?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новый старый Брест

Нынешний Брест фактически не имеет никакого отношения (кроме похожего названия и близкого расположения) к тому историческому Берестью, которое было один из важнейших городов Речи Посполитой). Фактически в 1830-35 гг. город был основан заново в 2 километрах восточнее того места, где находился изначально, а оригинальный Брест в те же годы был чуть менее, чем полностью задестроен в процессе строительства Крепости. Брест, таким образом, повторил судьбу Бобруйска, но если в Бобруйске ничего особо ценного не уничтожили (этой большой тогда деревне еще далеко было до "прекрасного, высококультурного места"), то в Бресте был стерт с лица земли прекрасный город с десятком роскошных барочных церквей, костелов, монастырей, вежей-донжоном - аналогом Каменецкой, замковыми укреплениями, ратушей и т.д. Впрочем, об этом подробнее как-нибудь в будущем.

Итак, нынешний "исторический Брест" - это несколько кварталов обычных дореволюционных домов XIX-начала XX века, к тому же очень фрагментарно сохранившихся. Цельных участков вы тут практически не найдете. Правда, весь этот не слишком вдохновляющий набор зданьиц разбавлен не только потрясающими эстетические устои 83% туристов послевоенными новоделами, но и реликтами "панской Польши".


Центр города без центральной улицы (она будет отдельно в следующей части) - в третьей брестской серии.



Итак, для начала я от гостиницы "Пять колец" вернулся к улице Ленина, там недалеко, метров 300.

Перспектива Ленина на этом участке. За моей спиной площадь Ленина и, увы, оставшийся неотснятым межевой столб, обозначавший границу территории города и крепости, начало той самой буферной зоны, которую так активно осваивали поляки в 1920-30-е годы. Вдалеке видна абсолютная высотная доминанта этого района, до которой мы еще дойдем, а справа - Брестский областной театр драмы и музыки.


Здание театра выглядит достаточно необычно, но, увы, точной информации по нему я нигде не нашел. Понял только, что в основе своей оно довоенное, в ходе боевых действий было полуразрушено и восстановлено, возможно с приданием ему классицистского облика. Подозреваю, что это была постройка из того же ряда, что и воеводские административные здания на площади Ленина.


Здание активно перестраивалось и в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Эти современные вставки очевидны.


Неподалеку и второй театр - кукол. Вот этот точно довоенный.


Редкие остатки крепостных сооружений в этом районе - справа здание бывшей гарнизонной казармы середины XIX века.




И фрагменты жилого поселка польских чиновников. Здесь была его южная граница.




Автобусная остановка на Ленина.


Общежитие Брестского госуниверситета.


Поликлиника МВД.


А у самого перекрестка Ленина с проспектом Машерова один из самых одиозных брестских архитектурных контрастов - очередной особняк архитектора Лисецкого (1927 года) и башня информационно-вычислительного центра Областного статистического управления (арх. Я.Смольговский, М.Горон). Особняк, в котором сейчас размещается "Музей спасенных ценностей" (тех, что не дала вывезти за пределы родины доблестная брестская таможня), конечно из категории "Ой, ты боже мой, красота-то какая!", а башня, где ныне по-прежнему Статуправление - отвечает за "Вот, блядь, совдеповское уродство!". Впрочем, даже на мой извращенный вкус, высотка эта действительно страшная.


У музея стоит мемориальный камень с датой первого упоминания Берестья в летописях.


Проспект Машерова будем изучать в пятой серии, пока же вернемся в центр. Перекресток улиц Гоголя и Маркса, очень приятное здание ресторана "Жюль Верн", с одной стороны очевидно современное (позднесоветское скорее всего), с другой - вполне в духе архитектурных традиций региона. romodin такое называет спадчынианс, его мастерами были конечно прибалты.


Лучше всего (цельнее) дореволюционная застройка в Бресте сохранилась в районе площади Свободы, улицы Советских Пограничников, 17-го сентября и так далее. Оттуда и заглавная фотография, и несколько снимков ниже.


Все тут довольно тривиально.


Радуют только частые функционалистские вставки польского времени.




И классицистские особнячки тех же лет 1-ой половины XIX века. В желтом - художественный салон Управление по борьбе с оргпреступностью, в розовом (вдалеке, справа) - ресторан психдиспансер.


Все закончилось тем, что дореволюционщину я вообще перестал фотографировать (никого ей не удивишь), сконцентрировавшись на межвоенной архитектуре, которую действительно можно выдать за брестскую фишку. Вот в польской Гдыни это уже просекли, Szlak Modernizmu - там одна из трех главных туристических заманух наряду с аквариумом и военно-морской темой.








А вот это здание живо напомнило мне Новый город Каунаса, и стилистикой, и, в особенности, колористикой. Ну чем, не Ландсбергисовский "Pienocentras" на Аллее Свободы, только трехэтажный?


И еще немного советских зданий из центральной части города. Автовокзал на улице Мицкевича (1963), скучный конечно, но этому жанру (в отличие от железнодорожных собратьев) редко везет на оригинальные решения. Отсюда я следующим утром уехал в Ковель.


Рядом с автовокзалом находится главный корпус Брестского государственного университета имени Пушкина, спорткомплекс которого украшен тематическими мозаиками. Увы, они почти полностью закрыты вымахавшими со времен строительства здания деревьями и практически недоступны для обозрения.


Здесь же, неподалеку, Центральный рынок (вторая половина 1980-х). Брестский крытый рынок строился одновременно с гомельским, и хотя внешне здания отличаются, в обоих использовались деревянные большепролетные перекрытия. Всего же каких-нибудь в 50 км южнее такой кадр в принципе был бы невозможен: в украинских городах крытые рыночные павильоны окружены многометровой прослойкой хаотичной торговли и по сути недоступны для сьемки.


Реликтовая советская витрина.


И вот такой вид открывается от автовокзала. Синие купола принадлежат Николаевской (Братской) церкви. Находится она на перекрестке улиц Мицкевича и Советской, и последняя - пожалуй, самый популярный туристический объект города за пределами Брестской крепости. О центральной брестской улице, ее застройке и недавнем, достаточно удачном, на мой взгляд, благоустройстве - в следующей серии.


118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Пинск.

Витебская область:
- Лепель.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Логойск.
- Марьина Горка.
- Минск.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Пока без райцентра:
- Жодино.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Могилев.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
halbud
Nov. 18th, 2010 11:04 am (UTC)
Вельмі цікавы шпацыр атрымаўся, чакаю працяг)
Дарэчы, з'явілася інфармацыя пра аднаўленне часткі старога горада...
Крыніца:http://nn.by/?c=ar&i=46138
darriuss
Nov. 18th, 2010 11:10 am (UTC)
Ну паглядзім, што атрымаецца, але яны штосьці вельмі часта планы наконт Старога Места зменьваюць.
(no subject) - halbud - Nov. 18th, 2010 11:15 am (UTC) - Expand
ked_pled
Nov. 18th, 2010 11:18 am (UTC)
Вот та штука все-таки больше напоминает http://maps.yandex.ru/-/CVapRjB это, чем наш телецентр.
darriuss
Nov. 18th, 2010 11:22 am (UTC)
А что за здание?
(no subject) - ked_pled - Nov. 18th, 2010 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Nov. 18th, 2010 11:26 am (UTC) - Expand
muahahahh
Nov. 18th, 2010 11:53 am (UTC)
бесят церкви с синими куполами. и вообще луковицы бесят.
dorrika
Nov. 18th, 2010 12:26 pm (UTC)
красивый городок!
victogan
Nov. 18th, 2010 12:50 pm (UTC)
Спадчыанс - удачное словечко :)

По самому старому разрушенному городу есть где-нибудь информация?
antonsm
Nov. 18th, 2010 05:50 pm (UTC)
Раздел Страчаная спадчына

http://radzima.org/be/gorad/brest.html
(no subject) - victogan - Nov. 18th, 2010 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Nov. 18th, 2010 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - victogan - Nov. 19th, 2010 06:45 am (UTC) - Expand
st_casper
Nov. 18th, 2010 01:06 pm (UTC)
насчет уродливых зданий... может народ творил в тех условиях что были?
сказали есть панельки таких размеров... крутитесь как хотите, чтобы макет не остался только макетом...
и в пятилетку вложиться надо с этим зданием...

нее, я понимаю что лучше бы тупо прямоугольный дом захреначили :) но ведь есть же и извращенцы...
kalychanka
Nov. 18th, 2010 04:46 pm (UTC)
periskop.su
Nov. 18th, 2010 08:57 pm (UTC)
Да, некоторые межвоенные строения действительно сходны с Каунасом и Вильной.
darriuss
Nov. 18th, 2010 10:46 pm (UTC)
Общее культурное пространство, хотя у литовцев все же некоторая специфичность подхода наблюдается.
solovyev_igor
Nov. 18th, 2010 11:06 pm (UTC)
Провинциальный функционализм очень мил)
ps А вам не кажется, что здание кулинарии(?)
"Сладкий уголок" - все же новодел?
darriuss
Nov. 19th, 2010 09:45 am (UTC)
Думал про это, но решил все же, что это реконструированный (с надстройкой третьего этажа) функционалистский коттедж. И, даже если ошибся, и это все же новодел, все равно получилось в принципе "в тему".
(no subject) - solovyev_igor - Nov. 19th, 2010 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniush_brest - Feb. 12th, 2012 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solovyev_igor - Feb. 12th, 2012 03:27 pm (UTC) - Expand
bacian
Nov. 19th, 2010 09:18 am (UTC)
"И типовые классицистские особнячки тех же лет."

Это здание ещё на дореволюционных открытках есть.

"и недавнем, достаточно удачном, на мой взгляд, благоустройстве"

Что же там удачного, отпидорасили улицу по самое не могу, просто царство зеленого металлопрофиля и снежки.
darriuss
Nov. 19th, 2010 09:43 am (UTC)
Я имел в виду именно _благоустройство_ улицы, а не реконструкцию ее застройки. В следующей серии, чтобы не было недопонимания, специально мух от котлет отделю.
(no subject) - darriuss - Nov. 19th, 2010 09:50 am (UTC) - Expand
sergo_b
Jul. 6th, 2011 01:53 pm (UTC)
Рынок таки сохранился рядом с автовокзалом? Только крытый там теперь или ряды тоже есть?
darriuss
Jul. 6th, 2011 03:11 pm (UTC)
Насколько помню, есть и ряды.
evgeniush_brest
Mar. 9th, 2012 12:13 pm (UTC)
Как ни странно, но сведений о времени постройки брестского театра я тоже не смог найти. Скороее всего, это случилось где-то в межвоенный период, ну на худой конец в 1941 году. Ну не принято у нас рассказывать о том, что хорошего было до 1939 года. Могу представить вашему вниманию фотографию этого здания во время немецкой оккупации.
darriuss
Mar. 10th, 2012 09:40 pm (UTC)
Да, скорее всего польская межвоенка. Неоклассицизм вполне их пошиба.
(Deleted comment)
brest_historia
Nov. 3rd, 2016 07:36 pm (UTC)
Спасибо. В начале правильно отмечено, что то, что сегодня считается "историческим центром", таковым в принципе не является, т.к. данный центр - центр Кобринского форштадта, который образовался в 30-х гг. XIX в., а исторический центр на деле - территория современной Брестской крепости, где до 30-х гг. XIX в. существовало древнее Берестье.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow