?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вилейка

Вилейка впервые упоминается (как Велейка) в завещании Василия Тишкевича в числе его маёнтков, которые должны были наследовать его дети от второго брака. Возникло местечко на землях великокняжеского имения Королевский Куренец (известного с 1460 года), и на протяжении XVI-XVIII вв. регулярно меняло владельцев, дольше всего оставаясь в собственности семьи Пацев. В Российской империи с 1793 года после второго раздела РП, сначала центр повета Минской, а потом Виленской губернии. В межвоенное время в составе "кресов всходних" второй Речи Посполитой, также центр повета. Сейчас в этом уже райцентре в 100 км к северо-западу от Минска проживает 28 тысяч человек, Куренец же, в XV веке центр огромного маёнтка, как это часто бывает по иронии судьбы, к XXI веку остался всего лишь заурядной деревней.

Герб Вилейки утвержден в 2001 году по мотивам герба, дарованного городу 22 января 1796 года Екатериной II. В красном поле французского щита серебряная река скошена слева, на ней плывущее вниз судно, нагруженное двумя связанными тюками с золотым ржаным колосом.


Мы с romodin, nordprod и yardkeeper приехали в Вилейку из Молодечно. Прямой пригородный автобус, как оказалось, преодолевает 30 километров между городами целый час и, судя по количеству желающих в него загрузиться пассажиров, заезжает во все деревни по дороге. Частник обошелся в 1000 рублей за км.



Главная площадь города оригинально названа в честь Ленина. Здесь, как и много где в Беларуси, соседствуют костел, церковь и Ленин (за левой границей кадра).


Вилейский костел Воздвижения Святого Креста (1906-1913, проект Августа Клейна) - один из самых впечатляющих образцов традиционной неоготики начала XX века в Беларуси.


Что же касается церкви с довольно необычным титулом преподобной Марии Египетской, то тут все намного печальнее - я думаю, многие безошибочно определят десятилетие ее постройки. Запоминаются разве что часы (неработающие) на колокольне, прием, характерный скорее для заклятых друзей-католиков.


Был в Вилейке еще один костел. Его начали строить в 1862 году, уже в следующем естественно отобрали и в 1874-м освятили под православную Георгиевскую церковь. После Второй мировой от нее остались только руины, позднее разобранные.


Противоположная церкви Марии Египетской сторона огромной для 30-тысячного городка площади. Левее центра сереет Ильич.


За другом всех детей небольшое (с флагом) 3-этажное здание райисполкома.


Ленин и неоготика.


В здании из силикатного кирпича слева размещается вторая половина единой в двух лицах вертикали власти - законодательная. На переднем плане вездесущие фонари МЭЛЗа.


Мемориальный камень и красочные имитации традиционных для Вилейщины сельскохозяйственных культур.


По периметру площадь Ленина, как и положено, окружена важнейшими для бытия райцентра общественными зданиями. Дворец культуры.


Гостиница "Вилия" с одноименным рестораном.


Кинотеатр "Мир", построенный похоже по тому же проекту, что и минский "Мир" (а также минские "Комсомолец", "Родина", "Беларусь" и десятких других кинотеатров по всему Союзу).


Сам кинотеатр капитально отремонтирован, но стенды для афиш по городу остались старые. Репертуар конечно оставляет желать лучшего.


Углубимся в окрестности главной площади. Сразу за кинотеатром брошенное здание с классицистским портиком, возможно старый ДК.


Прекрасная дева на булыжнике вероятно должна символизировать реку, на которой город построен.


К булыжнику прикреплена явно более поздняя табличка, увековечившая предприятие одного из неугомонных братьев Тышкевичей.


А вот и сама Вилия, будущий Нерис, на котором ниже по течению стоят и Вильнюс, и Каунас.


Городской парк, впереди выход на площадь Ленина.


Дореволюционное, если верить табличке, здание между парком и рынком. Если Минск в выходные вымирает, то в центре Вилейки в эту субботу было очень оживленно. Местные жители с недоумением смотрели на группу явно понаехавших личностей с фотоаппаратами.


Городской торговый центр, небезынтересный привет из 1970-х.


Зданий фасад.


Одна из точек общепита со знакомым для минчанина названием.


В Вилейке магазины автозапчастей принято украшать женскими платьями. Слева - объект материальной культуры.


Любопытный жилой дом рядом с торговым центром, вызвавший среди нас оживленную дискуссию насчет годов его постройки. Охранная табличка утверждает, что начало XX века.


Несколько хаотичное расположение окон на боковом фасаде.


Улица Водопьянова.


Дореволюционное здание больницы.


Сейчас здесь стоматологическая поликлиника.


Вообще структура города довольно логична. В центре на высоком холме главная площадь, общественный центр с административными, общественными и культовыми сооружениями. Он окружен широким полукольцом (с другой стороны центр ограничивает Вилия) из частного сектора. Индивидуальную же застройку в свою очередь окружают относительно многоэтажные жилые микрорайоны и промышленные зоны. Нелогично, на окраине города, расположены только железнодорожный и автовокзалы (железная дорога зацепила Вилейку по касательной) и, очевидно, привязанная к вокзалам вторая по значению в городе площадь Свободы. На снимке - типичный пейзаж из районов частного сектора.


Промышленное здание столичных масштабов на окраине города оказалось Вилейским оптико-механическим заводом, во времена СССР выпускавшим широко известные фотоаппараты "Зенит". Собственно, Вилейка известна в основном благодаря фотоаппаратам, водохранилищу, крупнейшему в Беларуси, и 43-му узлу связи ВМФ России, расположившемуся рядом с городком. Неплохо для небольшого райцентра.


Около оптико-механического завода мы озаботились организацией возвращения в Минск. Местные жители утверждали, что автовокзал очень далеко и что нам следовало бы воспользоваться услугами общественного транспорта (в Вилейке 5 автобусных маршрутов, ходят "МАЗы"). Я естественно воспринял эти советы со снобистским скептицизмом, думая, что аборигенам свойственно преувеличивать расстояния и то, что им далеко, нам лишние 15 минут ходьбы. Оказалось, что автовокзал действительно в ебенях. Зато по дороге, набрели на городское кладбище, где обнаружился польский военный мемориал.




Похоронены здесь жолнеры, полеглые на полях советской-польской войны.




Социальный рекламный треш рядом с кладбищем.


Площадь Свободы. Названа так, вероятно, в честь освобождения от гнета панской Польши.


Военный памятник и православная часовня в память 2000-летия христианства.


На площади расположен помимо прочего Вилейский краеведческий музей с якорями перед входом.


Ребята решили зайти осмотреться. Внутри было темно и только где-то в глубине помещений зычно смеялись совершенно безразличные к посетителям музейные работницы. Я воспользовался возможностью сфотографировать витражи. 1599 - это год, когда Вилейка упоминается уже не просто как маёнтак, а как местечко, центр староства Ошмянского повета. Вообще, город по нашим меркам довольно молодой.


Судя по изображению герба, витражи современные.


Вид с площади Свободы в сторону площади Ленина. Башня костела хорошо видна отовсюду.


Городской пейзаж.


Вилейка растет (да и вообще не производит впечатление сонного депрессивного города) и в настоящее время. Относительно новое спальное гетто у пл.Свободы.


На некоторых остановках общественного транспорта сохранились объемные дорожные знаки.


Вилейский железнодорожный вокзал, очередное из череды красивых необарочных вокзальных зданий, построенных поляками в межвоенный период на нашей территории. Похожие есть в Слониме, Новоельне, Поречье.


Внутри было пусто, но зато с пошловатой лепниной. Через станцию "Вилейка" в день проходит всего 4-5 пар поездов, например "Минск-Полоцк".


И, наконец, вилейский автовокзал, к которому мы так долго шли. Автобус на Минск был только через час, и мы вновь воспользовались услугами нелегальных таксомоторов. Сначала до Молодечно, а оттуда и до Минска.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
nikita_syskov
Feb. 11th, 2010 11:46 am (UTC)
ого как "мир" отреставрировали...а был загажен донельзя в своё время...и как я на него внимания не обратил??
а на ул. водопьянова кстати моя бабушка живёт
и уж не знаю как вы умудрились на такой тариф подсесть -- мы ехали в минивене за 3500 с носа, 6 носов.
darriuss
Feb. 11th, 2010 11:51 am (UTC)
>> и уж не знаю как вы умудрились на такой тариф подсесть -- мы ехали в минивене за 3500 с носа, 6 носов.

Обратно и мы ехали точно так же, но вот на отрезке Молодечно-Вилейка таксы еще не знали. (
nikita_syskov
Feb. 11th, 2010 11:53 am (UTC)
таксисты почуяли москвичей и своего не упустили)))

а вокзалы да...в жутких ипенях расположены...но слава богу с площади ленина можно уехать и на частниках и на регулярных автобусах(если не в час пик"
artgapan
Feb. 11th, 2010 11:51 am (UTC)
...последний раз был в 1991 году
Отличий не заметил, все как и прежде...
darriuss
Feb. 11th, 2010 11:59 am (UTC)
А как же пальмы!
(no subject) - artgapan - Feb. 11th, 2010 12:02 pm (UTC) - Expand
4epushilkin
Feb. 11th, 2010 12:03 pm (UTC)
а историю про то как памятник ленину за ночь развернули на 180 градусов вам не рассказали? =)
darriuss
Feb. 11th, 2010 12:04 pm (UTC)
Расскажите, гида у нас не было.
4epushilkin
Feb. 11th, 2010 12:13 pm (UTC)
Ну, судя по многочисленным рассказам от разных людей, Ленина изначально поставили лицом к зданию райисполкому. После чего, пошла недовольная молва, что, мол, к людям Ленин задницей, а к партии - лицом. В результате в одну темную ночь, памятник был развернут. По альтернативной трактовке, слугам народа надоело быть всегда под неусыпным присмотром главного революционера.
(no subject) - darriuss - Feb. 11th, 2010 04:43 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
darriuss
Feb. 11th, 2010 04:47 pm (UTC)
А на месте вывески раньше была оконная группа?
crazyhamster
Feb. 11th, 2010 01:44 pm (UTC)
несколько раз был в Вилейке и мне город очень понравился! Зря не дошли до заброшенного еврейского кладбища.
darriuss
Feb. 11th, 2010 04:48 pm (UTC)
Ну карты и гида у нас не было, поэтому, что нашли, то нашли.
shunina
Feb. 11th, 2010 03:05 pm (UTC)
растрогали до слез!! сижу реву от умиления. Это мой родной город
nordprod
Feb. 11th, 2010 03:51 pm (UTC)
А в russiantowns можно закинуть?
(Deleted comment)
nordprod
Feb. 11th, 2010 04:34 pm (UTC)
Сообщество о городах быв. СССР, просто название такое :)
darriuss
Feb. 11th, 2010 04:49 pm (UTC)
Сделал.
(Deleted comment)
darriuss
Feb. 11th, 2010 06:47 pm (UTC)
Ага, надо бы как-нибудь повторить опыт. )
periskop.su
Feb. 11th, 2010 06:41 pm (UTC)
Коуно - это белорусское Каунас?
darriuss
Feb. 11th, 2010 06:46 pm (UTC)
Коўна только. Каўнас тоже активно используется.
victogan
Feb. 12th, 2010 07:08 am (UTC)
Здание вокзала также на Рожанку похоже, только чутка больше :) http://railwayz.info/photolines/showstation.php?stat_id=140

На фотолинии запостить фотографии не желаете? Зимних там нет :) http://railwayz.info/photolines/showstation.php?stat_id=200
darriuss
Feb. 12th, 2010 05:07 pm (UTC)
Эх, не стал я в прошлом августе заезжать к вокзалу Рожанки, а зря. Здание действительно из той же польской необарочной серии.

>> На фотолинии запостить фотографии не желаете?

Там же для этого регистрироваться надо? Если честно, я ленивый. )
victogan
Feb. 12th, 2010 05:28 pm (UTC)
А там регится пара пустяков :) Кроме имени, адреса, пароля ничего не надо. И нету подтверждения :)
ostmetal
Feb. 12th, 2010 08:45 am (UTC)


Будынак падобны на Клосаўскія будынкі ў Браславе, асабліва на дом, дзе зараз міліцыя і катэж для гарадскога галавы. Можа ён і аўтар?
darriuss
Feb. 12th, 2010 05:03 pm (UTC)
Ня ведаю, на жаль.
(Deleted comment)
ostmetal
Feb. 14th, 2010 08:56 am (UTC)
Дык Юлію Клосу з Вільні, што да Браслава ехаць, што да Вілейкі - амаль роўназначна)))
yozas_gubka
Jul. 2nd, 2013 09:14 pm (UTC)
>> Вилейский железнодорожный вокзал, очередное из череды красивых необарочных вокзальных зданий, построенных поляками в межвоенный период

Магчыма я ўжо буду Капітанам Відавочнасць (праз тры гады ад напісання паста), але я сам нядаўна даведаўся, калі рабіў падборку польскіх вакзалаў для kresy_arch, што Вілейскі вакзал (як і станцыйныя будынкаі ў Княгініне, Палачанах і інш) будавалі не палякі.
Пабудаваны ён быў яшчэ ў 1907 годзе калі была ўведзена чыгуначная лінія Седльце-Полацк-Балагое. Лінія на мапе з сайта БЧ:

Пасля паўстання Другой Рэчы Паспалітай участак гэтай дарогі ад Загацця да Седлец (без саміх Седлец) стаў належыць Віленскай дырэкцыі PKP (дзяржаўная польская чыгунка) і пры рэканструкцыі будынкаў вакзалаў гэтай лініі быў спушчаны загад зверху прыводзіць іх да выгляду стыля дварковага, характэрнага для архітэктуры Польшчы таго часу (я так разумею загад мог мець ідэялагічны падтэкст - выкрэсліць спадчыну Расійскай Імперыі з архітэктурнага аблічча новай Польшчы). Інфа адсюль.
Вілейскі вакзал быў аднапавярховым класічным будынкам, характэрным для Расійскай Імперыі. Вось ён на фота з вілейскага краязнаўчага музэя:

Палякі ў 1920-ыя толькі надбудавалі другі паверх і зрабілі "барочны" фасад.


darriuss
Jul. 4th, 2013 06:28 am (UTC)
Дзякуй, цiкава. )
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow