Впервые этот наш Сураж упоминается как "место" (город) под стенами замка, свежепостроенного в 1563 или 1564 году воеводой витебским Стефаном Забаражанским при впадении в Западную Двину речки Каспли. Уже в 1570-м он получает магдебургию, собственный герб и становится центром староства. Суражский замок, будучи деревянным, не переживет войн второй половины XVII-начала XVIII веков, но Сураж продолжит существовать. После первого раздела Речи Посполитой он сначала уездный, а затем заштатный город Витебского уезда. В 1924-1960 гг. опять райцентр, а позже вновь входит в состав Витебского района, потеряв в конце 1930-х и свой городской статус. И, увы, он действительно сейчас выглядит деревня деревней.
Фотографировать в Сураже особенно нечего, но т.к. я хочу со временем посетить не только все города, но и все городские поселки страны, небольшой отчет для проформы сделать надо. Здесь же будет и дорога из Витебска в Велиж.
Сураж расположен на трассе Витебск-Велиж. Несмотря на свой трансграничный статус, дорога довольно хреновая, причем, что потрясает все устои и где-то даже закладывает мину под фундамент нашей государственности, и на ее белорусском участке. Если вдруг соберетесь по ней ехать на персональном автомобиле, озаботьтесь покупкой страховки ("зеленой карты") заранее: единственный киоск "Белгосстраха" расположен как раз в Сураже, на границе же нет никого кроме заспанного беларуского пограничника (его вагончик находится уже глубоко в России - вот так и происходит незаметное возвращение исконной земельки) и просто невероятного количества слепней, преследовавших нас всю поездку по российской территории и частично даже по нашей.
Рядом с Казановой слепней еще не было.
Сураж, даром что микроскопичен, зато имеет целых три въездных знака.
Два на въезде со стороны Витебска, третий на противоположном. Тот я не снял.
Выглядит Сураж сейчас как большое село. О его славном городском и магдебургском прошлом практически ничего не напоминает - вроде бы где-то сохранилось в каком-то виде замчище (и даже с беседкой), но мы его не заметили.
Один из центров местной цивилизации.
По соседству Петропавловская церковь (1996). В списке утраченного суражского наследия помимо замка значатся еще две церкви XIX века и даже какой-то собор века XVIII, но информации по ним мне найти не удалось.
На некоторых улочках сохранилась еще такая милая человеческому сердцу, но ненавистная автомобильной подвеске брукованка.
Выглядит Сураж в принципе вот так.
В перспективе часть МЧС. Суражские пожарные в ожидании работы с нескрываемым интересом рассматривали нас.
86?
Попадаются и настоящие произведения местного народного искусства. Aboriginal art по-суражски.
Поселковый совет и Дом культуры в одном здании.
Тут же небольшой парк с танцплощадкой...
... и военным памятником.
Крайне затейливо декорированная почта.
Рядом с современным мостом через Касплю сохранились остатки старого довоенного.
Собственно Каспля.
Т-образный перекресток Каспли и Западной Двины.
Западная Двина в районе Суража.
Как и Бешенковичам, Суражу не хватило места на одном берегу Двины, и он выплеснулся на противоположный. Вот тут уже не понтонный мост, а настоящий паром.
Плавсредство рядом с паромом.
Переправляться на тот берег нам не надо было, ведь мы хотели попасть в Россию и срочно припасть к берёзушкам. Россия же вместо этого встретила слепнями.
Выходить из автомашины за пределами больших населенных пунктов (а порой и в их пределах) было крайне затруднительно. Вероятно, по причине отсутствия в Смоленщине и Псковщине значительных месторождений крупного рогатого скота, слепням ничего не оставалось, как накидываться на практически беззащитных, не подготовленных и вовсе не ожидавших подобной предательской провокации понаехавших городских жителей. Стоило машине остановиться, ее облепляли десятки мерзких кусачих насекомых, которые норовили пролезть в окна, двери, майки, шорты и вцепиться в наши нежные, девственные тела. Фотосьемки в таких условиях превращались в настоящий подвиг, ведь мы в этот момент больше напоминали больных пляской святого Вита, чем людей с высшим образованием и тысячами френдов.
Героические кадры Беляева, одной из первых более-менее обитаемо выглядящих деревень на российской территории. До нее была совсем печалька. В здании с флагом - администрация.
Сельский клуб. За ним похоже недостроенный торговый центр.
Еще один долгострой немым укором стоит напротив.
Здание украшено достаточно парадоксальной в условиях окружающего нас северо-запада Смоленской области надписью, свидетельствующей:
а) об увлечении председателем местного колхоза бурной историей отношений Речи Посполитой с украинскими казаками в середине XVII века и о том, что его симпатии тем маем 1648 года явно были не на стороне старосты нежинского Стефана Потоцкого.
или все-таки:
б) о временной миграции сюда стада шабашников из Днепропетровской области;
Далее будет Велиж, город, который в свое время вполне мог бы оказаться в пределах БССР.
В предыдущих сериях:
Витебск
1. Станция "Витебск".
2. Южное Задвинье.
3. Северное Задвинье.
4. Городской силуэт.
5. Площадь Тысячелетия.
6. Ратуша: обзорная площадка.
7. Площадь Свободы.
8. Старый город.
9. Улица Ленина.
10. Площадь Победы.
11. Спальные районы.
12. Марковщина.
13. Ночной город.
14. Бешенковичи.
118:
Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.
Витебская область:
- Бешенковичи.
- Витебск, Сураж.
- Докшицы, Бегомль.
- Лепель.
- Чашники, Новолукомль.
Гомельская область:
- Гомель.
Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.
Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.
Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.
Journal information