darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Category:

Позднесоветская архитектура Еревана

Продолжим изучать архитектуру советского модернизма, и сегодня совместно насладимся некоторыми его закавказскими образцами.


Внезапно захотелось вернуться к ереванской серии.



Офис компании "Арментел", армянского подразделения "Билайна", на перекрестке улиц Азатутяна и Агароняна представляет собой 9-этажный параллелепипед, поставленный на двухэтажный стилобат со внутренним двориком.


Декоративный элемент на уличном фасаде.


Сетка солнцезащитных экранов. Это частый и очень живописный элемент южной советской архитектуры, в основном сосредоточенный в солнечных среднеазиатских республиках, но в Армении тоже встречающийся. Выглядит невероятно круто.


Роскошный барельеф на стилобате. Столько всяких смыслов.


И еще одно украшение стилобата. Судя по нему, во времена АрмССР здесь тоже находилось что-то телекоммуникационное.


Еще одно здание, вызвавшее у меня восхищенное попискивание - Центр геодезии и картографии на проспекте Комитаса. Поражают конечно масштабы развития геодезии и картографии в Армении.




Двухэтажная пристройка к высотному объему, выходящая на проспект.


Оформление центрального входа. Вот это я понимаю, национальные традиции в интернациональной советской архитектуре.


Еще один элемент декора здания.


Остаемся на проспекте Комитаса. Комплекс НИИ и библиотек АН Армении. Четыре многоэтажных корпуса-близнеца поставлены на объединяющий весь комплекс стилобат. Это уже чисто интернациональная архитектура.


Продолжая тему солнцезащитных экранов. 9-й корпус Ереванского политехнического университета (факультеты радиотехники и транспорта).






Центральный вход.


И барельеф, украшающий первый этаж.


Рядом бизнес-центр "Цитадель", который начинал строиться в 1983 году также как один из корпусов ереванской Политехники. До 1991 года его достроить не успели и закончили уже в 2000-е в новом статусе.




Вид с Каскада на комплекс Политехнического университета. Виден и 9-й корпус и "Цитадель" и высотный 5-й корпус ближе и правее центра снимка. Слева старые университетские здания.


9-й и 5-й корпуса.


Одна из позднесоветских ереванских гостиниц - "Двин" (1978, арх. Ф.Акопян, А.Алексанян, Э.Сафарян) недалеко от ущелья реки Раздан и детской железной дороги в 2008-м находилась под жесточайшей реконструкцией. Не знаю, как там сейчас.


Башенка в национальных традициях, пристроенная к объему ресторана.


Декоративная композиция на главном фасаде (скульп. А.Шираз).


И общий вид совсем немаленького комплекса.


Дом камерной музыки имени Комитаса (1978, арх. С.Кюркчян).

"Архитектура Советской Армении": "Дом камерной музыки в Ереване, размещенный на Кольцевом бульваре, отодвинут от его центральной оси. Уже подобный сдвиг оправданно отдает примат собственно бульвару. Объемно-пространственное решение здания начинается с плоскостных, планировочных элементов на достаточно отдаленных подступах к нему. Это дорожки, бордюры, водные поверхности, образующие с зеленью газонов и цветниками своего рода прелюдию к основным объемным действиям самого здания. Подобное развитие от плоских, низших форм пластики к собственно зданию сообщает всей композиции живость и динамичность, типичные для развития архитектурных и музыкальных тем. Не имея рядом ярких архитектурных доминант, здание будто бы нашло свою архитектурную опору в земле, на которой оно стоит".




Вид сзади.


Цирк.


Одним из крупнейших общественных сооружений, построенных в Ереване в 1970-е стал Республиканский стадион "Раздан" (1972, арх. К.Акопян, Г.Мушегян, констр. Э.Тосунян), вписанный в сложный рельеф ущелья Раздана.

"Архитектура Советской Армении": "Выразительная композиция двухъярусного амфитеатра, раскрытого в сторону ущелья реки Раздан, сообщила сооружению оригинальность и придала ему запоминающийся архитектурный образ. Стадион был серьезным экзаменом для архитекторов и строителей республики на их зрелость в реализации строительства современных крупнейших спортивных сооружений индустриальными методами. К сожалению, здесь не до конца были решены вопросы обеспечения зрительских потоков совместно со всем комплексом работы транспорта в прилегающем к центру районе".


Стадионная чаша из-под верхней трибуны.

Возвращаясь к нашим местным баранам, хотелось бы выразить недоумение и негодование тому, что в послевоенные годы Минск не получил ни крупного Республиканского стадиона, ни нормальной телебашни, важных статусных объектов столицы союзной республики. В большинстве братских столиц есть хотя бы что-то одно.


Брутализм такой брутальный.


И еще одно крупное общественное здание - двухзальный кинотеатр "Россия" (1975, арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян, констр. Г.Геворкян, И.Цатурян). За моей спиной кафедральный собор Григория Просветителя.

"Архитектура Советской Армении": "Здание двухзального кинотеатра "Россия" со дня своего рождения было в центре внимания архитектурной общественности в силу своей масштабной значительности. Однако принятая планировочная форма здания с ее двухмерной, прямоугольной структурой трудно вписывается в треугольный участок, ограниченный магистралями, и по этой причине, вырастая в объем, вступает в противоречие с окружающей и без того довольно неудачной застройкой".


Крупнее. На переднем плане памятник Зоравару Андранику, невообразимым образом по мысли скульптора умудряющемуся ехать сразу на двух лошадях.


Профиль. Впечатляющее здание, но к сожалению находится в неважном состоянии.

"Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания - вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания - лейтмотив композиции".


"Кинотеатр задуман как многофункциональный культурный центр: кинозалы здесь объединены с выставочными помещениями, танцзалом, кафе. Кинозалы приподняты над вестибюлем, фойе и служебными помещениями. Развитие композиции начинается изнутри, а красота форм основана на их соответствии тектонике основных строительных материалов. Логично решение поднять залы на верхний уровень, высвободив в затесненных условиях нижний уровень под рекреацию".

Вместо рекреации в стилобате сейчас устроен торговый комплекс весьма клошарного вида. Не знаю, работает ли сам кинотеатр.


Мощный козырек.


Стыковка двух залов.


И меньший зал.


Архитектурой жилых зданий мучать никого не буду, только один пример - дом-башня со сплошным кольцом балконов. Очень южная архитектура.


В заключении хотелось бы почтить память еще одного образца (и одного из лучших) ереванской модернистской архитектуры - Дворца молодежи (1970-е, арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян, М.Закарян, констр. Г.Геворкян, И.Цатурян, С.Багдасарян), стоявшего до недавнего времени на кромке Канакерского плато и являвшегося абсолютной высотной доминантой армянской столицы. В 2006 году новые собственники-вандалы снесли комплекс, заявив, что он не соответствует требованиям о сейсмоустойчивости. Все последние месяцы проводился международный конкурс на новую застройку этого участка, и как раз на днях был объявлен его победитель. Говно какое-то.

Над комплексом работала та же команда архитекторов, что и над кинотеатром "Россия".

"Архитектура Советской Армении": "Здесь в едином центре объединены универсальный зал на 1000 мест, зал бракосочетания, библиотека, выставочный зал, дискотека, гостиница, ресторан, кафе и т.д. Над комплексом доминирует круглый высотный объем гостиницы, неориентированная обтекаемая форма которого равнозначна при обозрении со всех точек. С его последнего этажа, где расположено вращающееся кафе, открываются великолепные панорамы городского пейзажа. Стилобатный объем комплекса, решенный террасами, арочными пропилеями и подпорными стенками из базальта различной обработки, несколько несвойственен авторам, верным основам "новой архитектуры". Прослеживается и обращение к национальным архитектурным традициям, хотя и со стремлением к их модернизации".


Это конечно не все крупные административные и общественные здания, построенные в Ереване в 1960-80-е гг. Что-то я уже показал, как например здание аэровокзала "Звартноц", что-то возможно еще покажу. Например, большой спортивно-концертный комплекс на холме Цицернакаберд.

В предыдущих сериях:

1. Дорога в Ереван и обратно.
2. Армянское пиво.
3. Транспорт в Ереване.
4. Станция "Ереван".
5. Два центра Еревана.
6. Z-Ереван.
7. Понаехали там.
8. Каскад.
9. Ереванская скульптура: начало.
10. Ереванская скульптура: окончание.
11. Детская железная дорога.
12. Эребуни.
Tags: ереван, мои фото (2008), отчеты, соварх
Subscribe

  • Шепетовка: музей Островского

    Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского Шепетовка, Украина 1974-1979, арх. М.Гусев, В.Суслов Музей советского…

  • Шепетовка: последний город Земли

    «Ну его к чёрту! — с неожиданной злостью сказал Остап.— Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И…

  • Старый Заслав

    Во второй половине XIII века на левом берегу Горыни уцелевшие жители сожженого татарами города Заслава основали новое поселение, получившее от них то…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Шепетовка: музей Островского

    Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского Шепетовка, Украина 1974-1979, арх. М.Гусев, В.Суслов Музей советского…

  • Шепетовка: последний город Земли

    «Ну его к чёрту! — с неожиданной злостью сказал Остап.— Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И…

  • Старый Заслав

    Во второй половине XIII века на левом берегу Горыни уцелевшие жители сожженого татарами города Заслава основали новое поселение, получившее от них то…