darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Category:

Столбцы

Город Столбцы по-своему знаменит. Не так конечно, как Бобруйск, но в межвоенный период для многих успешных граждан Страны Советов именно со Столбцов начиналась Европа - местная железнодорожная станция была первой с польской стороны государственной границы СССР. Маяковский был под впечатлением:

Когда я ехал из Негорелого в Столбцы, я сразу отличил границу и то, что она польская, по многим и солидно закрученным колючим проволокам. Те, которые еще не успели накрутить, лежали тут же, намотанные на длинные, кажется железные, катушки. Здание станции Столбцы, и чистое видом, и белое цветом, сразу дало и Европу, и Польшу. Вот это забота, вот это стройка! Но сейчас же за Столбцами пошла опять рухлядина — длинные-длинные перегоны без жилья и крестьян и косые хаты…"

Про перегоны без жилья и косые хаты кресов всходних подробнее как-нибудь в другой раз, вернемся к так восхитившим Владимира Владимировича Столбцам. Город известен с начала XVI в. Британские ученые еще не установили точную дату первого упоминания, но вроде бы в 1511 году среди студентов Краковского университета числится и школяр из-под Столбцов. У города очень обычная для наших краев история: принадлежал ряду магнатских семей - Слушкам, Радзивиллам, снова Слушкам, Денгофам, Чарторыйским, у последних и был конфискован после восстания 1831 года, неоднократно разрушался, имел магдебургское право. Достопримечательностей здесь практически нет, но это конечно не помеха отчету на 50 фотографий.


Герб Столбцы получили только 20 ноября 2006 года (исторический, несмотря на магдебургию, у города, насколько я понимаю, отсутствует). В золотом поле испанского щита размещен «столб» голубого цвета с изображением серебряной витины в центре. Город стоит на Немане, и до появления здесь железной дороги речная торговля была жителям по нраву.


Так получилось, что за последние пару месяцев я провел в Столбцах куда больше времени, чем мне бы того хотелось. Потому и фотографий так много, а весна на большинстве из них конечно ранняя, но встречается уже и поздняя. Мой гигантский выстраданный отчет я решил на две небольшие части не делить. Все-таки городок маленький (16 тысяч жителей), и впечатление от него лучше не дробить.



Большая часть Столбцов расположена между брестской веткой железной дороги и шоссе Р2. Въездной знак на последнем.


"Столбцы. Пограничный пункт. То, что называется «шикарное» здание!". Начнем с железнодорожной станции, так впечатлившей в свое время Маяковского. Коричневый цвет металлочерепичной крыши показался руководству местного отделения БЧ недостаточно гармонирующим с нежно-розовым зданием вокзала - крышу решили перекрасить в ярко-голубой цвет, агроренессанс же.


Станция "Столбцы". Вид в сторону Бреста.


Привокзальная площадь. Из местных общественных зданий здесь расположены гостиница ("Заря", в центре, двухэтажная, удобства на этаже) и автостанция.


Старая вывеска автостанции.


Привокзальная площадь находится на южной окраине города. Отсюда, в центр, ведет улица Социалистическая, в основном застроенная частными домами с редкими вкраплениями каменных двухэтажек.


Крупнейшее здание на Социалистической. Судя по некоторым элементам (вертикальное ленточное остекление лестничного пролета и характерное ограждение балкона над подъездом) - конструктивистское, а т.к. Столбцы в межвоенный период были кресами всходними, то конструктивизм этот похоже польский.


Площадь Бессмертия. Пойдешь прямо, попадешь к райисполкому, налево (по улице не больше-не меньше, а Коперника) - на площадь Ленина.


Памятник афганцам.


Районный дом культуры.


Столбцы - город мира.


Застройка улицы Ленинской, главной улицы Столбцов. Если город расположен между автотрассой и железной дорогой, то Ленинская идет параллельно им, разрезая райцентр примерно на две равные части и соединяя современный жилой район с историческим центром.


Исторический центр, конечно, громко сказано. Сохранился десяток старых жилых домов (двухэтажка на снимке к примеру 1920-х) и старая церковь.


Деревянный столбцовский кинотеатр на площади Ленина.


Авангардный такой проект. Где-то видел его клон, но вот где забыл. (


Площадь Ленина. Я так понимаю, ее условно можно назвать центром Старого Места.


В центре естественно Ленин.


Еще есть универмаг, столь же печальный внутри, как и снаружи.


Торговые ряды рядом с синематографом.


Парикмахерская, украшенная агростразами.


Юго-восточная сторона площади.


Старые Столбцы.


Если бы "Белпочта" выпускала открытки с видами города, это был бы тот самый ракурс.


Церковь св. Анны построена в барочных формах к 1825 году по фундации нераскулаченных еще тогда Чарторыйских.


Типичный столбцовский пейзаж. Главная улица города, на пути к новому жилому району.


Перекресток Ленинской и Социалистической. Райисполком.


Напротив исполкома. Слева церковь св. Анны, справа - вокзал, в центре - костел св.Казимира, вверху, похоже, колосовское родовое гнездо "Акинчицы".


На полях битвы за урожай. Хрущев был бы доволен.


За райисполкомом спряталась детская школа искусств, украшенная керамическим барельефом.


Старый стенд.


В северной части города, между Ленинской и шоссе Р2, в черте Столбцов гордо именующимся улицей Магистральной, в 1970-2010-е формируется современный жилой массив, благодаря которому райцентр все-таки и производит впечатление города.


Во дворах еще встречаются классические советские пингвоурны. Хозяйке на заметку.


Есть даже штук пять девятиэтажек с монументально решенными лестнично-лифтовыми секциями. Какая-то областная серия, точно такие же в изобилии есть в Солигорске.


Улица Центральная. Жилой район в большинстве своем населяют работники столбцовского филиала Минского моторного завода, крупнейшего работодателя райцентра.


С противоположной стороны Центральной микрорайон времен первых пятилеток независимости. Царство силиката.


Ресторан "Неман", заповедник советской эстетики, начиная от архитектуры экстерьера и интерьеров и заканчивая персоналом, меню и контингентом посетителей. Хинт: в городе рядом с вокзалом есть заведение и поприличнее. Называется по-моему "Старый двор", решено в духе сельской усадьбы. В остальном с общепитом беда.


Торговый центр.


Напротив центральной районной больницы продолжается довольно активное жилищное строительство. Город живет.


Костел св. Казимира (1996-99).


Выходим, наконец на Магистральную, где гостей города приветствует замечательный реликт.


Фрагменты.






Чуть дальше в сторону выезда из Столбцов в сторону Бреста сохранилось несколько зданий 1950-х гг., выделающихся среди тысяч себе подобных.


Обратите внимание на изящную решетку балкона и мощный рустованный портал подъезда.


Рядом какое-то общественное здание. Опять руст и орнамент в декоре. Симпатично.


И совсем уж на выезде из Столбцов на склоне холма установлена голова Дзержинского.


За неимением крупных достопримечательностей иного свойства, Столбцовский район гордится своими земляками. Здесь в деревне Акинчицы, которая ныне уже в черте города, родился Якуб Колас. Здесь же за пять лет до этого на нынешнем севере района на хуторе Дзержиново появился на свет Железный Феликс.


Наверное это самая большая голова Дзержинского в стране.
Tags: мои фото (2010), отчеты, поездки, столбцы
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments