?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дрогобыч

Из всей временно оккупированной Галиции австро-венграм вероятно милее и дороже всего были не роскошные Лемберг со Станислау, а скромный до поры до времени Дрогобыч. Город, расположенный в предгорьях Карпат, и богатевший в средние века на добыче соли, с наступлением века промышленной революции очень удачно переквалифицировался на более актуальное полезное ископаемое. Внезапно, оказалось, что помимо соли дрогобычские недра богаты и на нефть, ее там оказалось сотни. Во второй половине XIX века Дрогобыч стал нефтяной столицей не только Галиции, но и всей империи, благодаря ему занявшей третье место в мире по добыче этого нового, но, как всем быстро стало ясно, стратегически важного ресурса.

Еще одним существенным свойством нефти является, как известно, высокая норма прибыли, радующая причастных барыг разного толка на всех этапах: от изготовления специального оборудования для ее дОбычи и до момента использования продуктов на ее основе конечным потребителем. Дрогобыч сполна испытал на себе последствия кратковременного нефтяного бума. Как и каучуковые столицы Бразилии или Перу, он в течении 30-40 лет получил роскошную застройку, достойную иных региональных центров, но, как и какие-нибудь Икитос или Манаус, Дрогобыч узнал, что настоящей славы ему досталось всего 15 минут.


О нефтяной столице империи в этой серии.



Впрочем, нефть в окрестностях Дрогобыча понемногу продолжают добывать и сейчас, а в самом городе все еще работают нефтеперерабатывающие заводы. Правда, положительные последствия для Дрогобыча от этого практически незаметны. Первое же впечатление, которое он производит - половина жителей плюнула на углеводороды и вышла на пешеходные улицы центра продавать все, что попадется под руку.

В перспективе улицы видна огромная заброшенная Хоральная синагога.


Примерно так выглядели пейзажи Дрогобыча и его окрестностей в конце XIX века. Снимок сделан в соседней Сходнице: Дрогобыч является центром крупнейшей агломерации Западной Украины, куда еще входят и Борислав, и знаменитый бальнеологический курорт Трускавец. Эти населенные пункты практически соприкасаются границами, а их совокупное население превышает 200 тысяч человек. Неудивительно поэтому, что до конца 1950-х годов Дрогобыч был столицей своей собственной области.


Центр города переполнен отличной сецессионной застройкой конца XIX века - самые очевидные последствия нефтяного бума.


Центром же центра является традиционная площадь Рынок, и вот этот вот "центр центра" (при всей "австро-венгерскости" последнего) показался мне одним из самых "польских" во всей Украине.


Во-первых, Дрогобычская (ударение, кстати, на второй слог) ратуша межвоенного времени (1922-27, арх. Марьян Никодимович). Интересно, что во II Речи Посполитой неоклассицизм предшествовал функционализму (условному конструктивизму), а за ее восточными границами все происходило наоборот.


Во-вторых, "историческая застройка" Рынка имеет очень типичный для просторов уже I Речи Посполитой вид.






Хотя есть и австро-венгерские исключения.


В третьих, частично Рынок застроен функционалистскими малоэтажками, по которым не сразу скажешь, то ли они послевоенные, то ли еще межвоенные.


Эта вот, впрочем, точно межвоенная.


Новоделы последнего времени усердно мимикрируют под старину.


Ну это уже чисто западноукраинская примета.


Еще одна вставка вероятно времен II Речи Посполитой.


Наконец, в-четвертых (и наверное в главных) - в Дрогобыче, вблизи Рынка имеется настоящий готический костел - штука столь же нехарактерная для "кресов всходних", сколь характерная для "заходних".


Функции костельной колокольни сейчас выполняет единственный уцелевший осколок бывшего Дрогобычского замка (конец XIII-начала XV вв.). От старой замковой башни остались нижние два яруса, верхний надстроен в XIX веке - граница хорошо видна на снимке. Рядом с башней в 1999 году установлен памятник Юрию Дрогобычу, философу и астроному второй половины XV века, родившемуся здесь в семье солевара и пришедшего в итоге к феноменальному успеху - он стал профессором Краковского университета, а позже ректором Болонского, одним из предположительных преподавателей Коперника.


Костел св. Варфоломея 1511 года был построен на месте замка и старого храма времен Ягайлы (1392). Одно время сохранял вокруг себя бывшие замковые укрепления, от которых ныне осталась только колокольня.


