darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Гданьск: вокзал и Молодой город "Солидарности"

Труймясто, Тригород - крупнейшая и интереснейшая агломерация прибалтийской Польши (а может и вовсе всей Прибалтики). Замечательна она прежде всего потому, что три города ее составляющих очень разные: всего на 30 километрах побережья Затоки Гданьской (Гданьской бухты) ценители архитектуры могут удовлетворить все свои вкусы, сколь бы извращенными они не были. Ганзейский Данциг? Брутальный индастриал портового Гданьска или его же бескрайние жилые районы 1970-х годов? Гдыня, заповедник межвоенного модернизма и крупнейшая военно-морская база Польши? Курортная атмосфера и виллы в стиле модерн Сопота? Все здесь и все рядом. Благодаря отлично выстроенной системе общественного транспорта, три отдельных города формально слившиеся окраинами и фактически объединены в одно целое. Здесь легко можно провести и неделю, я же тут пробыл пять дней.

Начнем с Гданьска, столицы Поморского воеводства Польши. Находясь в центре крупнейшего порта страны, моря вы не увидите - от Гданьской бухты город отделен несколькими островами, на которых расположилась громадная промзона со знаменитыми местными верфями и портовыми сооружениями. Исторический центр Гданьска разделен на несколько районов, причем центр центра называется Глувне Място - Главный город. Традиционный Старый город (Старе Място), где Данциг и возник, находится к северу от района Главного города, а еще севернее Старого лежит Млоде място - Молодой город. Здесь же начинаются гданьские верфи. С запада Главный город окружают районы Гродзишко, Новые Сады и Епископский холм, с юга - Старое предместье и Нижний город, с востока - Амбарный остров, остров Оловянка и Долгие сады. В первой гданьской серии, начнется которая традиционно от главного железнодорожного вокзала города - самый северный из его исторических районов - Молодой город, Млоде Място, район знаменитой гданьской "Солидарности".




Вокзал станции "Гданьск Главный" наверное красивейший из виденных мной. Великолепная эклектика ("гданьский ренессанс") 1894-1900 годов постройки. 50-метровая башня с часами была пристроена 3 годами позже.


Декор парадного входа с обильным использованием гданьской и польской геральдики. Огромное окно занято репродукцией триптиха Ганса Мемлинга "Страшный суд" (1461-73), одного из главных шедевров гданьского Национального музея. Новенький триптих, перевозимый заказчику, Якопо Тани, одному из директоров банка Медичи, во Флоренцию из Брюгге был захвачен ганзейскими пиратами, после чего оказался в данцигской Мариенкирхе, в 1807 году вывезен оттуда наполеоновскими войсками, затем после поражения Наполеона тразитом через Берлин был возвращен в Данциг, в 1945-м по приказу большого любителя живописи рейхсмаршала Геринга отправлен в Тюрингию, где был конфискован советскими войсками. В 1956 году из Эрмитажа вновь возвращен в Гданьск. Не попользовались им, такое впечатление, только те, за чей счет был устроен банкет, итальянцы.


Вокзал "Гданьск-Главный" с противоположной стороны.


Гауптбанхоф Данцига на старой открытке. Здание в 1945 году естественно пострадало, но его сумели восстановить без нового строительства.


А вот застройке противоположной стороны улицы Подвале Гродзке (Городская Подвальная - в смысле "под валами") повезло куда меньше. Тогда еще улицу Штадтграбен в 1945-м выпилили чуть менее, чем полностью, а ведь здесь располагались роскошнейшие отели Данцига - "Континенталь", "Норддойчер Хоф" и "Гранд-отель Рейхсхоф". В 2000-е на их месте построили несколького крупных торговых центров.


Почтамт "Гданьск-2" рядом с вокзалом.


И перрон станции. Платформы слева предназначены для междугородних региональных перевозок и составов формата Intercity. Две платформы (и три пути) впереди обслуживают систему Szybka Kolej Miejska, городской электрички, соединяющей Труймясто вместе.


Пичалька, внутрь вокзала я не зашел, оставив это дело на десерт - думал отснять интерьеры вечером перед возвращением на базу в Сопот. Кто ж знал, что вернусь я в Сопот морем.

Вид с автомобильной эстакады "Блендник" над ж/д путями на территорию Гданьской верфи.


Расцветка электрички SKM наверняка придется по душе украинцам.


Старая реклама на торце одного из домов.


Главной высотной доминантой привокзального района является т.н. "Зеленяк", 90-метровый небоскреб, где ранее размещался Центр корабельной техники, НИИ кораблестроения и строительства соответствующей инфраструктуры.


Здание получило свое название из-за характерного центра стемалитовых панелей, которыми оно частично облицовано.


Сейчас здесь бизнес-центр (естественно).


"Зеленяк" стоит на въезде в Младе Място, улице Валов Пястовских. Молодой город, Юнгштадт был основан в 1380 году к северу от уже существовавшего Альтштадта, Старого города. Новоявленное предместье так раздражало жителей более старых районов, что они его в 1455 году сожгли. Следующие четыреста лет на этой территории располагались лишь оборонительные укрепления Альтштадта, пока в XIX веке место не стало застраиваться верфями, из которых позже выросла знаменитая "Гданьская верфь", центр движения "Солидарности" в 1980-е. Собственно центральный офис профсоюза расположен напротив "Зеленяка", на противоположной стороне Валов Пястовских.


Отсюда начинается и экскурсионный маршрут "Дороги к свободе", посвященный истории "Солидарности".


Фрагмент забора, окружавшего "Гданьскую верфь". Название предприятия в кавычках, потому что верфей в Гданьске на самом деле несколько и "Гданьская" лишь крупнейшая из них.


Еще какой-то бетонный надолб, может участвовавший в сооружении баррикад.


Линия на тротуаре в конечном итоге выводит к музею "Солидарности", расположенному в подвалах ее штаб-квартиры (видите вдалеке павильончик, похожий на спуск в подземный переход). Я ограничился осмотром мемориала на поверхности.


Милицейский бронетранспортер и указатель на вход в музей.


Нынешним центром Младе Мяста является площадь Солидарности у исторических Ворот №2 бывшей Верфи имени Ленина. Здесь собственно все те легендарные стачки и происходили.




Вот та самая проходная №2, рядом с которой в августе 1980-го и бастовали 17 000 работников верфи во главе с электриком Лехом Валенсой, только вместо букв S.A. была надпись "im. LENINA".




Кроме проходной с противоположной стороны площади сохранилась еще "проездная". Насколько я понимаю, большая часть цехов верфи на "большой земле" уже не функционирует - осталась только промплощадка на соседнем острове Остров. Из 20 000 человек сейчас осталось работать в 10 раз меньше. Освобожденную территорию Молодого города планируют отдать под новую застройку.


В центре же площади Солидарности монумент жертвам событий декабря 1970 года. Тогда по северной Польше прокатилась волна протестов, вызванных внезапным повышением цен на продукты питания. Выступления были подавлены, несколько десятков человек погибли, Гомулку сняли, к власти пришел Эдвард Герек, которого в свою очередь в 1980-м снесла следующая волна забастовок уже под руководством Валенсы. По сути во многом именно на этой некрасивой площади рядом с брутальнейшей гданьской промзоной десятилетиями делалась новейшая польская история.


Собственно, требование возвести мемориал 42 погибшим рабочим гданьской судоверфи было в числе основных у забастовщиков 1980 года. Оно было выполнено - так в декабре 1980-го, к 10-й годовщине тех событий, в Польской Народной Республике появился памятник убитым Польской народной армией.




Три стальных обелиска высотой 42 (по количеству погибших) метра каждый с распятыми на верхушке якорями. В народе естественно называются "Три креста".


Фрагмент декора обелисков.


Мемориальные таблички на пяти языках.


Между "Зеленяком" и площадью Солидарности расположено огромное здание Поморской региональной дирекции Польских железных дорог (1911-14, бывшая Рейхсбандирекцион Данциг). На площадь выходит его задний фасад.


Еще тут есть две реновированные жилые башни, за которыми видны... да, они - высотки Альтштадта, Старого города. :)


В центре здание гданьской СШ №1 им. Николая Коперника (1902-04). Левее начинается ул. Лагевники, по ней и отправимся в Старе Място.


О местами совсем нестаром Старом городе Гданьска в следующей серии.

В предыдущих сериях:
- Погоня на Грюнвальд.
- Сувалки.
- Кентшин и "Волчье логово".
- Ольштын.

- Костел св. Михаила Архангела в Сопоте.
Tags: гданьск, поездки, польша-2010, соварх
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments