darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Ивано-Франковский областной театр

Эпиграф.

Хочется, чтобы и современные театры стали предметом гордости жителей тех городов, где они возводятся. Именно поэтому новые театры в республике ... строятся только на основе индивидуальных проектов, что дает возможность архитекторам придать им неповторимый облик, логически вписать здания в градостроительную ткань городов.

Строительство и архитектура, 1981, №4.


Градостроительная ткань городов Украинской ССР в 1960-80-е гг. действительно получила достаточное количество новых театральных зданий. В Западной Украине большие модернистские театры были построены в частности в Ужгороде, Луцке и Ивано-Франковске. Последний, на мой взгляд, вышел наиболее интересным.

Областной академический музыкально-драматический театр имени Ивана Франко
Ивано-Франковск, Украина
1979
Архитектор: С.П.Слепец (руководитель, институт "Гипроград", Киев), констр. Л.Г.Сандлер, Э.Н.Быков, худ. В.И.Зарецкий

Авторы здания получили Государственную премию Украинской ССР им. Т.Г.Шевченко в области архитектуры за 1982 г.



Под катом современные и архивные фотографии и описание проекта (курсивом) из замечательной книжки "Лучшие произведения советских зодчих" (М., "Стройиздат", 1985).



Возведение здания музыкально-драматического театра в 1979 г. на Театральной площади Ивано-Франковска явилось важным этапом в общей реконструкции главной улицы города — улицы Советской (сейчас ул. Независимости).


Ивано-Франковск — один из городов Прикарпатской Украины, имеющий характерный архитектурно-художественный облик, сформировавшийся на протяжении нескольких столетий. Прикарпатье — край богатых традиций народного гуцульского зодчества и декоративно-прикладного искусства.

Естественно, что в архитектурно-пространственном решении театра — культурного центра края — авторы стремились отразить особенности и традиции, местный колорит Прикарпатья.

Угловое расположение здания на площади предопределило его асимметричное планировочное решение и своеобразное построение архитектурных объемов.



Оно поставлено на двухступенчатый гранитный стилобат и завершено консольно-выступающей карнизной плитой, объединяющей основные глухие объемы с угловым остекленным объемом главного вестибюля и фойе.




Фасад, выходящий на улицу Степана Бандеры.


Задний фасад с блоком служебных помещений.


Два больших художественных панно органично вписаны в композицию фасадов. Первое — монументальный рельеф из светло-серого известняка «Троистые мызыки» (трио народных инструментов), ставший как бы символом театра, олицетворяя радость мирного труда и счастливой жизни (скульпторы В. М. Вильшук, Д. И. Грабарь, В. В. Корпанюк). Основную тему дополняют атрибуты театрального искусства.


И второе — панно из меди на фасаде (со стороны площади, посвященное театральному искусству (скульптор В. П. Данилюк). Порталы главного и боковых входов украшены орнаментом по народным мотивам, выполненным в меди.








Портал главного входа. В театре в это время как раз начиналось какое-то мероприятие, из-за чего мне не удалось попасть внутрь.


Декоративное оформление портала.


Художественная вывеска.




Зрительная часть театра выполнена в железобетонном каркасе, сценическая — в кирпичных конструкциях. Перекрытия и покрытие из сборных железобетонных балок и панелей. Покрытие над зрительным залом и сценой выполнено по металлическим фермам.

Строительный объем - 84 860 куб. м.

Театр возведен трестом Прикарпатжилстрой.


Общий вид театра с перекрестка улиц Независимости и Бандеры.


Объем сценической коробки охватывают декоративные пояса из меди, напоминающие завершения гуцульских народных построек.


Перед зданием установлен памятник человеку, в честь которого назван и театр, и город, где он расположен.




Поэтажные планы.


Легенда к поэтажным планам, разрез и генплан.


Повторюсь, что внутрь я не попал, к превеликому сожалению, потому что, судя по старым фотографиям, интерьер там сносит башню.

Народное жилище Гуцульщины славится не только выразительным силуэтом и пропорциями, но и исключительно красочными и уютными интерьерами, при этом используются в основном разные деревянные изделия, керамика, металл, декоративные ткани и вышивки. При оформлении интерьеров театра авторы постарались творчески использовать наследие талантливых гуцульских мастеров. Они обратились также к традиционным материалам, выполнив из них большие художественные композиции и отдельные декоративные детали, которые хорошо смотрятся на фоне стен, облицованных мрамором — газганом и травертином.


Зрителя, поднявшегося по широкой парадной лестнице из вестибюля, встречает празднично-торжественное просторное фойе. На центральной стене — рельефный портрет И. Я. Франко (скульптор В. М. Вильшук). Нарядный деревянный резной кессонированный потолок (архит. Д. Г. Сосновый, художник В. А. Шевчук, резчик В. М. Лукашко) и четырехъярусные хрустальные люстры (архит. В. И. Сокальский). Особенно оригинально большое, высотой в два этажа, рельефное керамическое панно, выполненное в традициях гуцульских гончаров (скульпторы В. М. Вильшук, М. Д. Марефа). Вся плоскость панно по примеру гуцульских кахлей расчленена на прямоугольники и квадраты, в которых изображены юмористические бытовые сцены из народной жизни, сюжеты из легенд и сказаний, персонажи произведений И. Я. Франко.

Панно и люстры офигенные.




Теплая тональность разных пород дерева хорошо гармонирует с золотистым цветом керамического панно, серо-розовым цветом облицовки стен и балкона фойе, сочным охристо-красным художественным паркетом пола. Тему центрального панно дополняет круглая скульптура и декоративные вазы (скульптор В. М. Вильшук), установленные в вестибюле.


Красочны и уютны кулуары второго и третьего этажей. Стены их красиво декорированы гобеленами, выполненными в традициях гуцульского ткачества (гуцульские килимы) по эскизам художника О. И. Турецкой мастерами косовского художественно-производственного объединения. Между балочек резного потолка подвешены светильники из меди и хрусталя. Вдоль стен расставлены кресла и столы, отделанные резьбой и обитые декоративной тканью (архит. Д. Г. Сосновый).


Асимметричность планировки театра получила выражение и в том, что большое фойе примыкает к зрительному залу своей протяженной стороной, и с другой стороны зала имеется еще малое, также двухсветное фойе, на торцовой стене которого размещен ковер на тему дружбы народов.


Зрительный зал на 950 мест решен более строго. Только резной деревянный орнамент украшает стены и барьер балкона, облицованные золотистым фанерованным дубом, и деревянные светильники — бра. В структурный штукатурный потолок встроены хрустальные светильники. Кресла в зале темно-вишневые. Наряден занавес, по светло-золотистому полю которого пропущены вертикальные полосы с орнаментом, характерным для искусства Прикарпатья (художники Художественного фонда РСФСР).

Сцена размером 24х18 м оборудована объемным поворотным кругом диаметром 14 м. Здание оснащено современным театральным оборудованием, звуко- и светоаппаратурой, диспетчерской и технологической связью и другими инженерными системами. К сценической части примыкает внутренний хозяйственный дворик, используемый для различных хозяйственных и технологических целей.



Архитектурно-художественное оформление театра — интересный пример совместной работы большого коллектива архитекторов, художников и народных мастеров Киева и Прикарпатья.

За использование мотивов народного творчества при создании помещения музыкально-драматического театра имени И. Я. Франко в г. Ивано-Франковске архит. Д. Г. Сосновый, скульптор В. М. Вильшук, художник В. А. Шевчук, столяр-краснодеревщик А. С. Овчар, резчик В. Н. Лукашко — авторы художественно-декоративного оформления театра, инженер-конструктор Л. Г. Сандлер удостоены Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко 1982 г. в области архитектуры (автор проекта театра архит. С. П. Слепец удостоен Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко ранее).


Кстати про модернистские театры. Один из моих хороших друзей поделился фотографиями интерьеров Драматического и Оперных театров в Вильнюсе, про которые я в свое время писал в литовской серии. На следующей неделе про них будет большой пост.

В предыдущих сериях:
1. Киев.
2. Каменец-Подольский: Новый город.
3. Каменец-Подольский: Смотричский каньон.
4. Каменец-Подольский: Старый город.
5. Каменец-Подольский: Замок.
6. Хотин: Город.
7. Хотин: Крепость.
8. Черновцы: Главная улица и Центральная площадь.
9. Черновцы: две площади и одна улица.
10. Черновцы: церкви.
11. Черновцы: советский юг.
12. Черновцы: резиденция буковинских митрополитов.
13. Яремче.
14. Ивано-Франковск: центр.
15. Ивано-Франковск: обком.
Tags: ивано-франковск, мои фото (2009), отчеты, соварх
Subscribe

  • Луцк: Театральная площадь

    Луцк, областной центр Волынской области, расположился в ее юго-восточном углу. Владимир-Волынский отсюда в 80 километрах к западу, маршрутка…

  • Владимир-Волынский

    Западная Украина прочно ассоциируется в головах туристов с роскошной барочной архитектурой времен Речи Посполитой и сецессионом Австро-Венгерской…

  • Ковель

    Город Ковель, открывавший волынскую часть моего октябрьского трипа, расположился в 120 км на юго-восток от Бреста в самом центре Волынской области…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Луцк: Театральная площадь

    Луцк, областной центр Волынской области, расположился в ее юго-восточном углу. Владимир-Волынский отсюда в 80 километрах к западу, маршрутка…

  • Владимир-Волынский

    Западная Украина прочно ассоциируется в головах туристов с роскошной барочной архитектурой времен Речи Посполитой и сецессионом Австро-Венгерской…

  • Ковель

    Город Ковель, открывавший волынскую часть моего октябрьского трипа, расположился в 120 км на юго-восток от Бреста в самом центре Волынской области…