том числе и от Марухина.
darriuss
May. 2nd, 2012 08:20 pm (UTC)
Посмотрим, это всегда любопытно.
2211103
May. 2nd, 2012 08:36 pm (UTC)
Чуть не забыл:
http://karatkievicz-by.livejournal.com/41113.html
Если нужно на DVD - обращайтесь.

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow