?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шесть библиотек

"Рэспубліка" неожиданно взяла и опубликовала результаты давнего (1989 года) всесоюзного конкурса на новое здание Государственной библиотеки БССР имени Ленина, того самого, в котором победил реализованный только спустя 17 лет проект архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова. Качество иллюстраций похабное, но общее представление составить все же можно.



В первую очередь конечно меня поразили скромные масштабы творческого, так сказать, соревнования: представлено было лишь семь проектов, включая победителя, из них только два не местных архитекторов. Вполне возможно, к тому времени прогрессивные архитектурные массы Союза больше интересовали феерические трансляции Съезда народных депутатов СССР, а не работа над таким статусным проектом в одной из союзных республик.



1. "Белгоспроект" (арх. Виталий Белянкин) - вторая премия.


Архитектор Белянкин:
— Идея пришла просто: логический ряд от слова «библиотека» до слова «книга» короток. Корешком должен был стать сад из стекла, который прошел бы через середину здания. В моей практике, кстати, был еще один нереализованный объект подобного рода: как-то я спроектировал Республиканский Дворец пионеров в виде бумажных корабликов. Та же модель ассоциаций: детство – кораблики.


2. ЦНИИЭП имени Б.С. Мезенцева (арх. Юрий Евтух) - третья премия.


Архитектор Евтух:
— Я решил участвовать в конкурсе, потому что и сам белорус, родился в Минске. Мы с родителями даже жили совсем рядом с тем местом, где сейчас находится библиотека. В то время я был под сильным впечатлением белорусского барокко конца XIX – начала XX века, серьезно изучал историю Беларуси. Поэтому и решил сделать фасад библиотеки в стиле барокко. Одна из технических особенностей моего проекта — четкое деление на читальные залы. Мне кажется, это было бы очень удобно: все книги на одну тематику собраны в одном зале. На обсуждении многие члены жюри склонялись в мою пользу. В итоге — третье место. Обидно, конечно, но я не жалею, что участвовал, было очень интересно.


3. "Минскпроект" (арх. Олег Ладкин).


Архитектор Ладкин:
— Это было бы легкое, летящее, очень доступное здание. Планировалось со всех сторон украсить его гигантскими цветными витражами. Главное книгохранилище было бы внизу, в стилобате, а читальные залы — наверху. Одна из изюминок проекта – огромные открытые террасы – обзорные площадки. Выход на них был бы из каждого читального зала. Поработал с литературой, устал, выдохся – вышел на свежий воздух, посидел на лавочке, посмотрел на город.


4. "Белгоспроект" (арх. Александр Соколовский).


Архитектор Соколовский:
— На этом месте всегда хотели оставить зеленую зону, этакий городской сад. И долгое время все попытки архитекторов прорваться туда не принимались. А потом все-таки решили строить библиотеку. Но оставалась задача сделать этот объект как можно менее довлеющим над природой, чтобы он не торчал, не высовывался, не нарушал ландшафта. Мы этим и руководствовались. Например, читальные залы у нас была идея сделать из зеркального стекла, чтобы в нем отражалась окружающая зелень и маскировала здание. Как сейчас помню, у нас висело в мастерской зеркало, перед которым наши женщины любили прихорашиваться. Мы его вечером сняли и соскоблили для макета амальгаму. Женщины пришли с утра и были очень недовольны.


5. "Гипротеатр" (арх. Абдулла Ахмедов).


Маргарита Гаврилова, член авторского коллектива:
— Наш проект действительно имеет в себе нечто греческое: ступеньки в виде амфитеатров, виадук… Но в целом основным принципом были идеи биологической архитектуры: соединение стихий земли, воды и зелени. Этот стиль сейчас уже довольно хорошо разработан, а тогда был в новинку. Ахмедов подобным образом создал библиотеку в Ашхабаде, и в минском проекте тоже видны похожие мотивы. Одним из привлекательных элементов благоустройства должен был стать фонтан с большим круглым бассейном и мостом через него. Хотя, конечно, зимой его пришлось бы отключать.


6. "Брестгражданпроект" (арх. Валерий Кескевич, Владимир Чайковский).


Архитекторы Кескевич и Чайковский:
— Форма здания должна была напоминать подкову. Это не какой-то символический смысл, просто хотелось, чтобы посетители библиотеки, которые заходили через входной дворик, попадали в тихую гавань, где не дул бы ветер и где можно было бы спокойно прогуливаться. В сторону площади для освещения атриума были наклонены большие многоцветные стекла. А со стороны проспекта фасад выглядел в форме чаши. Некоторые говорили, что в проекте есть что-то от Колизея. Действительно, мы попытались сочетать историческую и современную архитектуру.

— Проект изначально задумывали так, чтобы здание, с одной стороны, вписывалось в город, а с другой — было в гармонии с природой. Сделали атриум, уютный центр с фестивальной площадкой, где можно было и гулять, и проводить вечера. Предусмотрели ступенчатые спуски, которые вели прямо в пойму реки, где можно было бы на травке посидеть с книжкой, отдохнуть — такое вот единение науки и природы.



Комментарий победителя конкурса архитектора Крамаренко:

— Библиотека в форме алмаза мне приснилась. Я проснулся и подумал, что это очень символично — алмаз знаний. Поделился с Михаилом Виноградовым, с которым мы дружны еще с институтской скамьи, ему идея понравилась. Позже он приехал с отдыха с юга и говорит: «Знаешь, я на берегу смотрел на стеклышки и подумал, что библиотека должна быть из стекла». Наш конкурсный проект сразу назвали футуристическим: 20 лет назад это было что-то вроде космического корабля. Тем не менее нам дали зеленый свет. Фигура — ромбокубооктаэдр — сама по себе сложная, были противники проекта, которые настаивали на более простых вариантах. Например, на форме шара или рюмки! Но мы свой «алмаз» отстояли. Когда через столько лет началось строительство, мы с Михаилом смотрели на все происходящее и иногда не могли поверить, что все это не мираж. Наш проект спустя 20 лет становился реальностью! Кстати, в 1989 году за победу в конкурсе мы получили еще и пять тысяч рублей. Сейчас уже точно не помню, куда я потратил свою долю, видимо, деньги просто пополнили бюджет семьи. А из проектов наших конкурентов лично мне более симпатичен вариант архитектора Ахмедова.

Цитаты и иллюстрации отсюда.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
bacian
Apr. 27th, 2010 09:40 am (UTC)
"я был под сильным впечатлением белорусского барокко конца XIX – начала XX века, серьезно изучал историю Беларуси"

О чём это он?
darriuss
Apr. 27th, 2010 09:44 am (UTC)
Думаю, архитектор уже подзабыл историю Беларуси (по крайней мере историю ее культуры), хотя справедливости ради необарочные костелы этого периода существуют.
r_9
Apr. 27th, 2010 10:04 am (UTC)
Интересная информация.

Проект Евтуха сделан под очень-очень заметным влиянием архитектуры Джеймса Стирлинга. Любопытно.
darriuss
Apr. 27th, 2010 10:08 am (UTC)
У меня вот первая ассоциация была также с истфаком Кембриджа.
r_9
Apr. 27th, 2010 10:13 am (UTC)
Да-да. И не только. Тут такой "салатик" а-ля Стирлинг. Например подобное криволинейное остекление (именно такой формы) можно встретить в целом ряде проектов мастерской James Stirling + Michael Wilford 1980-х гг. В том числе и построенных: штуттгартский музей-галерея. Также знаком приём перфорации квадратными окнами. Впрочем, это вообще очень популярная именно в то время тема.
human_0id
Apr. 27th, 2010 11:47 am (UTC)
Да, фасад с барокко это вообще атас :)
Алмаз на фоне сих проЭктов еще неплохо смотрится. Хотя книга тоже ничеготакая. Но остальное...
darriuss
Apr. 27th, 2010 04:52 pm (UTC)
Мне проект Белянкина нравится. К сожалению, там иллюстрации совсем кошмарны, но по-моему могло получиться очень стильное здание.
inari_no_nikki
Apr. 27th, 2010 12:56 pm (UTC)
у всех этих проектов есть одно преимущество: они предполагали хранение книг под землей. а это очень разумно и экономно.

по большому счету выбирать тут не из чего... гармоничных зданий не найти, разве что.. если собрать по рациональному и красивому элементу из каждого проекта (кроме ромбокубооктадра который уродлив во всем), то получилось бы ничавошки так. уютненько. мне нравится и терассность мезенцева (барокко-фасад и прочий фасад в мусорку) и образ книги белянкина (и зимний сад в центре был бы очень в тему и красив, так же как и мини-атриумы по бокам).
darriuss
Apr. 27th, 2010 04:56 pm (UTC)
Представленные на конкурс проекты интересны еще и тем, что в них прослеживается эволюция советской архитектуры - процесс, увы, прерванный в связи с насильственной смертью пациента. Есть и традиционный модернизм, но варианты Евтуха или, например, Ахмедова вполне уже постмодернистские, пусть и с 10-летним опозданием, но в русле развития европейской архитектуры.
zap4ick
Apr. 27th, 2010 04:45 pm (UTC)
у евтуха был милый проект, да
bykon
Apr. 27th, 2010 10:26 pm (UTC)
А мне праект Ладкiна больш падабаецца. Выглядае мадэрнова, i ў той жа час як зiккурат нейкi.
(Deleted comment)
darriuss
Apr. 28th, 2010 04:57 pm (UTC)
Соколовский мне все же для 1989 года кажется несколько анахроничным, хотя сам по себе проект интересен. А вот Белянкин мне тоже более всего по душе.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow