?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Станция "Тернополь"

Давным-давно, в далекой-далекой галактике Империя верховного канцлера Палпатина вынашивала злодейские планы порабощения юных падаванов.

Во второй половине XIX века власти Австро-Венгерской империи в целях дальнейшей безжалостной эксплуатации своих галицийских земель (в основном в виде вывоза производимой там сельскохозяйственной продукции) развернули на их территории активнейшее железнодорожное строительство. В 1868 году акционерное общество "Галичская железная дорога имени Карла Людовика" начало строительство ветки, которая должна была соединить Львов с Российской империей, пройдя через Золочев и Волочиск и далее соединится с направлением на Проскуров, Жмеринку и Киев. Крупнейшим узлом на этом участке стала станция "Тернополь" или точнее "Тарнополь", как тогда назывался этот город. В декабре 1870 года движение из Золочева в Тернополь открылось, а спустя год оно было продлено до Волочиска. В дальнейшем были построены ветки на Шепетовку (северо-восток), Копачинцы (юг и далее на Черновцы) и Стрый (юго-запад).

В 1903-06 году вместо старого более-менее скромного здания по проекту технического бюро венского министерства железных дорог был построен новый вокзал, конечно не такой роскошный, как в Лемберге (Львове), Черновице (Черновцах) или Станислау (Ивано-Франковске), но все же достаточно заметный. Он серьезно пострадал уже спустя десятилетие в результате Первой мировой войны, но был восстановлен новыми польскими властями, чтобы вновь быть разрушенным в ходе уже Второй мировой. После ее окончания здание вновь реконструировали, но уже в новых формах новой страны.


Тернополь стал последним западноукраинским областным центром, который я посетил с рабочим визитом. О железнодорожном вокзале города, как обычно, в первой серии.



Старая открытка с видом вокзала со стороны перронов. Вполне себе дворец.


А так Банхоф Тарнополя выглядел с привокзальной площади. Центральным элементом парадного фасада стало конечно гигантское модерновое круглое окно.


Впрочем, утрачено оно было не в ходе послевоенной реконструкции, а чуть ранее, когда вокзал попытались было восстановить немецко-фашисты в таком шпееровском духе.


Железнодорожный вокзал Тернополя в современной его версии 1952 года. Послевоенные надстройки очень хорошо заметны на его фасаде.


Центральная, наиболее пышная часть здания.


Диагональная проекция ее же.


По бокам от парадного входа во время самой свежей реконструкции (конца 1990-х годов) для пущей красоты были устроены картушы с гербами. Слева - герб Тернопольской области (три башни, под которыми скрещенные меч и ключ). В правом верхнем углу видна дата начала восстановления вокзала - 1950.


А справа - герб Львовской области (опирающийся на скалу коронованный лев). Этот герб сюда попал вероятно из-за того, что административно станция "Тернополь" относится ко Львовской железной дороге.


Герб же самого Тернополя (изображение местного замка, под которым "Лелива", шляхетский герб Тарновских, основателей города) украшает центральный фронтон.


Главный внутренний зал, парадная лестница.


Фронтальный вид.


Боковые галереи второго этажа.


Традиционная магна-люстра.


Перша колія, перша платформа.


Общий вид станции.


И вокзал Тернополя со стороны путей. К зданию пристроены современные стеклянные галереи.


Ждут.


На радость грибникам прибывает коротенький дизелек.




А так выглядит тернопольская Привокзальная площадь. В центер снимка створ улицы Чорновола, ведущей в центр. Если сразу от вокзала свернуть налево, в пяти минутах ходьбы расположена гостиница "Вокзальная", занимающая пару этажей административного здания.


Одноместный номер стоит всего 90 грн ($11), это была самая экономичная ночевка в этом трипе. Ближайший ее тернопольский конкурент отель "Галичина" стоит раза в полтора дороже, находится в ебенях, а комнаты более-менее сравнимых потребительских качеств.


Польская пятиэтажка на привокзальной площади. Межвоенные здания в Тернополе встречаются регулярно, это стало отрадой на фоне малоперспективного в этом смысле Луцка и совсем бесперспективного Ровно.


Вокзал в Тернополе, опять же в отличие от Луцка и Ровно, находится прямо в центре города. Улица Чорновола, вокзал в ее перспективе.


Через каких-нибудь 500-600 метров Театральная площадь. О ней и об историческом центре Тернополя в следующей серии.


В предыдущих сериях:

1. Станция "Брест-Центральный".
2. Брест: административный центр.
3. Брест: исторический центр.
4. Брест: улица Советская.
5. Брест: проспект Машерова.
6. Брест: электромеханический завод.
7. Брест: улица Московская.

8. Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9. Ковель.
10. Владимир-Волынский.

11. Луцк: Театральная площадь.
12. Луцк: Старый город.
13. Луцк: Верхний замок.
14. Луцк: улицами центра города.
15. Луцк: Детская железная дорога.
16. Луцк: на восточной окраине.
17. Луцк: Дворец бракосочетаний.
18. Луцк: Киевская площадь и проспект Свободы.

19. Олыка: резиденция Радзивиллов.
20. Дубно: твердыня Острожских.

21. Ровно: железнодорожный вокзал и проспект Мира.
22. Ровно: центральная часть города.
23. Ровно: Детская железная дорога.
24. Ровно: восточные окраины.
25. Ровно: артефакты.

26. Нетешин: центр атомограда.
27. Нетешин: спальные районы города.
28. Острог: родовое гнездо князей Острожских.
29. Межирич: монастырь-крепость.
30. Кременец: город.
31. Кременец: замок королевы Боны.
32. Почаев: Успенский собор.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
golub
Feb. 8th, 2011 10:32 am (UTC)
Здание, интерьер, площадь весьма напоминают вокзал Витебска.
darriuss
Feb. 8th, 2011 05:14 pm (UTC)
И до Витебска доеду в этом году, отсниму как раз вокзал после реконструкции.
victogan
Feb. 8th, 2011 11:44 am (UTC)
Красавец вокзал. Хорошо выглядит
darriuss
Feb. 8th, 2011 05:17 pm (UTC)
Хорошо, но еще лучше было бы, если бы его восстановили в оригинальном виде. Был бы хорошим бонусом к дворцам Львова, Черновцов и Ивано-Франковска.
one_in
Feb. 8th, 2011 12:15 pm (UTC)
Интересно. Спасибо.
Железнодорожные посты люблю больше, чем другие.
periskop.su
Feb. 8th, 2011 01:06 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересна эволюция центрального фасада от сецессиона через шпееризм к сталиансу :)
darriuss
Feb. 8th, 2011 05:25 pm (UTC)
Ага, причем все три стадии по-моему были достойны того, чтобы именно на ней эволюция остановилась. )

Вообще западноукраинские большие вокзалы все по-своему интересны, хотя конечно надо еще доизучить Житомир, Винницу, Хмельницкий и крупные узловые станции.
inari_no_nikki
Feb. 8th, 2011 02:25 pm (UTC)
у меня есть подруга по фамилии тарновская. о благородном происхождении своей семьи она догадывалась по факту репрессий в отношении ее рода в 30х годах. но подробную историю своего рода она узнала случайно: в поезде Варшава-Минск с ней ехал поляк, увлекавшийся историей нескольких шляхетных родов, в том числе и тарновских. теперь я регулярно натыкаюсь на информацию о следах тарновских на земле и истории в и вокруг беларуси.
darriuss
Feb. 8th, 2011 05:28 pm (UTC)
Так она узнала, как у нас очутилась, ведь это все-таки малопольский род?
inari_no_nikki
Feb. 8th, 2011 07:04 pm (UTC)
узнала. помнится, что вкратце и рассказывала. но за давностью лет (а это было почти 10 лет тому как) я уже не вспомню. а она же пару лет как свалила замуж в канаду и оттуда о ней ничо не слышно с тех пор.
у нас в инъязе в рамках предмета бел. яз. был проект "мой родовод", каждый должен был рассказать о своем роде. тарновская тогда только до дедов и дошла. а вот остальные покопались малек и много интересного выкопали: у одной девчонки в роду было много военных в больших чинах, у другой род начался с привезенного паном японца, у третьей прапрапрабабка была немкой и муж-белорус взял немецкую фамилию. а меня когда-то заколебывали вопросом про мою фамилию, когда начинали ходить в автошколы: "а ты знаешь, что на знаке "начало нас. пункта" твоя фамилия?" "да, знаю, и даже знаю почему". занятненько было.
izabbelin
Feb. 8th, 2011 10:30 pm (UTC)
Malopolskij rod? A ja chodila w odin klas s Tarnowskoj Barbaroj. No ne znaju, ona s rodowodom ili bez. U nich cukiernia byla. Eto znachit kupietestwo. :)))

darriuss
Feb. 9th, 2011 08:39 am (UTC)
Измельчала магнатерия к 20 веку. )
makeev_dv
Feb. 9th, 2011 03:13 am (UTC)
А платформы узковаты.
v_a_b
Feb. 9th, 2011 09:14 pm (UTC)
Мое знакомство с городом вокзалом с площадью и ограничилось. Что еще сразу бросилось в глаза - древние троллейбусики, как из черно-белого кино. Потом правда таких еще в Черновцах насмотрелся.
darriuss
Feb. 10th, 2011 09:22 am (UTC)
>> Что еще сразу бросилось в глаза - древние троллейбусики, как из черно-белого кино. Потом правда таких еще в Черновцах насмотрелся.

А заповедник их в Ровно. Там их больше всего осталось.
luxvarius
Feb. 13th, 2016 11:22 pm (UTC)
не такі вже й древні - 1980+/-, просто та модель Шкоди занадто затрималась на конвеєрі..
(Deleted comment)
darriuss
Feb. 12th, 2011 11:46 am (UTC)
Не знаю, наверное, чтобы полезную площадь здания увеличить.
(Deleted comment)
darriuss
Feb. 17th, 2011 10:47 am (UTC)
Нет, увы, там жесткий контровой свет был.
luxvarius
Feb. 13th, 2016 11:21 pm (UTC)
це ракурс з сучасного Горбатого моста в напрямку вул. Пирогова.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow