darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Станция "Брянск-Орловский"

В теплой компании romodin и alex_zoom провел прошедшие выходные в переполненном сахаром, растительным маслом и свободно конвертируемой валютой разнообразных модификаций городе воинской славы Брянске. Город оказался средненький в архитектурном смысле, но не без своих характерных особенностей и с крайне интересной окраиной в виде казалось бы индустриального Бежицкого района. Нас пытались остановить пустившиеся во все тяжкие небесные хляби, но, им вопреки, 700+ фотографий имеется, а значит Брянск мы изучим во всей его полноте.



В первой серии, как обычно, главный железнодорожный вокзал города.



Несмотря на то, что Брянской области повезло соседствовать с Хрустальным сосудом, добраться до ее столицы из его столицы не так то и просто. Удобных поездов (тех, что уезжают вечером, а приезжают утром) нет, пришлось выбрать прицепной вагон "Минск-Москва" в составе поезда №96 "Минск-Гомель". В Гомеле же нас перецепили к составу "Брест-Москва" и на месте мы были в 02.40 ночи.

Погода испортилась еще в Минске.


"Брянск-Орловский" - главный элемент огромного Брянского железнодорожного узла, который авторитетные специалисты считают самым сложным в России. Здесь соединяются сразу 7 радиальных железнодорожных линий, в т.ч. на Москву, Киев, Гомель, Орел и Смоленск, и в черте города расположено несколько станций. "Брянск-Орловский" (или "Брянск-I") крупнейшая из пассажирских, а самой большой товарной станцией является находящаяся в Фокинском районе, на востоке города, станция "Брянск-II" или "Брянск-Льговский".

Общий вид станции "Брянск-Орловский" с пешеходного моста.


Вокзальный комплекс состоит сразу из двух зданий: старого 1950-х гг. и нового 1980-х, и они оба по-своему интересны.


С предшественником современного комплекса не все ясно. На информационном стенде, посвященном истории привокзального района, висит вот эта фотография первого брянского вокзала на открытой в 1868 году железной дороге Орел-Брянск-Смоленск-Витебск. Как видно, здание на две трети деревянное.


Кроме этого, в интернете можно найти открытку с изображением еще одного дореволюционного вокзала станции "Брянск-Орловский", уже полностью кирпичного и куда более монументального. Скорее, всего это уже второе поколение.


Третий же вокзал здесь появился в 1952 году, когда закончилось строительство нового здания, автором которого выступил сам руководитель Мосгипротранса, один из крупнейших архитекторов сталинской эпохи Алексей Душкин. Это одно из его четырех крупных вокзальных зданий (+ Сочи, Симферополь и Днепропетровск, см. также его нереализованный проект вокзала в Сталинграде). Впрочем, у всех этих вокзалов есть соавторы (в Брянске В.Ф.Скаржинский), поэтому степень непосредственного участия Душкина в творческом процессе остается неустановленной, особенно в брянском случае, где здание получилось самое обыкновенное в сравнении с остальной четверкой.


Вид на старое здание со стороны путей и с высоты пешеходного моста. Обратите внимание, что оно ассиметричное.


Боковой фасад с вспомогательными пристройками с первой платформы.


Центральный вход в старый корпус как с платформы, так и со стороны привокзальной площади закрыты, попасть внутрь душкинского вокзала почему-то можно только из подземного перехода под путями.

Центральный зал, все аккуратно и, как мне показалось, очень неплохо отреставрировано.


Выход в город, закрытый на ремонт.


Крестовые своды над центральным залом. Прям готика.


Главная люстра.


В старом корпусе помимо центрального зала размещены также ресторан, платный зал ожидания и домовая церковь.


Новое здание построено в 1981 году по проекту архитектора Якова Шамрая из "Мосжелдорпроекта", того самого чей проект вокзала в Минске так и не был полностью реализован, оставшись только в фрагментах (конкорс и гостиница "Экспресс").


Новый корпус, напомнивший romodin скорее какой-нибудь обком, тем не менее очень интересно декорирован.

Часы с железнодорожными эмблемами.




Центральный подъезд с металлической инсталляцией паровоза.




Новое здание и первая платформа с высоты пешеходного моста.


Подсвечивающиеся короба с указателями.


В новом здании расположены билетные кассы дальнего следования, справочное бюро, кафе, комнаты отдыха, администрация вокзала и другие служебные помещения.

Центральный кассовый зал.


Дальний от входа его торец украшен гипсово-металлической композицией на тему достопримечательностей Брянска и края.


Вид в противоположную сторону.


На этой стене инсталляция с иллюстрацией маршрутной сети Брянского узла.


Беларуский участок крупнее.


Стеклянная стена, выходящая на привокзальную площадь, украшена в верхней части витражным поясом. Центральный элемент с гербом города и его скайлайном.


Правая боковушка - паровоз серии "Эр", установленный рядом с вокзалом в качестве памятника.


Левая боковушка - один из его локомотивов-наследников.


К новому корпусу пристроены еще несколько вспомогательных зданий.


Торец одного из них украшен мозаикой.


Фрагменты.






Фонтан на привокзальной площади. Станция расположена несколько на отшибе от центральной части города, и у правого края фотографии за деревьями можно заметить мост через Десну, уходящий в центр.


Имеется тут и Ленин, один из четырех обнаруженных в Брянске. Обратите также внимание на сохранившуюся старую фонарную опору со звездой. Здесь же расположена стоянка такси и разворотное кольцо автобусов, троллейбусов и маршруток.


Современные выходы из подземного перехода стилизованы под архитектуру вокзала Душкина.


Наконец, еще одним важным элементом вокзальной инфраструктуры является паровоз-памятник.


Паровоз "Эр-787-70", выпущенный в 1952 году на заводе "Х.Цегельски" в польской Познани, был установлен на "Брянск-Орловском" в 2005 году, к 60-летию Победы.




Помимо паровоза здесь еще имеется колонка для заправки его водой (слева) и семафор (справа, вдалеке).


Рядом мемориальная доска купцу-миллионеру Петру Губонину, строившему в том числе и эту железную дорогу.


У внешнего периметра станции, недалеко от выхода в Володарский район, установлен еще и памятник-тележка.


Общий вид вокзального комплекса станции "Брянск-Орловский" с путепровода, ведущего в Володарский район города.


Брянск - город чрезвычайно раскидистый, все его районы четко отделены друг от друга не только чисто формально, но и в объективной реальности реками, лесами и полями. В следующей серии посмотрим район Володарский, ближайший к вокзалу, бывшую Привокзальную слободу.
Tags: артефакты, брянск, жд, поездки, соварх
Subscribe

  • Как я провел Новый год

    Офигевшие от выносящих мозг пейзажей модераторы комьюнити russiantowns осматривают город Залещики Тернопольской области. Фото…

  • Кировск

    Имя как отражение судьбы. Кировск появился на картах БССР только во второй половине 1930-х, когда на месте бывшего маёнтка Кочеричи началось…

  • Кличев

    Западные районы Могилевщины, мягко говоря, далеко не самые популярные места у туристов. В здравом уме и по собственной воле в города и поселки типа…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Как я провел Новый год

    Офигевшие от выносящих мозг пейзажей модераторы комьюнити russiantowns осматривают город Залещики Тернопольской области. Фото…

  • Кировск

    Имя как отражение судьбы. Кировск появился на картах БССР только во второй половине 1930-х, когда на месте бывшего маёнтка Кочеричи началось…

  • Кличев

    Западные районы Могилевщины, мягко говоря, далеко не самые популярные места у туристов. В здравом уме и по собственной воле в города и поселки типа…