Профиль.


Костел украшен очень типичным для своего стиля образом.


Теперь о ближайших окрестностях Рынка. Замечательное здание времен "нефтяного бума".


Облицовано керамической плиткой. Очень богато.


В городе регулярно попадаются современные патриотические граффити.




Со времен Дрогобыча как областного центра в городе остался даже собственный театр.


Один из самых мощных памятников репрессированным, которые я когда-либо видел. Из стенки (вероятно около которой производились расстрелы) смотрят лица убитых.


Ну и нефтяной модерн-сецессион.




Перекресток улиц Мазепы, Леси Украинки и Стрыйской. Слева церковь свв. Петра и Павла униатского базилианского монастыря.


А чуть далее монументальное здание бывшего Поветового суда.


Сейчас здесь один из факультетов Дрогобычского педагогического университета.


Еще одна крупная местная достопримечательность - Большая Хоральная синагога 1842-65 гг., как и большинство памятников этого рода со второй половины XX века стоит заброшенной.


Новодельная церковь очень типичного для Западной Украины вида.


Недалеко от синагоги композиционный центр советского Дрогобыча. Здесь гостиница "Тустань", неплохой образец синтеза позднесоветских архитектурных форм с элементами традиционной архитектуры края. Рядом памятник Шевченко, на этот раз в его молодой ипостаси.


Тут же и заброшенный кинотеатр "Аврора", в 1990-е переименованный почему-то в "Прометей". Сбоку пока еще сохранилась вывеска.


За этой площадью в районе улиц Шевченко и Ивана Франко сохранились целые кварталы сецессионных вилл, сейчас занятые различными учреждениями. Вот только несколько примеров, такого там очень много.




Здесь когда-то жили нефтебароны, а сейчас разместился Дворец искусств.


Еще один отличный артефакт из недавнего прошлого. "Кино" я, правда, уже не нашел.


До того, как стать центром нефтедобычи, Дрогобыч успешно богател на соли: собственно соль по степени ценности и была нефтью средних веков. Возможно самой удивительной достопримечательностью города является до сих пор работающий (10 тонн в сутки) соледобывающий завод. Утверждается, что это предприятие практически непрерывно действует с 1250 года - представьте себе почти 800 лет, от этого просто сносит башню. Вот где по-настоящему интересная штука, а не все эти церкви-костелы.


Добывают соль практически также, как раньше добывали нефть. Существуют шахты-колодцы (обратите внимание на вышки на крышах зданий), из которых качают солевой раствор (рапу), а оттуда выпаривают уже соль. В частности, шахта, фигурирующая на предыдущем снимке действует с 1473 года, глубина ее 47 метров. Подробнее о процессе читайте в репортаже Варандея о похожем предприятии в российском Соликамске. Внутрь же дрогобычской солеварни, как показывают отчеты в интернетах, тоже можно попасть.


Наконец, практически на городских окраинах находятся деревянные церкви, тоже небезынтересные объекты для изучения. Удачно была освещена только эта - церковь св. Юра, впрочем она и самая интересная из всех.


Вход на территорию платный (5 грн), и попасть туда можно только до 17.00. Я пришел без десяти пять, и был сторожем допущен только к быстрому осмотру церковного экстерьера. Колокольня.


В Дрогобыч эта церковь была привезена в 1656 года из села Надеевого, а построена была в начале XVI века. Понятно, что отдельные элементы регулярно обновлялись по мере износа дерева, но возраст все равно впечатляет.


Я, измученный примитивностью нашего деревянного зодчества, совсем небольшой его любитель, но тут должен признать - комплекс действительно красивейший. Интерьеры тоже интересны (см. у Варандея).


Такие виды на центр Дрогобыча открываются от церкви св. Юра. Хорошо видны оштукатуренные фронтоны костела св. Варфоломея.


Еще один костел, кармелитский, находится вблизи площади Рынок (в центре видна ратушная башня). Освещение вынудило снять это здание 1690 года только сзади. Сейчас это кафедральный собор Пресвятой Троицы Самборско-Дрогобычской епархии УКГЦ.


Наконец, как обычно, железнодорожный вокзал времен Дрогобыча - областного центра. Он расположен на восточной окраине города, совсем рядом с нефтеперерыбатывающим заводом "Галичина", построенном вроде бы еще при Австро-Венгрии.


Интерьер.


Сюда прибывают и отсюда отправляются львовские маршрутки. В пути они находятся около полутора часов, и во Львове базой имеют автостанцию около железнодорожного вокзала. Ходят часто и относительно дешевы, и это все как бы намек на то, что Дрогобыч отличный кандидат на однодневный выезд из областного центра, если вдруг кто пожелает разбавить львовские впечатления чем-то более камерным. Дрогобыч - чрезвычайно интересный город.


Для человека же ценящего архитектуру 1960-80-х гг. не менее интересным покажется и находящийся в нескольких километрах от Дрогобыча Трускавец. О месте, куда миллионы советских трудящихся ездили "на воды", будет несколько серий на следующей неделе.

В предыдущих сериях:

1. Станция "Брест-Центральный".
2. Брест: административный центр.
3. Брест: исторический центр.
4. Брест: улица Советская.
5. Брест: проспект Машерова.
6. Брест: электромеханический завод.
7. Брест: улица Московская.

8. Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9. Ковель.
10. Владимир-Волынский.

11. Луцк: Театральная площадь.
12. Луцк: Старый город.
13. Луцк: Верхний замок.
14. Луцк: улицами центра города.
15. Луцк: Детская железная дорога.
16. Луцк: на восточной окраине.
17. Луцк: Дворец бракосочетаний.
18. Луцк: Киевская площадь и проспект Свободы.

19. Олыка: резиденция Радзивиллов.
20. Дубно: твердыня Острожских.

21. Ровно: железнодорожный вокзал и проспект Мира.
22. Ровно: центральная часть города.
23. Ровно: Детская железная дорога.
24. Ровно: восточные окраины.
25. Ровно: артефакты.

26. Нетешин: центр атомограда.
27. Нетешин: спальные районы города.
28. Острог: родовое гнездо князей Острожских.
29. Межирич: монастырь-крепость.
30. Кременец: город.
31. Кременец: замок королевы Боны.
32. Почаев: Успенский собор.

33. Тернополь: железнодорожный вокзал.
34. Тернополь: центр города.
35. Тернополь: окрестности центра.

36. Золочев: город и замок Собесских.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
varandej
Feb. 17th, 2011 10:22 am (UTC)
Эх, так и не сфотографил я эту жупу (солеварню). Очень теперь жалею, так как очень люблю такие вещи.
Отдельное спасибо за ссылку на Соликамск.
Да, 800-летняя фабрика и 500-летняя скважина - это очень сильно! На Урале вот десятки заводов непрерывно действуют 250-300 лет, но таких старых, ясное дело, нет.
darriuss
Feb. 17th, 2011 10:57 am (UTC)
>> Да, 800-летняя фабрика и 500-летняя скважина - это очень сильно!

Тем более, что насколько я понял, завод постоянно под угрозой закрытия. Впрочем, даже если оно и случится, там наверняка устроят музей, тем более прямо под боком тысячи туристов, которых надо куда-то между процедурами на экскурсии возить. А то все Тустань, да Львов...
periskop.su
Feb. 17th, 2011 10:42 am (UTC)
Да, Дрогобыч визуально действительно очень интересен. Жаль, что я его обошел в своё время стороной. В 1985 году ходил в большой поход по старой польско-румынской границе, и вот в его окончании мы свернули с линии Карпат и оказались в 16 км от Дрогобыча. Но я по крайней молодости и торопливости тогда сразу уехал в областной Львов.
darriuss
Feb. 17th, 2011 10:55 am (UTC)
Нет, кстати, в ваших планах путешествия по Западенщине?

Поход по Карпатам - одна из моих давних мечт. Вот в мае вроде и собираюсь туда, но буду на машине, потому традиционно придется концентрироваться на местной урбанистике, а не природе.
periskop.su
Feb. 17th, 2011 10:57 am (UTC)
Пока не планирую туда, разве что Винница - (Киев) - Нежин, если срастётся, но это не Западенщина. Весной хочу посетить Могилев и Бобруйск. А попозже - Брест и Барановичи. Это вроде всё из ближнего.
darriuss
Feb. 17th, 2011 11:01 am (UTC)
Интересно, я думал, что сначала в Брест поедете. )

По поводу Винницы. На неделе видел репортаж в чьих-то новостях, что там вроде собираются "Вервольф" этот восстанавливать, но не могут пока определиться, не будет ли это пропагандой нацизма. Как бы то ни было, надо на Подолье ехать, может ближе к осени, пока не поздно...
periskop.su
Feb. 17th, 2011 11:05 am (UTC)
Ну, как уж получится. Бобруйск мне тоже охота поглядеть. Про Винницу слышал, там уже начали активность по поводу обустройства для осмотра ставки Гитлера. И хочется (туробьект топовый), и колется (нацизм), но к чему придут - непонятно.
darriuss
Feb. 17th, 2011 11:15 am (UTC)
В обустройстве ничего плохого нет, поляки вот заморочились и сейчас снимают очень жирные сливки с объекта - в "Вольфшанце" реально толпы и толпы туристов. Даже в гостинице остановится можно, из бывшей казармы гитлеровских адъютантов переделанной. Другой вопрос, что "Вервольф" и изначально был меньше, и сохранился хуже, и власти могут не устоять перед искушением построить там муляж в натуральную величину.

Может оно и интересно бы было, и очень показательную яркую экспозицию можно было бы создать, но хотелось бы, чтобы это все если и было сооружено, то где-нибудь в сторонке.
veter_r_r
Feb. 17th, 2011 11:40 am (UTC)
Красивый городок. Душевный.
uaz_expedition
Feb. 17th, 2011 01:03 pm (UTC)
Чёрт, красиво! Поеду туда в мае
darriuss
Feb. 17th, 2011 01:52 pm (UTC)
Буду обращать внимание на встречные УАЗы, я в мае планирую Закарпатье. )
uaz_expedition
Feb. 17th, 2011 02:21 pm (UTC)
Присоединяйтесь! Мы через Беларусь поедем!
darriuss
Feb. 18th, 2011 11:18 am (UTC)
Спасибо за предложение, я тоже буду на своей машине. Но можно ближе к маю сравнить графики на предмет возможных пересечений. )
uaz_expedition
Feb. 18th, 2011 01:01 pm (UTC)
Гут!
alekso199
Feb. 17th, 2011 06:35 pm (UTC)
Поражает при таком богатстве архитектуры, истории и прочая, такая убогость бытия. Ведь подлатать, сделать по-цивильнее, дать рекламу и будет город, достойный потока туристов. Только вот как-то не получается ещё... Всё на исторической боли зациклены. Поляки в Величке из солевых шахт смогли сделать объект массового туризма. Карусельки у кинотеатра непонятно на каком приводе- это просто апофеоз.
manuel_pirate
Feb. 17th, 2011 07:49 pm (UTC)
Местами он и без реставрации интересен. Во Львове около 60% в неудовлетворительном состоянии, но едут же. Реклама и что-нибудь колоритное, всего-то.
darriuss
Feb. 18th, 2011 11:19 am (UTC)
На "подлатать" деньги нужны и немало.
yardkeeper
Feb. 18th, 2011 05:33 pm (UTC)
да уж! пожалуй, из необластных (на данный момент) городов Западной (а может и всей) Украины Дрогобыч - самый крутой в плане антинесоветской застройки. Да и многие областные оставляет позади. Пожалуй, в десятку по стране точно входит. и не на последнем месте
darriuss
Feb. 20th, 2011 11:59 am (UTC)
Причем он хорош как рядовой застройкой хорошего уровня и сохранившейся цельными кусками, так и отдельными совершенно выдающимися достопримечательностями. Жаль, что он находится на периферии внимания туристов - я, например, ни одного не встретил за те три часа, что там находился. И это несмотря на Трускавец под боком.
yardkeeper
Feb. 20th, 2011 12:19 pm (UTC)
эх, сделать что ли на неделе выборку по Дрогобычской сецессии... У тебя, смотрю, многие шедевры не представлены.
Кстати, в Стрые ты был?
darriuss
Feb. 20th, 2011 12:25 pm (UTC)
>> Кстати, в Стрые ты был?

Нет пока. Я много еще, где там не был. (
yardkeeper
Feb. 20th, 2011 12:31 pm (UTC)
тоже неплохой городок, Не Дрогобыч, но уровня Самбора. очень удобно эти три города выстраиваются в единый маршрут
darriuss
Feb. 20th, 2011 12:49 pm (UTC)
Я все-таки большую часть того дня в Трускавце провел. В Стрый может быть заеду в мае, если все же решу по пути из Закарпатья посмотреть Тустань.
vivox_leo
May. 10th, 2011 02:22 pm (UTC)
Не менее интересным, чем Тустань может оказаться
объект, расположенный не ахти удобно... Но достойный) Я О ЗАКАРПАТЬЕ. Между Свалявой и Иршавой есть большое село Кушница (7 000 населения). Оттдуда в сторону гор чёт около 10 км до водной кузни)
Єдина в Європі діюча водяна кузня знаходиться в Закарпатському селі Лисичево Музей-кузня "Гамора" має свою 300-річну історію і є пам'ятником ковальських ремесл Закарпаття.
Про походження назви кузні історики висувають дві версії: згідно першої, назва походить від німецького слова «Гамор», що в перекладі означає "молот", відповідно до другої - від прізвища австрійського підприємця-коваля Гамор.
Унікальність лисичевської кузні в тому, що до цих пір тут зберігся початковий механізм. Величезні молоти приводить в дію падаюча сила води з місцевої річки. Багато років тому "Гамора" виробляла продукцію для всіх сусідніх європейських країн. На повну потужність кузня працювала до повені 1998 року, внаслідок якого гребля була зруйнована.
За відновлення "Гамора" взялися приватні підприємці. Подружжя Віктор та Ольга Петрівці відтворили її первісний механізм. Сьогодні "Гамора" функціонує, як діюча кузня та як музей кузнечеського ремесла регіону. Аналогів цього об'єкту немає у всій Європі. Там подібні кузні збереглися тільки, як музейні експонати.

Щорічно, В ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ИЮНЯ,
закарпатська "Гамора" запрошує туристів на етнографічний фестиваль музики і мистецтва кувати.


darriuss
May. 10th, 2011 05:41 pm (UTC)
Re: Не менее интересным, чем Тустань может оказаться
Спасибо за наводку, но вряд ли в этот раз получится. В Иршаву я планирую съездить, но на узкоколейке, и потому из нее мне только останется той же узкоколейкой вернуться в Виноградов, где останется машина.

Впрочем, в Тустань я тоже в этот раз не успеваю, судя по всему.
(Deleted comment)
darriuss
Feb. 21st, 2011 05:26 pm (UTC)
Завтра начну.
ania_ba
Feb. 21st, 2011 04:51 pm (UTC)
Очень интересный город.
hanor
Nov. 6th, 2011 08:46 pm (UTC)
>Наконец, как обычно, железнодорожный вокзал времен Дрогобыча - областного центра. Он расположен на восточной окраине города, совсем рядом с нефтеперерыбатывающим заводом "Галичина", построенном вроде бы еще при Австро-Венгрии.
Та нефтепереработка за вокзалом - может и принадлежит сейчас "Галичине", но строилась "при Польше", как Fabryka "POLIMIN" - Polskich Olejow Mineralnych - Польских Минеральных Масел. Там далее вдоль дороги на т. наз "Катюшу" - целый квартал для ИТРов с ПОЛИМИНА. - однотипная застройка 1920-х, причем дома в плане овальные. Теперь проблема, как их перекрыть новой металлочерепицей. Кстати, это очень похоже на какой-то "соцгород" вокруг советских заводов. Даже свой стадион есть.
"Катюша", кстати, то на пересечении дорог Рудники-Меденычи-Трускавец-Борислав-Турка и Самбор-Дрогобыч-Стрий...-Черновцы стоял в виде памятника реактивный миномёт на базе "Студебеккера".
А станций в Дрогобыче было две. Та, что на фото - "Большая", а была ещё где-то "малая", вроде по пути на Борислав.

А вообще пару дней тому назад купил интересную книгу о Дрогобыче Анджея Хцюка "Атлантида. Велике Королівство Балаку". Читаю и наслаждаюсь колоритом.
darriuss
Nov. 7th, 2011 10:53 am (UTC)
>> Там далее вдоль дороги на т. наз "Катюшу" - целый квартал для ИТРов с ПОЛИМИНА. - однотипная застройка 1920-х, причем дома в плане овальные. Теперь проблема, как их перекрыть новой металлочерепицей. Кстати, это очень похоже на какой-то "соцгород" вокруг советских заводов.

Очень интересно. Придется туда возвращаться. )
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow