darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Солотвино и центр Европы

Соль была нефтью средних веков, ценнейшим, всем нужным и относительно редким продуктом. Стратегическим. Везло стране (или отдельным людям), владевшим своими соляными копями, "соледоллары" помогали жиреть самому и раскулачивать соседей. Впервые соль в Марамуреше, исторической области на севере Трансильвании, в более-менее крупных объемах начала добываться еще в начале нашей эры после завоевания Дакии римским императором Траяном, в средневековье вокруг соляных шахт выросло село Слатина, но промышленная добыча была организована только во времена Австро-Венгрии. Слатина, а точнее уже Зальцгрубен, стал одним из крупнейших центров соледобычи в империи.

Увы, про промышленную безопасность тогда никто не думал. Многокилометровые выработки уже в 20 веке стали систематически проваливаться, зачастую вместе с окружающими зданиями, затапливаться, да и соль потеряла свою ценность. В итоге сегодня Солотвино, пгт в Тячевском районе Закарпатской области, представляет собой полукольцо, в центре которого соляные озера, провалы, ведущие неизвестно куда и руины бывшей когда-то большой индустрии.


Самым интересным представляется тот факт, что проваливание Солотвина под землю активно продолжается и сейчас.



1. Расположено Солотвино (ударение кстати на второй слог), как и Тячев, на берегу Тисы, за которой уже Румыния, но вот в отличие от Тячева румынское влияние тут уже очень чувствуется. И машин румынских полно.


2. Окраины поселка сплошь и рядом застроены огромными уродливыми особняками, часто недостроенными и возможно принадлежащими каким-нибудь цыганским баронам.


3.


4.


5. Вылез из машины, на улице бодрящие +35.


6. За высокой живой изгородью костел св. Иштвана.


7. Остатки одной из шахт. После того, как в 2000-х на территории поселка началось "развитие карстовых провалов", все шахты позакрывали, после чего некоторые из них провалились под землю сами, а некоторые были демонтированы.


8. Справа видна молодежная тургруппа. Наверное их водили к провалам.


9. Остатки былой роскоши.


10. Где-то там и бездонные дырки в земле и соляные озера, купаться в которых в Солотвино приезжают тысячи туристов, но я в одиночку побоялся провалиться и утонуть, а потом идти туда струсил.


11. Едем в центр поселка через многоэтажную (девятиэтажек не видел с Ужгорода) окраину, где немым укором карстовым провалам стоит недостроенная коробка советского Дворца культуры.


12. Типа центральная площадь Солотвина.


13. Поселковая администрация. Висит три флага: украинский, румынский и венгерский. Табличек соответственно тоже три.


14. Типичное Солотвино.


15. В поселке еще встречаются особняки не то имперских, не то межвоенных времен. Не все еще забрала матушка-Земля.


16.


17. Что-то вроде ПКиО. Хотя о какой культуре и отдыхе может идти речь, когда под ногами происходит "приток пресных грунтовых вод и размывание подпочвенных соляных пластов".


18. Богдан и какие-то шахтные конструкции слева.


19. Чехословацкий гидрант.


20. Межвоенная школа.


21. Железнодорожный вокзал.


22. Солотвино - конечная станция украинских поездов, имеются даже поезд Львов-Солотвино. Далее жд ветка почему-то уходит в румынский Сигет (расположен на противоположном берегу Тисы, прямо напротив Солотвина) и возвращается на украинскую территорию в районе села Деловое.


23. Станция "Солотвино".


24. Заехали в итоге в какие-то дебри.


25. И уперлись в забор, на котором висели грозные предупреждающие надписи о запрещенном проходе и возможной гибели в соляных подземельях. Вот где-то там они, а вдалеке по-моему аллергологическая больница. Никогда еще Штирлиц я не был так близок к провалу.


26. На выезде из поселка обнаружился въездной знак.


27. И почти сразу же случилась граница районов.


28. Далее трасса проходит прямо вдоль Тисы и государственной границы и постепенно ее начинают окружать настоящие горы.


29. Очень живописный участок маршрута.


30. Вдоль дороги установлены пограничные столбы и в случае остановки есть вероятность познакомиться с пограничниками и их верными четвероногими друзьями.


31. Мы впрочем остановились - когда еще представится возможность оказаться буквально на самой границе. Тиса. На том берегу какая-то румынская церковь.


32. Украино-румынская граница и остатки опор какого-то моста. Прямо на границе, систематически ее нарушая, купаются дети.


33. Едем дальше.


34.


35. И тут внезапно - ЦЕНТР ЕВРОПЫ!!!!11


36. Как известно, географы насчитали не менее 100500 разных центров Европы. Британские Австро-венгерские ученые в 1887 году обнаружили его в районе села Деловое недалеко от Рахова.


37. Не побывать здесь и не хлебнуть колдовства из стеклянного мрака бутылки просто преступно.


38. Латиноязычная надпись на скромнейшей обелиске гласит: "Locus Perennis Dilicentissime cum libella librationis quae est in Austria et Hungaria confecta cum mensura gradum meridionalium et paralleloumierum Europeum... MDCCCLXXXVII" ("Постоянное точное, вечное место. Очень точно, со специальным аппаратом, который изготовлен в Австрии и Венгрии, с шкалой меридианов и параллелей, установлен здесь Центр Европы… 1887").


39. Трасса и железнодорожный мост через Тису из самого центра Европы.


40. Рядом естественно куча инфраструктуры для турья.


41. Тиса.


42. Вновь въехали в Карпаты.


43.


44. Но о них, следующем этапе трипа, через пару недель.


В предыдущих сериях:

1. Обзор.

2. Нововолынск.
3. Сокаль.
4. Червоноград.

5. Рудки.
6. Старый Самбор.
7. Турка.
8. Великий Берёзный.
9. Перечин.

10. Ужгород: Новый город.
11. Ужгород: Старый город.
12. Ужгород: Галагов.
13. Ужгород: гостиница "Закарпатье".

14. Мукачево: город.
15. Мукачево: замок.

16. Берегово.
17. Виноградов.
18. Хуст.
19. Деревянные церкви Маромороша.
20. Тячев.
Tags: рахов, тячев, украина-2011
Subscribe

  • Ярославль-Минск

    "Пахтакор" в 1979-м тоже кстати в Минск летел.

  • Рейс 5022

    Видеозапись гибели MD-82 Spanair в августе прошлого года в Мадриде. Как-то я раньше ее пропустил.

  • Авиакатастрофа в Баффало

    После большого перерыва продолжаем культивацию аэрофобии. De Havilland Dash-8-402 Q400 Colgan Air б/н N200WQ Дата: 12 февраля 2009 Место: Кларенс…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Ярославль-Минск

    "Пахтакор" в 1979-м тоже кстати в Минск летел.

  • Рейс 5022

    Видеозапись гибели MD-82 Spanair в августе прошлого года в Мадриде. Как-то я раньше ее пропустил.

  • Авиакатастрофа в Баффало

    После большого перерыва продолжаем культивацию аэрофобии. De Havilland Dash-8-402 Q400 Colgan Air б/н N200WQ Дата: 12 февраля 2009 Место: Кларенс…