darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Брянск: Бежица

В середине 1860-х недалеко от Брянска при новенькой станции Бежица Орловско-Витебской железной дороги начал как обычно формироваться жилой поселок. В отличии от аналогичных пристанционных слобод при "Брянске-Орловском" и "Брянске-Льговском", так и не выросших по сути из своих "железнодорожных" штанов, Бежице суждено было стать городом большой индустрии, причем еще до революции. Уже в 1873 году здесь был основан Брянский рельсопрокатный, железоделательный, сталелитейный и механический завод (или т.н. "Брянский завод"), из которого уже в XX веке выросли современные гиганты местной промышленности.

Бежица быстро жирела на металлургических харчах, и в 1917 году численность населения в поселке и уездном городе Брянске, находившимся в 20 км юго-западнее, была примерно равна — по 25 тысяч человек. В 1925 году Бежица наконец стала настоящим городом (получив вполне городскую застройку задолго до того), центром уезда, и даже в 1936-м была переименована в Орджоникидзеград в честь сталинского наркома тяжелой промышленности. Орджоникидзевский период ее истории продолжался, впрочем, всего 7 лет, до 1943 года - даже немцы название сохранили (хотя зачастую сокращали его до "О-града"), но 17.09.43 в одном из приказов Сталина Орджонидзеград был вновь назван Бежицей - официального переименования так и не случилось, просто внезапно историческое имя вернулось, ведь Верховному Главнокомандующему виднее. А об Орджоникидзеграде до сих пор напоминает название местной железнодорожной станции с небольшим, но очень гордо выглядящим вокзалом.

Увы, но в 1956 году город Бежица исчез с карт - он был включен в соседний Брянск на правах отдельного района, но вообще у меня создалось впечатление, что это чистая формальность. Бежицкий район по-прежнему воспринимается как отдельный город, а не промышленная окраина большого Брянска. Он не похож на Брянск архитектурно, здесь есть здания (и даже их ансамбли) масштаба областного центра (причем как Орджоникидзеградовских, так и независимо Бежицких времен), здесь живет целых 150 000 человек, здесь, например, больше интересных ресторанов и имеются крупные торговые центры, здесь расположены крупнейшие брянские предприятия: Брянский машиностроительный завод (производитель железнодорожной техники), Бежицкий сталелитейный завод, завод колесных тягачей, электромеханический завод, а для жен всех тех брутальных мужиков, вкалывающих на этих предприятиях, построен камвольный комбинат. В общем, еще неизвестно, что чья окраина: Бежица Брянска или Брянск - административно-управленческий придаток Бежицы.


О районе-городе, так скрасившем нам впечатление обо всем областном центре - в следующих трех сериях. И в первой - станция "Орджоникидзеград", ее ближайшие окрестности и улица Ульянова, где сохранилась большая часть дореволюционной застройки Бежицы.



Хотели мы сюда приехать электропоездом, но расписание было уж больно неудобное - собаки достаточно редки и все трансрайонные перемещения похоже происходят с помощью колесного общественного транспорта.

Бежицкий вокзал сразу как бы говорит нам: Бежица - не район, Бежица - город. И не маленький.


Наиболее харизматичен его "перронный" фасад, где выделяется башня со шпилем, верхушке которого явно не хватает какого-то завершения.


Башня с первой платформы.


Интерьер центрального зала.


Отличный витраж на железнодорожную тематику, к сожалению частично закрытый (как раз в части современной техники) буйной растительностью.


Прямо у вокзала, как и 50 лет назад, сидит мужик и починяет примус обувь.


Станция "Орджоград" (вычитал, что так ее иногда называют местные железнодорожники) в сторону северо-западной горловины.


То же самое, но в противоположную сторону. Туда и отправимся.


Железная дорога делит Бежицу на две примерно равные по площади части. В южной находится все самое интересное, а северная состоит из огромного массива частного сектора, который несколько разбавлен парой многоэтажных жилых районов, куда мы доехать уже не успели.

Зато успели осмотреть небольшой пристанционный поселочек первых послевоенных десятилетий.


Улица Либкнехта. Где-то здесь, если судить по карте города, имелся ДК сталелитейного завода, но мы его искали-искали, даже языка брали, но так и не нашли. Может его уже и снесли.

UPD. Не снесли.

Интересный факт. В северной половине Бежицы (как раз в одном из многоэтажных жилых районов) имеется еще и ДК имени Дмитрия Медведева. Без шуток. :)

Небольшой общественный центр этого квартала - угловой двухэтажный универмаг с пристроенными к нему жилыми домами. Слева очередная автобусная автолегенда неизвестной мне породы.


Потом встретили ее в глубинах местного частного сектора.


Новодельная Спасо-Преображенская церковь.


"Участок дворника", реликтовая табличка на стене одного из жилых домов.


Самая распространенная в Брянске модель остановок.


Брянский медицинский колледж с очередной из бесчисленных мозаик на стене спортзала.




У колледжа переходим железную дорогу и наконец внедряемся в южную часть города. Прямо у переезда начинается улица Ульянова, на которой и сохранилось много дореволюционки.


Здание слева - довоенный аэроклуб Осоавиахима, сейчас Брянский авиаспортклуб ДОСААФ.


Перспектива улицы Ульянова.


Одна ее сторона занята территорией Брянского машиностроительного завода и сопутствующей инфраструктурой, с другой - остальной город. Выглядит это примерно так (БМЗ справа):




Один из заводских корпусов 1914 года.


Огромные городские бани (причем исторические) в здание неорусского стиля 1910 года.


Судя по увиденному рядом, в Бежице принято не заморачиваться с условностями, выходить из квартиры в одном полотенце, садиться в машину и как есть ехать в баню.


Рядом с баней отличный памятник рабочим-революционерам "Брянского завода".


Суровый стиль.


Модерновые коттеджи заводских специалистов, думаю ИТРов высшего звена. 1910 год.




Еще один старый жилой дом, в котором сейчас размещен музей братьев Ткачевых, народных художников СССР и академиков.


Дореволюционка встречается и на других бежицких улицах. Чтобы не дробить тему включу ее в этот пост.

Особняк в стиле модерн в городском парке.




Там же бывший сиротский приют (1914), сейчас детская музыкальная школа.


Центральная городская библиотека на ул. III Интернационала (бывш. "жилой дом с аптекой", 1890-1900, арх. Н.Лебедев).


Возвращаемся на Ульянова. Противоположную БМЗ сторону занимает настоящий послевоенный заводской поселок.








Но это все только цветочки. О парадной застройке Бежицы-Орджоникидзеграда 1930-50-х гг. в следующей серии.


1. Станция "Брянск-Орловский".
2. Володарский район.
3. Набережная.
4. Северо-запад Советского района.
5. Площадь Маркса.
6. Площадь Ленина.
7. Площадь Партизан.
8. Фокинский район.
Tags: брянск, жд
Subscribe

  • Моршин: санатории

    Курорт в Моршине официально открылся в мае 1878 года под названием "Заведение для лечения грудных заболеваний". Грудные заболевания лечили в этой…

  • Моршин

    Город-курорт Моршин - младший брат знаменитого Трускавца. Он в разы меньше, не так популярен (куда больше известна "Моршинская" минералка), и хотя…

  • Болехов

    В Долинском районе Ивано-Франковской области кроме райцентра есть и еще один город - Болехов. Формально, правда, сейчас он областного подчинения и…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Моршин: санатории

    Курорт в Моршине официально открылся в мае 1878 года под названием "Заведение для лечения грудных заболеваний". Грудные заболевания лечили в этой…

  • Моршин

    Город-курорт Моршин - младший брат знаменитого Трускавца. Он в разы меньше, не так популярен (куда больше известна "Моршинская" минералка), и хотя…

  • Болехов

    В Долинском районе Ивано-Франковской области кроме райцентра есть и еще один город - Болехов. Формально, правда, сейчас он областного подчинения и…