darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Categories:

Московский Палеонтологический музей

Как-то раз, в одно субботнее утро, romodin решил сводить меня в настоящий московский музей. Большинство подобных заведений вгоняют меня в тоску и меланхолию, но этот оказался крайне любопытным по одной довольно специфической причине. Мы с Денисом наверное были единственными за долгое время его посетителями, которые заплатили за билет и фотосьемку практически исключительно для того, чтобы посмотреть музейные интерьеры. Не экспозицию, интерьеры. Палеонтологический музей оказался просто классическим продуктом того, что называлось раньше синтезом монументально-декоративного искусства и архитектуры. Над внешним и внутренним оформлением здания потрудилось полтора десятка художников, создавших масштабные панно, барельефы, инсталляции, ставшие ярким фоном для всех этих ископаемых костей.

Проект здания разрабатывался специально для Музея в ГИПРОНИИ АН СССР авторским коллективом под руководством Ю.П.Платонова. Он был утвержден в 1968 г. и впоследствии удостоен Государственной премии СССР. Однако строительство началось лишь с 1972 г. Над созданием нового Палеонтологического музея почти два десятилетия трудились ведущие научные сотрудники Палеонтологического института и творческая группа, в которую входили архитекторы, инженеры-конструкторы, дизайнеры и лучшие художники-анималисты Москвы. Благодаря их совместным усилиям был создан уникальный музейный ансамбль, не имеющий аналогов в мировой практике. Краснокирпичное здание Музея по своей архитектуре напоминает старинную крепость с центральным внутренним двориком, вокруг которого располагаются четыре экспозиционных зоны с четырьмя примыкающими к ним башнями. Новый Палеонтологический музей расположен в живописном уголке юго-западной окраины столицы, по адресу: ул. Профсоюзная, д.123. Он принял своих первых посетителей в 1987 г.


За плезиозавром, судя по следам зубов на костях, погибшим в героической схватке с акулой, композиция "Морские лилии" (худ. В.Малолетков).



На местности здание целиком снять было затруднительно из-за катастрофической засугробленности территории. Общее представление о его структуре помогла составить специальная схема, которая предусмотрительно сопровождала экспозицию. Анфилада из крупных залов расположилась на третьем этаже по внешнему периметру музея вокруг внутреннего двора.


Зимой красный кирпич неплохо смотрится на контрасте с белым снегом и синим небом. Плохо, что вблизи становится очевидным, что кирпич использовали не самый качественный.


Помимо кирпича в оформлении экстерьера здания щедро использованы решетки с различными ископаемо-анималистскими мотивами. На общих планах это заметно плохо, но вот на конкретно этой решетке - образ древней медузы.


Или вот решетка ворот во внутренний дворик - читаются атакующие птеродактили.


Кованые птеродактили (вверху) и некие распластанные протокрокодилы (внизу) украшают и деревянные ворота.


Потрясающее внимание к тематическим деталям.


Одна из башен. Все они разной формы.




Хорошо видны глухие плоскости стен музейных залов. На нижних двух этажах административные помещения, в т.ч. и Палеонтологического института.


Теперь внутрь. Керамическое панно над вестибюлем называется "Мезозой" (худ. В.Малолетков).


Дождались, пока кассирша покурит, купили билеты, поднимаемся наверх в залы. Лестничная группа оформлена крышесносящим "Древом жизни" (худ. А.Белашов). Огромная (более 400 кв.м), в 3 этажа, композиция занимает всю высоту 18-метровой внешней башни. Вдобавок, потолок и пол облицованы зеркалами, что зрительно увеличивает высоту инсталляции еще в разы. Народ, в особенности дети, которыми музей переполнен, обалдевает.


Фрагменты. Встретились тиранозавр и корм.


Согласно концепции музея, экспозиция сопровождается монументальными художественными произведениями повсеместно. Это должно помочь образно раскрыть тему того или иного зала, при этом доминирующим материалом оформления является керамика.


Оптимистично венчает древо пара гомосапиенсов. Где-то следующая ступень после мамонтов. Вверху зеркальная облицовка.


Первый зал вводный. В центре, как пишет сайт музея, "символ российской палеонтологии" в виде мамонта. Справа заметен кусок "Древа жизни".


Далее зал докембрия и раннего палеозоя, посвященный беспозвоночным и ранним этапам развития жизни на Земле. Внутренние стены всех залов оставлены неоштукатуренными краснокирпичными, но стена внешнего периметра обязательно облицована известняком с тематическими барельефами, в которых прослеживается эволюция форм жизни. Например, барельеф в зале докембрия называется "Фауна раннепалеозойского моря" (худ. Е.Шелова).


По другой стене идет керамическая лента "Эволюция растений" (худ. М.Шаховская-Фаворская).


Как утверждается в ситкоме "The Big Bang Theory": the Earth began to cool, the autotrophs began to drool.


Витрины. Музей пока не подвергся обезличивающему евроремонту, все внутри родное и на удивление в неплохом состоянии.


Еще на одной стене зала докембрия - нанизанные на булавки животные. Эта инсталляция называется "Многообразие органического мира" (худ. С.Казанский).


Переход в следующий зал. Двери впереди на этот раз оформлены каким-то доисторическими ракообразными.


Небольшой зал, посвященный геологии и палеонтологии Московского региона. Находится в одной из внешних башен. На стене керамическое панно "Каменноугольный лес" (худ. А.Белашов).


Следующий зал - о позднем палеозое и древнейших позвоночных животных. На внешней стене барельеф "Фауна палеозоя" (худ. М.Баринов).


Фауна была мама не горюй. Гигантские стрекозы питались верхушками деревьев.


Сайт музея безаппеляционно утверждает: "Особое внимание привлекают уникальные экспонаты Северо-Двинской галереи профессора В.П.Амалицкого (сборы начала века), положившей начало собранию позвоночных Палеонтологического музея". Конечно же сайт музея заблуждается. Особое внимание в этом зале привлекает огромный декоративный светильник в центре. Справа на стене керамический набор "Животный мир палеозоя" (худ. О.Малышева).


Просто фантастика из кованой меди и стекла (худ. П.Панченко, А.Соболев).


Тысячи их.


Еще один медный наборчик - "Филогения позвоночных" (худ. М.Баринов, А.Белашов, П.Панченко).


Из окна можно выглянуть во внутренний дворик. Под снегом не видно, но он решен амфитеатром, в теплое время туда пускают всех желающих.


Далее зал мезозоя. В мезозое водились динозавры, и были они такие крупные, что зал пришлось делать двухэтажным. На внешней стене слева барельеф "Фауна мезозоя" (худ. П.Степанов).


Стена, выходящая во внутренний двор, украшена росписью "Динозавры" (худ. М.Митурич-Хлебников, В.Дувидов).


Вид снизу.


Наконец, последний зал посвящен кайнозою и млекопитающим. Набор на стене "Филогения млекопитающих" (худ. Е.Николаев) выполнен на этот раз не из керамики и не из меди, а из травертина.


Слева традиционный известняковый барельеф "Фауна кайнозоя" (худ. О.Куликова), в центре - древняя дичь и за ней уже живописные полотна. Декоративные искусства тоже эволюционировали от зала к залу.


Завершается весь этот пир духа бодрой керамической композицией "Охота на бизонов" (худ. А.Пологова), призванной проиллюстрировать торжество человеческого разума и отдельно стоящего большого пальца над силами природы. Ее, однако я не сфотографировал, по причине особой тусклости освещения в предбаннике, где она находилась. Зато в качестве бонуса я снял кованую люстру в фойе музейного буфета.


Всего в московском Палеонтологическом музее 17 крупных монументальных произведений. Как сообщается на стенде, посвященном истории здания, эти работы "в гармоническом единстве с научной экспозицией в целом образуют своеобразный музейный ансамбль, не имеющий аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике". Мало кто из посетителей об этом задумывается. :)
Tags: мои фото (2010), москва, отчеты, соварх
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments