darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Белосток: костел св. Роха

Во второй половине 1920-х годов правительство и обычных граждан ряда стран, возникших на осколках Российской империи, стала посещать мысль о том, что факт новообретенной независимости надо бы как-то увековечить. Лучшим способом для этого было признано возведение культовой постройки: ее можно было сделать достаточно монументальной, на строительство было проще собрать пожертвования, ну и опять же зело это душеспасительно и богоугодно. В 1926 году реализацию идеи запустили в сметоновской Литве - итогом стал костел Воскресения Христа в Каунасе. Примерно в те же годы строительство похожего мемориального собора ошеломляющих размеров началось и в польском Белостоке.


О костеле св. Роха в этой серии.



1. В славном городе Белостоке недалеко от железнодорожной станции издавна торчал холм. На холме было кладбище и небольшая капличка, все это носило титул св. Роха в честь католического святого, будто бы защитника от чумы. Именно этот холм и выбрал новоназначенный в Белосток виленский ксендз Адам Абрамович для строительства костела для своей парафии и не просто обычного там рядового костела, а "Храма Божественного "Провидения". В апреле 1926 года в журнале "Архитектура и строительство" был объявлен конкурс проектов, поступило на который более 70 предложений. К реализации был принят проект одного из крупнейших межвоенных польских архитекторов Оскара Сосновского. Заодно, вместо "Храма Божественного Провидения" (świątynia Opatrzności Bożej) решили строить "Костел-памятник Восстановленной Независимости" (Kosciol-Pomnik Odzyskania Niepodleglosci).


2. Деньги на него собирали всем миром, но строительство все равно растянулось на десятилетия. Если на каунасский работала вся Литва, то белостокский, судя по всему, оставался местной провинциальной инициативой столичных масштабов.


3. Огромный бетонный колосс виден в городе с самых разных точек. С Аллеи Солидарности...


4. ... улицы Антонюковской...


5. ...от вокзалов...


6. ... с улицы Липовой.


7. К 1939 году коробка здания была в общем-то закончена, но интерьеры оформить не успели. Пришли Советы и задумали устроить тут цирк. Три восьмиугольных, постепенно уменьшающихся, объема основного зала костела, поставленные друг на дружку, показались очень удобными для организации цирковых представлений.


8. Что характерно, завершалось строительство уже во время немецкой оккупации (Сосновский погиб в 1939-м при осаде Варшавы, и работами руководил уже знакомый по послевоенному белостокскому берутансу архитектор Станислав Буковский). С 1941 года в храме начались богослужения, в 1945 году состоялась консекрация костела вильнюсским архиепископом.


9. Над пресбитерием надстроена 78-метровая башня-колокольня.


10. Интересно, что украшена ажурная железобетонная конструкция не обычным крестом, а 3-метровой фигурой Пресвятой Девы Марии.


11. Все дело в том, что посвящен костел должен был быть не св. Роху, а как раз ПДМ, причем под титулом Утренней Звезды (!). Звезда должна была символизировать не только Богоматерь, но и, так сказать, новую зарю независимости Польши.


12.


13. В связи с этой "звездной" идеей Сосновский чуть менее чем полностью декорировал здание соответствующими символами. Как в экстерьере...


14.


15. ... так и внутри.


16. Основной зал в сторону алтаря. Впечатление конечно производит потрясающее: светлый, восьмиугольный в плане с рядом тонких колонн по периметру.


17. С куполом.


18. Купольный витраж.


19. Звездчатые своды - чистый декор, отсылающий к основной теме оформления костела и традиционной польской готике.


20. Алтарь крупнее.


21. Боковая проекция.


22. Деревянный амвон.


23. Боковой алтарь.


24. Разные по оформлению боковые часовни.


25.


26. Орган на хорах.


27. Костел окружен стеной (в проекте она была двухэтажной) с четырьмя квадратными башенками-ротондами по периметру, что должно было отсылать к традиционно храмовой оборонной архитектуре кресов.


28. Одна из башен.


29. Главная скульптурная группа.


30. Внутренний дворик с плебанией также работы Сосновского (1929-1932), больше похожей на ренессансный дворец.


31. Йезус Хрыстус смотрит на Липовую улицу.


В следующей серии небольшой экскурс на окраины для осмотра еще нескольких любопытных образцов современного уже польского культового зодчества.

В предыдущих сериях:
- Погоня на Грюнвальд.
- Сувалки.
- Кентшин и "Волчье логово".
- Ольштын.

- Гданьск: вокзал и Молодой город.
- Гданьск: Старый город.
- Гданьск: Угольный рынок.
- Гданьск: Главный город.
- Гданьск: мотлавские острова и Длинные сады.
- Гданьск: морское путешествие в Сопот.
- Гданьск: Олива.
- Гданьск: спальные районы города.

- Белосток: Рынок.
- Белосток: Центрум.
- Белосток: улица Липовая.

- Костел св. Михаила Архангела в Сопоте.
- Костел Пресвятой Девы Марии Королевы Розария (Ружанца) в Гданьске.
Tags: 118, белосток, польша-2010
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments