darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Черновцы

Черновцы даже на человека, неоднократно измученного красотами Львова, производят ошеломляющее впечатление. Главному городу Буковины в отличие от блистательной галицийской столицы не достался от предков хотя бы мало-мальский средневеково-ренессансный центр, виной чему относительно юный возраст места и его расположение на польско-молдавско-турецко-украинском пограничье. Следствием последнего факта стало систематическое топтание по Черновцам и его окрестностями враждебно настроенных к местным жителям орд и неоднократное разрушение ордами места обитания этих самых жителей. Зато в XIX веке Черновцы или тогда скорее Черновиц, уже находившийся тщанием императрицы Марии-Терезии в составе Австро-Венгерской империи, "выстрелил". Население росло практически китайскими темпами, а город получал парадную застройку крупного регионального центра во всех мыслимых в XIX-первой половине XX вв. архитектурных стилях.

Австрийский ансамбль центра Черновиц сохранился практически без посторонних включений второй половины XX века, но поражает в нем не его масштаб или цельность (в конце концов с Львовом в этом смысле мало что сравнится), а то состояние, в котором историческая городская среда находится. Поражает опять же особенно в сравнении с не таким уж далеким, в четыре раза большим, насквозь туристическим и совсем, увы, ныне облупленным Львовом. В 2008 году Черновцы праздновали свое 600-летие, и вероятно к этому юбилею городской центр капитально отремонтировали и отреставрировали. Весь!


Всего из Черновцов будет пять серий. В первой - главная улица и центральная площадь города.



Черновцы - из той большой категории городов, где есть ярко выраженная главная улица. Ко всему прочему, здесь она и называется незамысловато - Головна.


Формат уличных табличек.


У развилки Главной и Красноармейской расположена гостиница, в которой я имел удовольствие провести две ночи. Называется она на самом деле не "Палас", а "Киев" ("Палас" - историческое название), и несмотря на довольно пафосный внешний вид, розовый окрас и расположение вблизи центра - гостиница довольно бюджетная. Дешевле окраинных реновированных крупных советских отелей "Буковина", "Черемош" и "Турист".


Главная петляет по склону одного из холмов долины реки Прут (вообще перепады высот в пределах города составляют до 150 метров), и своим рельефом, и характером застройки напоминает львовскую Городоцкую. Разве что масштабы поскромнее.


И межвоенной функционалистской застройки здесь (да и вообще в Черновцах) поболее (серое здание левее центра). Функционализм, к тому же здесь довольно экзотический, румынский, выглядящий, впрочем, вполне интернационально. За фронтом домов видна 45-метровая башня черновицкой Ратуши.


Ратуша (слева, 1843-47, арх. А.Микулич) предсказуемо располагается на центральной городской площади, как и главная улица, оригинально названной Центральна.


Такая нежно-голубая.


Справа от ратуши, роскошное здание бывшего Буковинского сберегательного банка (1901-10, арх. Губерт Гесснер), один из лучших образцов венской сецессии в городе. Сейчас здесь Областной художественный музей.


Внимание привлекает прежде всего живописная майоликовая мозаика, на которой в образе 12 древнеримских богов изображены 12 важнейших провинций Австро-Венгерской империи.


На северо-западном углу площади бывшая гостиница "Золотой лев", ныне занимаемая, по-моему, какой-то общагой.


Северная сторона Центральной площади (противоположная Ратуше) с праздничным декором к очередной годовщине первого упоминания города и непременным памятником Тарасу Шевченко. Обратите внимание на симпатичный фирменный логотип 600-летнего юбилея Черновиц (справа от Кобзаря). Очень широко используется в городской среде.


Даже на обычных металлических роллетах.


Памятный знак эпохальному событию.


Восточная сторона площади. Головна продолжает спускаться вниз, к городскому вокзалу, превращаясь где-то по пути почему-то в улицу Гагарина.






Развилка Главной и Шолом-Алейхема. Дом-корабль конца XIX века или, как его называют местные жители Шифа (дас Шиф, я-я).


Исторический питьевой фонтанчик на носу Шифы.


Превращение из Главной в Гагарина происходит в районе крутого левого поворота в перспективе снимка.


С удалением от центра застройка все больше опровинциаливается.


И в ближайших окрестностях Главной выглядит уже совсем по-уездному.




Впрочем, вблизи вокзала вновь появляются монументальные здания, как серая многоэтажка в духе северного модерна у левого края фотографии.


Перед ней Т-34, памятник первому вошедшему в город в 1944-м экипажу.


Черновицкий железнодорожный вокзал - один из трех сохранившихся роскошных австро-венгерских вокзалов-дворцов Западной Украины, наряду с львовским и ивано-франковским. Был еще в Тернополе, но его перестроили после Второй мировой. Ну и может сойдет еще ковельский, но он также после войны осталиансился.


Здание построено в 1898-1903 гг. на тогдашней окраине города в низине недалеко от реки Прут.


Высота купола около 20 метров


Гостей города приветствует Ленин вестница богов Ирида. Бель-эпок.


Внутренности. Люстра под куполом.


И традиционное для модерна огромное окно над центральным входом. В 1999 году вокзал отремонтировали, но выглядит эта позолота в интерьерах как-то не очень.


Вид с противоположной стороны узкой привокзальной площади. Вдали видно темно-серое модерновое здание, от которого начинается долгая дорога на гору, в центр.


Помимо Главной улицы и Центральной площади в пределах центра есть еще две площади (Театральная и Филармонии) и одна улица (Ольги Кобылянской), определяющих парадное лицо города. Про них в следующей серии.

В предыдущих сериях:
1. Киев.
2. Каменец-Подольский: Новый город.
3. Каменец-Подольский: Смотричский каньон.
4. Каменец-Подольский: Старый город.
5. Каменец-Подольский: Замок.
6. Хотин: Город.
7. Хотин: Крепость.
Tags: мои фото (2009), отчеты, поездки, черновцы
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments