?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ковель

Город Ковель, открывавший волынскую часть моего октябрьского трипа, расположился в 120 км на юго-восток от Бреста в самом центре Волынской области Украины. Впервые упоминается в XIV веке, когда великий князь Гедимин передал "село Ковле" своему внуку Федору Ольгердовичу (в интернете ходит дата "1310", сомнительная хотя бы потому, что Ольгерду, чьего сына осчастливил Гедимин, в этом году исполнилось всего 14 лет). В XV-первой половине XVI века село принадлежало семье Сангушко, происходившей как раз от Федора Ольгердовича, богатейшему в будущем магнатскому роду (ковельская линия Сангушек здравствует и поныне), и в 1518-м князь Василий Сангушко получил от Жыгимонта Старого право "заложить в своем селе Ковле город на магдебургском праве, заселить его и ежегодно устраивать две ярмарки". С 1543-го новенький город в собственности королевы Боны Сфорца, а в 1564 году Ковель подарили бежавшему от Ивана Грозного князю Андрею Михайловичу Курбскому. Здесь, под Ковелем он жил, ссорился с окрестными магнатами, отсюда вел с брошенным им русским царем свою знаменитую переписку, здесь же и умер в 1583-м, вскоре после чего Ковель был возвращен короне.

Далее интересное в истории Ковеля заканчивается, и город начинает влачить умеренно убогое существование вплоть до 70-х годов XIX века, когда ему, что называется поперло. В течение десятилетия через Ковель проложили железные дороги на Брест-Литовский и Киев (1873) и на Варшаву и Люблин (1877). В дальнейшем, к этим четырем веткам добавилась луцкая и тупиковая на Камень-Каширский. В итоге, Ковель превратился в крупнейший железнодорожный узел северо-запада Украины с 70-тысячным населением. Впрочем, как и в большинстве подобных провинциальных узлов кроме вокзала здесь смотреть особо не на что. 50 фотографий вас в этом убедят.


Продолжаем изучать исторические пределы Речи Посполитой двух народов.



Второй день путешествия заняла дорога от Бреста до Луцка. Там вообще всего 200 километров, но я решил несколько отклониться от самого удобного маршрута и заодно посмотреть Ковель и Владимир-Волынский. Прямые ковельские автобусы из Бреста часты и дешевы. Я уехал рейсом на 05.55 утра, билет обошелся мне в 22 000 рублей (чуть больше $7), плюс 780 рублей брестский автовокзал зачем-то взял у меня за предварительную продажу. В дороге с учетом границы МАЗ-256 находился около 3,5 часов, и где-то около 9.30 я оказался на ковельской автостанции, которая удобно расположилась как раз рядом с местным железнодорожным вокзалом.

Нынешний свой ампирный вид, достойный иного областного центра, здание вокзала станции "Ковель" приобрело в результате послевоенной реконструкции.


Реконструировали после войны прекрасный модерновый вокзал 1907 года, который спроектировал молодой тогда (32 года) киевский архитектор Александр Вербицкий, чьей самой известной работой является вокзал станции "Киев-Пассажирский" рубежа 1920-30-х гг., фактический первенец советского вокзального строительства.


Возможно, это был своеобразный российский имперский ответ на грандиозные соседние вокзальные новостройки другой империи, австро-венгерской, хотя ответ и непропорциональный.


Современный вид здания примерно с того же ракурса. Привокзальная площадь расположена уровнем ниже, и внутрь вокзала ведет тоннель прямо под путями. Подкова на шпиле взята с ковельского герба.


Внутри классические парадные советские сталинские интерьеры.


Традиционная "Главная Люстра", в ковельском случае трехярусная.


Зал ожидания тоже с пальмой.


У вокзала непременный для крупной железнодорожной станции паровоз-памятник. На этот раз Су 253-25.


Общий вид привокзальной площади. Слева за границей кадра автостанция, справа - традиционный для украинских городов немаленький базар. По пути с вокзала на базар каждые пять метров стоят специальные тетки, меняющие любую валюту (и нашу в том числе) на гривны. Курс вполне нормальный, и это в условиях выходного дня и неработающих банков, оказалось очень кстати.


Автостанция, привокзальная площадь осталась впереди.


В Ковеле сохранилось порядочное количество старых вывесок, впрочем довольно однообразных.


Вот еще пример.


От вокзала в центр города ведет бульвар Леси Украинки.


Главная городская гостиница с необычным названием "Лісова пісня" ("Лесная песня").


Ближе к главной городской площади многоэтажная силикатная застройка сменяется провинциальными сталинками.


Наиболее пышно выглядящий экземпляр.


Безымянная главная городская площадь с городским советом впереди. По случаю субботы автомобильное движение в центре было перекрыто, вместо этого прямо перед горсоветом развернули очередной рынок.


Еще здесь есть памятник родившейся на Волыни Леси Украинке (1991).


Леся и урбанистические джунгли.


Угол бульвара и улицы Независимости акцентирован двумя девятиэтажками и торговым центром.


Улица Независимости - главная городская магистраль, проходящая через весь город. Горсовет слева, справа начинается бульвар Украинки, ведущий к вокзалу, здесь же - Дворец учащейся молодежи. Впереди улица Независимости уходит в исторический центр города, но я для начала пошел в противоположную сторону.


И вот что видел на протяжении нескольких километров.


Узел связи. Вывеска в том же самом общегородском стиле.


Застройка 1960-70-х гг. отличается от нашей. Вроде те же самые четырех- и пятиэтажки, но облицовка керамической плиткой с частыми цветными орнаментальными вставками выглядит очень здорово, и так непохоже на Беларусь.


Еще вывеска с отвалившейся последней буквой.


Образцы городской застройки.


К сожалению, вся эта колоритная красота находится в ужасающем состоянии.


Здесь меня как обычно приняли за небезразличного журналиста (кто еще может фотографировать такое?). Жительница этого дома, бездельничавшая субботним утром на балконе, сначала активной жестикуляцией привлекла мое внимание, а затем, добившись своего, начала громко жаловаться на городские власти вообще и коммунальное хозяйство в частности. Я всеми силами выражал сочувствие и пообещал непременно опубликовать свои снимки.


Променад по Незалежности я закончил у костела св. Анны. Это, пожалуй, единственная действительно заслуживающая внимание достопримечательность Ковеля - деревянное здание 1771 года (правда, горевшее в середине XIX века со всеми вытекающими из этого обстоятельствами) было перевезено в Ковель из местного села Вишенки в 1994 году. Редкий для Украины деревянный костел XVIII века напомнил мне костел св. Иоанна Крестителя в нашей деревне Волпа Мостовского района. Тоже деревянный, тоже двухбашенный и построенный всего на два года позже, в 1773-м.


Далее я свернул на параллельную Незалежности улицу Грушевского и пошел в обратном направлении.

Реликт из прошлой жизни. Ленина замазывали-замазывали, но нетленный лик все равно проступил и замироточил.


Городской стадион "Верес" в национальных литовских цветах.


Улица Грушевского.


Еще один экземпляр необычно выглядящей для беларуса пятиэтажки.




Новодельная церковь (св. Дмитрия Солунского) очень типичного для Западной Украины вида.


Улица Грушевского упирается в парк культуры и отдыха с памятником Тарасу Шевченко.


Парк на парк не очень похож (хотя бы из-за отсутствия деревьев, аттракционов и иных необходимых атрибутов ПКиО), зато местный Шевченко, говорят, высочайший в мире.


Семиметровая статуя была открыта в 2005 году на искусственном кургане.


Шевченко вместе с парком своего имени размещается на берегу местной речки Турии. За пешеходным мостом вдалеке она запружена и образует городское водохранилище.


И такой вид отсюда открывается на две исторические церкви Ковеля.


Остатки рядовой уездной застройки в старой части города.


Обе церкви расположены в центре бывшего Старого города, обе чем-то похожи, обе остались православными, только принадлежат теперь разным патриархатам. Слева - Воскресенская 1848 года, непередаваемо китчевой колористики, УПЦ МП, справа - Благовещенская 1877 года, серая с невероятным количеством главок - УПЦ КП.


"Киевская" Благовещенская.


Недалеко от церквей и синагога примерно тех же лет.


Припаркованные рядом автомобили недвусмысленно намекают, что синагога также используется по назначению.


Из "Старого города", где больше смотреть нечего, возвращаемся на автостанцию той же улицей Независимости. Мемориал Славы (1977) в сквере.


Метрах в 150 от площади перед горсоветом все-таки сохранились несколько более-менее нетривиальных образцов дореволюционной застройки. Бывшая аптека Фредериксона (начало XX в.).


"Здание Ковельского ревкома" (1920).


Здание городской поликлиники с двумя башенками (1910), но мне больше понравился чрезвычайно узкий домик правее поликлиники. Еще правее видна одна из двух девятиэтажек на углу с бульваром Леси Украинки.


В Ковеле я провел 3 часа, и больше здесь делать в принципе нечего. В 12.30 на битком набитой маршрутке я уехал на юго-запад, во Владимир-Волынский, где сохранился настоящий домонгольский собор XII века. Оттуда будет следующая серия.

В предыдущих сериях:
1. Станция "Брест-Центральный".
2. Брест: административный центр.
3. Брест: исторический центр.
4. Брест: улица Советская.
5. Брест: проспект Машерова.
6. Брест: электромеханический завод.
7. Брест: улица Московская.

8. Украина: политическая агитация, сезон-2010.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
nikita_syskov
Dec. 7th, 2010 10:41 am (UTC)
икона ленина понравилась
а вокзал мы достаточно быстро проскочили когда сами ехали -- буквально только и успели что пива купить
darriuss
Dec. 7th, 2010 10:49 am (UTC)
А как вы ехали, напомни мне?
(no subject) - nikita_syskov - Dec. 7th, 2010 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Dec. 7th, 2010 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikita_syskov - Dec. 7th, 2010 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Dec. 7th, 2010 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikita_syskov - Dec. 7th, 2010 11:10 am (UTC) - Expand
vedmed1969
Dec. 7th, 2010 10:54 am (UTC)
>и пообещал непременно опубликовать свои снимки.

И обещание исполнил, молодец. :)
А почему "Почта-Телеграф" по-русски написано? Чтоб любой приезжий узбек разобрал? :)
darriuss
Dec. 7th, 2010 10:57 am (UTC)
>> А почему "Почта-Телеграф" по-русски написано?

Ну это ж Волынь, а не Галиция. Может вывеску жалеют (ага, как же), может на новую денег нет.
(no subject) - proxima - Apr. 4th, 2011 09:36 pm (UTC) - Expand
makeev_dv
Dec. 7th, 2010 11:40 am (UTC)
Не ожидал, что Ковель настолько уныл. Даже церкви никакого впечатления не производят. Точнее создают впечатление, что строились они одновременно с облупившимися ныне хрущевками и одним и тем же СМУ.

Шевченко - ваххабит? Жест очень характерный :)
darriuss
Dec. 7th, 2010 05:18 pm (UTC)
>> Не ожидал, что Ковель настолько уныл.

А возьмите Жмеринку, Шепетовку или Здолбунов (все крупные жд узлы примерно из одного региона), смотреть там практически нечего. Только Бердичев выгодно выделяется на этом фоне.
varandej
Dec. 7th, 2010 12:47 pm (UTC)
Скучноват городок. Хотя название красивое.
А я думал, что "наш ответ" австрийским вокзалам - это Жмеринка.
http://varandej.livejournal.com/324424.html
darriuss
Dec. 7th, 2010 05:20 pm (UTC)
Ответов может быть несколько, ведь и австрийских вокзалов было несколько, где-то попроще, где-то помонументальнее, но Жмеринка, да, она вне конкуренции. )
trohy_snihu
Dec. 7th, 2010 06:30 pm (UTC)

"лісова пісня" - єто пьеса леси украинки, центральное произведение как-бьі, во всяком случае с точки зрения школьного канона.

darriuss
Dec. 7th, 2010 06:40 pm (UTC)
Спасибо за пояснение, а то я не мог понять, откуда такое нетиповое название для гостиницы. Вот в следующем на очереди Владимире-Волынском все традиционно - "Волынь". )
(no subject) - trohy_snihu - Dec. 7th, 2010 06:58 pm (UTC) - Expand
lisergid
Dec. 8th, 2010 07:52 pm (UTC)
старое здание вокзала было прекрасно.
деревянный костел очень понравился.
а как мне нравится плиточка на пятиэтажках! жаль, сейчас такой красотой никто не занимается.
поликлиника и узкий домик тоже очень классные.
darriuss
Dec. 8th, 2010 08:40 pm (UTC)
>> а как мне нравится плиточка на пятиэтажках!

Жаль, что качество строительства было никакое. Выглядят дома сейчас просто ужасно.
(no subject) - lisergid - Dec. 9th, 2010 05:36 am (UTC) - Expand
questrum
Dec. 9th, 2010 09:04 am (UTC)
вокзал жалко - испоганили сталинисты, при том что к сталинскому ампиру отношусь позитивно. и сецессонные башенки очень жаль. А так Фастов напоминает
darriuss
Dec. 9th, 2010 10:29 am (UTC)
Он скорее всего объективно был полуразрушен в ходе войны, и странно было бы ожидать в условиях расцвета сталианса его восстановления в оригинальном виде. То же, произошло и в Тернополе, например.
(no subject) - vk11 - May. 27th, 2013 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - May. 27th, 2013 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vk11 - May. 27th, 2013 01:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
darriuss
Dec. 14th, 2010 08:44 am (UTC)
А в Финляндии где такие вокзалы?
ljonmap
Dec. 15th, 2010 03:09 pm (UTC)
maps.livejournal.com
Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/51.220119929657,24.712650775909//15821
dgri
Nov. 26th, 2011 07:22 pm (UTC)
ковельская линия Сангушек здравствует и поныне

А в местечке Славута, другом их бывшем владении (ныне райцентре Хмельницкой области), местный пивзавод варит неплохое пиво "Князь Сангушко".
darriuss
Nov. 28th, 2011 08:00 am (UTC)
Запомню и при случаю обязательно попробую. )
(no subject) - darriuss - Apr. 21st, 2013 07:44 am (UTC) - Expand
yardkeeper
Apr. 21st, 2013 06:45 am (UTC)
Мироточивый Лукич уже не проступает :( Привет из Ковеля!
darriuss
Apr. 21st, 2013 07:45 am (UTC)
Привет! Нашли качественную капиталистическую краску? Или снесли вообще стеллу?
(no subject) - yardkeeper - Apr. 22nd, 2013 06:13 pm (UTC) - Expand
vk11
May. 27th, 2013 01:12 pm (UTC)
Главная городская гостиница с необычным названием "Лісова пісня" ("Лесная песня"). - находится на бульваре леси украинки. "лисова писня" - одно из самых знаменитых произведений поэтессы. рядышком, за городом - ее родина, село колодяжное.
Romek Pawluk
Aug. 8th, 2013 12:42 pm (UTC)
Та ні, Леся народилася у Звягелі (Новоград-Волинський), а у Колодяжному їхня родина мала маєток.
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow