darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Таки Любавичи

В 15 км к юго-западу от своего районного центра, Рудни, и всего в 8 км восточнее границы с Беларусью находится деревня Любавичи. Впервые в письменных источниках она упоминается в 1654 году, принадлежало князьям Любомирским, но по-настоящему широко известна в узких кругах стала в XIX веке. В 1813 году сюда переселяется рабби Дов Бер, сын Шнеура Залмана из, простите, Ляд, знаменитого кабаллиста, основателя хасидского движения Хабад. Хотя основал рабби Шнеур-Залман Хабад в Лиозно, на своей родине, движение было названо именно любавичским (Хабад-Любавич, Любавичский хасидизм, подробнее о нем читайте в википедии). В Любавичах был его крупнейший центр, иешивы, богатейшая библиотека. Любавичских ребе уважали.

В 1860 году в этом типичном штетле жило более полутора тысяч человек. Здесь имелся кожевенный завод и проходила крупнейшая в Могилевской губернии ярмарка. Слава Любавичей начала закатываться после Первой мировой войны. Пятого любавичского ребе Шалома Бер Шнеерсона эвакуировали в Ростов-на-Дону, где он и умер. Шестой ребе и последний уроженец Любавичей жил сначала в Ростове, потом в Малаховке, Ленинграде. За ним перемещался и духовный центр Хабада. В 1927 году Йосефа Ицхака Шнеерсона советская власть выслала в Латвию, и в конечном итоге он оказался в Нью-Йорке, где центр Хабада находится и сегодня. Ныне Хабад - третье по численности приверженцев хасидское движение, в 65 странах работают более 1300 его организаций. Любавичским хасидом является например и один из главных раввинов России Берл Лазар.

Любавичи не стали центром религиозного паломничества хасидов, как например украинская Умань, куда ежегодно приезжают до 300 000 человек. Какая-то инфраструктура там конечно создана, но по не совсем понятной причине понаезжающих гостей сейчас в местечке очевидно очень мало. Возможно, любавичские хасиды просто менее склонны к путешествиям, чем периодически оккупирующие Умань брацлавские.


Кроме очевидного значения для еврейской культуры Любавичи важны и тем, что здесь находится один из двух образцов виленского барокко на территории России. В общем по всему выходило: раз уж мы оказались в Руднянском районе, в Любавичи ехать было надо. Мы и поехали.



1. По пути проехали речку со знакомым названием. Березина да не та. Эту как раз проклятый француз форсировал бы с легкостью.


2. Дорога в Любавичи довольно-таки хреновая и безлюдная. Честно говоря, даже не знаю можно ли туда добраться общественным транспортом. На въезде в деревню указатель, как бы сразу показывающий, что евреев здесь по-прежнему ждут.


3. Выглядят сейчас Любавичи как типичная деревня, где силикатные домики чередуются с деревянными.


4.


5. А так Любавичи выглядели в зените своей славе. В планировке штетла хорошо заметен большой Двор любавичских ребе.


6. Современный Двор выглядит так. Здесь находится музей, синагога, гостиница для приезжающих паломников. Ключи у одного из жителей деревни.


7. Буду благодарен, если кто-нибудь поможет дешифровать вывески на иврите.


8. Паломников видимо не особенно много. На всей деревне какая-то печать запустения, даже забор Двора любавичских ребе повален.


9. Постоянно живущих евреев после Великой Отечественной войны тут практически не осталось. Последняя, Галина Моисеевна Липкина умерла в 2003 году. Сейчас тут живут около 400 гоев.


10. Развалины каких-то колхозных сооружений.


11. Над домами видны шпили Успенской церкви.


12. Церковь расположена на главной площади деревни, в центре которой сельпо.


13. Увы, летом за деревьями она практически не видна.


14. Со всех сторон она застроена, окружена высокой оградой, которая естественно надежно заперта. Остается только выхватывать какие-то ее фрагменты.


15.


16.


17. Боковые приделы потеряли даже кровлю. К сожалению, редчайший для России архитектурный памятник заброшен и разрушается.


18.


19.


20. Получить общее представление о ее архитектуре можно лишь зимой. Успенская церковь была построена как униатская в 1725-75 гг. Виленское барокко с элементами классицизма.

Фото отсюда.

21. Военный мемориал в сквере рядом с центральной площадью деревни.


Мы знали, что где-то в Любавичах есть еще и еврейское кладбище. Только попытки с третьей удалось взять языка, который смог внятно объяснить, где оно расположено.

22. Дом ребе Шнеерсона, очевидно новодельный. За ним начинается дорога на кладбище.


23.


24. Мост через речку Худица, внешнюю границу кладбища.


25. Киркут. В центре огэль, мавзолей над могилами, как я понимаю, третьего и четвертого любавичских ребе.


26.


27. Вокруг разбросаны старые могильные камни.


28.


29.


30. Чуть в стороне еще один огэль, на этот раз над могилами жен любавичских цадиков. Все заросло крапивой.


31.


32. Вид с киркута на Любавичи.


33. На обратном пути отсняли сельский Дом культуры в деревне Березино. Даже с настоящим сграффито.


Следующим пунктом программы стал Демидов. От города, бывшего до революции уездным центром (под названием Поречье), мы ожидали большего профита, чем от полудеревенской Рудни.

В предыдущих сериях:

1. Ореховск.
2. Лиозно.

3. Рудня.
Tags: 118, рудня, смоленщина-2011
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments