?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Коммунистическую партию и советское правительство Белоруссии долго не оставляла мысль сделать что-нибудь этакое с Центральной (ныне Октябрьской) площадью Минска. Уже вскоре после освобождения города, когда начали разрабатываться планы восстановления столицы БССР, был проведен конкурс на создание на этом участке целого ансамбля зданий и сооружений. В конкурсе участвовал и целый ряд архитектурных звезд всесоюзной величины. По разным причинам тогда ни один из предложенных проектов реализован не был, и площадь стала застраиваться довольно разнохарактерными по сути зданиями. Идея же продолжала бродить в умах чиновников и архитекторов, в итоге в конце 1960-х - начале 1970-х гг. состоялся еще один конкурс, в котором участвовали уже только белорусские кадры, а к Центральной площади добавилась площадь Свободы. С предложенными эскизными проектами, большинство из которых предусматривало фактическое уничтожение Верхнего города, и предлагаю ознакомиться.

Заранее приношу извинения за качество иллюстраций.

Конкурсные проекты реконструкции центра Минска

В.А.Афанасьев, архитектор, заслуженный деятель искусств
Н.Е.Трахтенберг, архитектор, лауреат Государственной премии БССР


"Строительство и архитектура Белоруссии", 1971, №3.



Проблемы развития и реконструкции центра Минска в последние годы приобрели актуальное значение. Быстрый рост численности городского населения, расширение всех сфер общественной жизни и ряд других градостроительных факторов выдвигают новые требования к организации планировки и застройки центральной части столицы.

Для лучшего решения этих задач в 1969 году был проведен конкурс эскизных проектов планировки и застройки центральной части города, организованный Государственным Комитетом по гражданскому строительству и архитектуре Госстроя СССР, Госстроем БССР совместно с Союзом архитекторов БССР и Исполкомом Минского городского Совета депутатов трудящихся.

Конкурсные проекты подтвердили правильность идеи пространственного развития центра, заложенной в генеральном плане города, наметили пути дальнейшего совершенствования его архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции.

Однако в трактовке функций, состава и порядка размещения, объемно-пластического решения общественных зданий Центральной площади и площади Свободы— главного ансамбля столицы — остались невыясненными многие важные моменты. К этому следует добавить, что авторы конкурсных проектов не уделили достаточного внимания вопросам экономики и очередности строительства. Это вызвало необходимость проведения в конце 1970 года дополнительного конкурса на эскиз-идею планировки и застройки Центральной площади и площади Свободы.



В программе конкурса, разработанной Управлением по делам строительства и архитектуры Мингорисполкома, этот ансамбль трактуется как комплекс культурно-просветительных учреждений, а также как место проведения массовых собраний и праздничных мероприятий.

В дополнение к существующим здесь общественным зданиям программа предусматривала строительство Белорусского драматического театра им. Я. Купалы с залом на 1000 зрителей, исторического и краеведческого музеев, монумента в честь 50-летия Советской власти, а также других зданий, которые по усмотрению авторов проектов соответствовали бы функциональному характеру этого комплекса. Опорная застройка, в том числе и памятники архитектуры, должна быть органически включена в новый архитектурный ансамбль.

Программа обращала внимание участников конкурса на необходимость тщательной разработки очередности нового строительства и реконструкции сложившейся застройки с тем, чтобы обеспечить в возможно полной мере завершенность и выразительность всей композиции на каждом этапе ее выполнения. Следует отметить большую творческую активность архитектурной общественности Минска в решении этой сложной градостроительной задачи. В разработке проектных предложений приняло участие свыше 50 архитекторов из Минскпроекта, Белгоспроекта, архитектурного факультета Белорусского политехнического института, Минского филиала ЦНИИПградостроительства и Специализированной мастерской Союза архитекторов БССР. Всего было представлено девять проектов, весьма различных по своим творческим концепциям.

Одна из главных задач конкурса заключалась в определении архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции Центральной площади, застройка которой в значительной части уже сложилась и нуждается в завершении. Большинство авторских коллективов четко выразили стремление к открытой композиции, к организации широких визуальных связей этого ансамбля с крупными зелеными массивами, комплексами общественных зданий Парковой магистрали и заречной части города.



Наиболее активное выражение эта идея получила в вариантах Минскпроекта, Специализированной архитектурной мастерской СА БССР, БПИ (вариант «А») и Минского филиала ЦНИИПградостроительства.

В проектах Белгоспроекта, БПИ (варианты «Б» и «В») объемно-пространственная композиция имеет более замкнутый характер и связи ее с градостроительным окружением более ограничены.

Обсуждение проектов экспертной комиссией и широкой архитектурной общественностью показало, что пространственно развитая, в достаточной степени открытая композиция планировки Центральной площади и площади Свободы, сливающаяся по террасированным склонам высокого плато с мощным водно-парковым диаметром вдоль долины р. Свислочь, представляется в сложившейся планировочной и природной ситуации наиболее правильной. Она открывает огромные возможности придать центральному ансамблю столицы, главной композиционной оси центра и городу в целом ярко выраженные черты художественного своеобразия и живописности городского ландшафта.

Наиболее масштабно эта идея выражена в проектах Минскпроекта (авторы архитекторы Ю. Градов, Л. Левин, Е. Дятлов и др.), БПИ (вариант «А») и филиала ЦНИИПградостроительства, хотя в каждом из них это решение не лишено недостатков и некоторых противоречий.

Несколько отвлеченным от реальных градостроительных условий и возможностей представляется решение Архитектурной мастерской СА БССР.

В состав зданий, определенный конкурсами, некоторые авторские коллективы внесли дополнения. Так, например, представляет интерес предложение о строительстве в ансамбле Центральной площади крупного представительного здания с залом на 4—6 тысяч мест универсального назначения (проекты «А» и «Б» БПИ, ЦНИИПградостроительства и Минскпроекта — архитекторы С. Мусинский, Д. Кудрявцев).

Крупный столичный центр, население которого в ближайшие десятилетия превысит, очевидно, миллионный уровень, будет нуждаться в таком большом соответственно оборудованном зале для проведения многолюдных съездов, фестивалей, больших концертов и т. д. Вполне понятно, что для размещения его трудно найти более удобное место, чем Центральная площадь. По своему масштабу и возможностям архитектурно-пластического решения объема такое сооружение может стать главным в композиции застройки Центральной площади. Наиболее удачно оно размещено в проектах БПИ (вариант «А») и ЦНИИПградостроительства.

Не нарушило бы функционального назначения проектируемого комплекса строительство зданий для выставок, творческих организаций (эта идея выражена в большинстве проектов), однако территориальные возможности для этого представляются ограниченными. Тем не менее нельзя отрицать возможности включения таких учреждений в общий объем универсального зала.

По вопросу размещения театра драмы им. Я. Купалы конкурсные проекты выдвинули ряд различных предложений. Наиболее реалистичными из них (в смысле минимальных затрат по сносу сооружений и по возможности создания законченного ансамбля) являются предложения разместить театр на площади Свободы, где он занял бы доминирующее положение по своему масштабу, а по образу придал бы «камерный» характер театральной площади. Такое расположение предложено в проектах БПИ «А» и Минскпроекта (архитекторы С. Мусинский, Д. Кудрявцев). При этом следует отметить, что в случае размещения театра на площади Свободы наилучшим решением представляется вариант БПИ «А», хотя при обсуждении проекта и высказывались опасения относительно недостаточного раскрытия в этом случае выхода с Центральной площади в сторону Парковой магистрали, камерности решения театральной площади, а также отсутствия обозримости со стороны площади памятников архитектуры.

Авторы предложения Минскпроекта (архитекторы Ю. Градов, Л. Левин, Е. Дятлов и др.) размещают Белорусский драматический театр им. Я. Купалы на Центральной площади. Это предложение весьма спорно, так как Центральная площадь должна быть главным общественным форумом столицы, а драматический театр по своему назначению и роли в жизни города едва ли может быть на ней основным зданием. Реальный объем л театра на 1000 мест является недостаточным для организации объемной композиции этого ансамбля.

Размещение здесь театра возможно лишь в том случае, если он войдет в крупный общественный комплекс, где главенствующее положение будет занимать универсальный зал для народных собраний, съездов, концертов и массовых выступлений, который совершенно необходим в столице союзной республики. Такое здание сможет стать главным элементом Центрального ансамбля города и будет соответствовать масштабу, характеру и назначению площади.

Важное значение в решении поставленной конкурсом градостроительной задачи имел выбор местоположения монумента в честь 50-летия Советской власти. Это сооружение, активно участвуя в формировании идейно-художественного образа главного общественного центра города, должно выражать пафос и героику нашего времени и иметь органические связи с архитектурно-планировочным окружением.

Конкурс выявил различный подход авторов к пластической трактовке этого сооружения и к выбору места для его строительства. Большинство авторских коллективов размещало монумент на Центральной площади, как объемную композицию, хорошо воспринимаемую со всех сторон обзора, или включало монумент в сложную архитектурно-скульптурную композицию, связанную с существующими или будущими зданиями.

Пластическое решение монумента будет темой дальнейшей работы, однако уже и на этой стадии проектирования очевидно стремление многих участников трактовать монумент как архитектурную композицию силуэтного характера.

Среди представленных проектов идея авторского коллектива Минскпроекта (архитекторы Ю. Градов, Л. Левин, Е. Дятлов и др.), заключающаяся в размещении на бровке площади Свободы вертикального монумента, представляется наиболее содержательной, лаконичной и реалистичной.

Размещение монумента на площади Свободы, на бровке высокого плато, обращенного в сторону долины реки Свислочь, где в прошлом происходило много событий, связанных с жизнью белорусского народа, обеспечивает монументу наибольшую выразительность. Он будет доминировать в ландшафте города, хорошо просматриваться из многих районов. При выразительном пластическом решении темы монумент в этом месте получит наибольшее идейно-образное градоформирующее значение.

В целом конкурс дал много интересных предложений по размещению основных сооружений Центральной площади и площади Свободы, что создает благоприятные предпосылки для окончательного решения планировки и застройки этого важнейшего градостроительного ансамбля белорусской столицы.

============

Как показала практика, благоприятные предпосылки так и остались предпосылками. Из всего задуманного комплекса зданий реализован был только "универсальный зал для народных собраний, съездов, концертов и массовых выступлений", да и то спустя 30 лет.

Теперь собственно все 9 предложенных проектов:

1. Минскпроект, арх. С.Мусинский, Д.Кудрявцев, 1-й вариант.

Площадь пространственно и композиционно связана с парковой зоной и комплексами общественных зданий в пойме реки Свислочь. Если Центральная площадь решена как торжественный народный форум, то площадь Свободы решается более «камерно», как театральная площадь небольшого размера. Здесь же авторы размещают драматический театр имени Я. Купалы.
На Центральной площади располагается основное здание культурно-просветительного назначения — Дворец культуры. В ансамбль площади входят также Дом профсоюзов и запроектированная высотная гостиница. Монумент 50-летия Советской власти размещается на Центральной площади, Аллея Героев, входящая в состав монумента уходит в сторону парковой зоны и завершается зданием Дворца молодежи.

Дворец молодежи, кстати, является милым плагиатом нимейеровского катедрала в Бразилиа, но вообще Мусинский как обычно крут - D.).

2. Минскпроект, арх. С.Мусинский, Д.Кудрявцев, 2-й вариант.

Центральная площадь пространственно и композиционно связана с парковой зоной и поймой реки Свислочь. В центре площади планируется строительство двух многоэтажных гостиниц. Здесь же авторы намечают воздвигнуть монумент 50-летию Советской власти.

Предложенное пластическое решение Купаловского театра на пл. Свободы одинаково для обоих вариантов Мусинского-Кудрявцева, в остальном второй вариант очевидно проигрывает первому - D.

3. Специализированная мастерская Союза архитекторов БССР, арх. Ю.Шпит, Ю.Григорьев, П.Кракалев, В.Бабашкин, при участии арх. С.Усенко, Л.Клицуновой, О.Шубиной, Б.Попова, Д.Бабкина.

Проектом предусматривается увеличение пространства Центральной площади в сторону парковой зоны за счет продолжения существующей застройки. С одной стороны Центральной площади предполагается размещение драматического театра им. Я.Купалы, а с другой - здания панорамы "Освобождение города Минска". Пространство Центральной площади соединяется с районом парка Победы широкой пешеходной эспланадой, проходящей через всю парковую зону и пойму реки Свислочь. Памятник 50-летия Советской власти проектируется в виде 5 пилонов, которые символизируют этапы развития республики.

Четыре звезды белорусской советской архитектуры создали какую-то дистиллированную скукоту, разочарован, - D.

4. Минскпроект, арх. Ю.Градов, Л.Левин, Е.Дятлов, Э.Афанасьева, А.Брегман, Г.Горина, И.Король, Н.Лецко, Р.Маметов, Ю.Серегина, А.Снадский, А.Киселева.

Основная идея архитектурной композиции заключается в раскрытии пространства Центральной площади в сторону парковой зоны и поймы реки Свислочь. Пространство площади мягко сливается с зеленой зоной, придавая этому ансамблю очень живописный характер. Драматический театр им. Я. Купалы размещается на Центральной площади. Он проектируется в виде грандиозного каменного цветка, символизирующего расцвет белорусской культуры. Монумент в честь 50-летия Советской власти расположен на бровке плато площади Свободы. Это место связано с революционным прошлым белорусского народа. Памятники архитектуры, входящие в ансамбль, сохраняются и дополняются сооружением, воспроизводящим образ древнего Замчища.

Интересное предложение тандема молодых тогда архитекторов Градова и Левина. К сожалению, в описании не упоминаются три высотные башни на противоположном берегу Свислочи. - D.

5. ЦНИИПградостроительства, арх. Н.Гордиенко, В.Жевняк, Я.Линевич, В.Чернышев, при участии Л.Зайцевой и С.Алехиной,

В основу композиции положена идея создания на Центральной площади и площади Свобода общественно-культурного центра столицы, раскрывающегося как в сторону проспекта Ленина, так и в сторону парковой зоны города. На Центральной площади располагается здание универсального зала для проведения крупных театральных постановок, концертов, митингов, съездов. Перед зданием намечено размещение монумента в честь 50-летия Советской власти. Драматический театр им. Я. Купалы на 1000 мест размещается на выносной платформе, ниже отметок площади. На площади Свободы, по замыслу авторов, должна быть построена высотная гостиница.

Ну "Минскградо" и есть "Минскградо". :( - D.

6. Белгоспроект, арх. Г.Булдов, В.Сахно, Б.Кудревитых, А.Васильев, В.Крамаренко, А.Горб, Ю.Повалий.

Авторы проекта предлагают по всему северо-западному фронту Центральной площади разместить крупный комплекс, в состав которого входят драматический театр им. Я. Купалы, здания для профсоюзных и творческих организаций, студий разного назначения и т. д. Композиция комплекса зданий носит подчеркнуто ассиметричный характер: в ней выделяются высотные объемы на стыке площади Свободы и Центральной площади. Композиция площади фактически замкнута. Монумент в честь 50-летия Советской власти включается в крупный музейный комплекс. Территориально он связан с музеем Великой Отечественной войны. Улица Энгельса проектируется как широкая пешеходная эспланада, которая является звеном диаметра города, связывающим Партизанский проспект с Парковой магистралью. На площади Свободы размещается здание выставок.

Любопытный проект от череды безвестных архитекторов, среди которых выделяется только третья фамилия с конца. Здание выставок напоминает мне первоначальный проект Л.Москалевича для международного павильона "Белэкспо". - D.

7. Белорусский политехнический институт. Вариант А, арх. проф. А.Воинов, доценты В.Аникин, А.Воинов, А.Заневский, И.Иодо, преподаватели В.Лагуновский, Г.Трушникова.

Район Центральной площади рассматривается как общественно-культурный центр столицы и важнейший градостроительный ансамбль. На Центральной площади размещается главное общественное здание (Дворец культуры, Дворец Съездов) с залом многоцелевого назначения на 5-6 тыс. человек. В комплексе Центральной площади проект предусматривает размещение монумента в честь 50-летия Советской власти. Центральная площадь справа и слева от Дворца Съездов получает значительное раскрытие в сторону парковой зоны и поймы реки Свислочь, образуя за Дворцом дополнительную арьерплощадь, открытую в сторону поймы. Здание Белорусского драматического театра размещается на площади Свободы. Благодаря диагональному расположению оси зрительного зала, образуется уютная, достаточная по размерам театральная площадь со сквером.

Дворец съездов хорош, я так и представляю его, облицованный светлым травертином, а вот ассиметричные театры совсем не понимаю. Любопытно, что в отличие от остальных проектов все три варианта политеха предусматривали сохранение не только старых костелов Верхнего города, но и монастырских корпусов при них - D.

8. Белорусский политехнический институт. Вариант Б, арх. проф. А.Воинов, доценты В.Аникин, А.Воинов, А.Заневский, И.Иодо, преподаватели В.Лагуновский, Г.Трушникова.

Между Ленинским проспектом и бровкой плато размещается комплекс зданий административного и зрелищного назначения. На фоне высотных домов предлагается соорудить здание театра им. Я. Купалы, а со стороны парка — универсальный зал на 4—5 тыс. мест.

Клево, проект подошел бы для одного из огромных отелей-казино Вегаса. - D.

9. Белорусский политехнический институт. Вариант В, арх. проф. А.Воинов, доценты В.Аникин, А.Воинов, А.Заневский, И.Иодо, преподаватели В.Лагуновский, Г.Трушникова.

Предполагается пространственная замкнутая композиция Центральной площади. На всем протяжении северо-западной стороны ее размещается 16-этажное здание гостиницы, а впереди него, со стороны проспекта,— здание театра им. Янки Купалы. Театр «врезан» в плоский объем здания культурно-просветительного назначения. На площади Свободы предлагается разместить здание краеведческого музея.

Огромная гостиница напоминает мне Дом правительства Лангбарда. - D.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
bacian
Oct. 13th, 2009 05:46 pm (UTC)
Вот же чмошники были... Быстрее бы уже их уродливые серые коробки в центре разрушили так же, как они хотели разрушить Верхний город и Троицкое предместье.
(Deleted comment)
darriuss
Oct. 16th, 2009 09:59 am (UTC)
Согласен по 8-му проекту. Вообще сама по себе (в отрыве от реального контекста уничтожения предпоследних остатков старого Минска) идея раскрытия Центральной площади к пойме Свислочи была интересная, можно было создать там монументальный ансамбль нового общественного центра города. Но логичнее, на мой вкус, это было бы делать в формах сталианса, а не позднего модернизма. Последний же реализовывать со всей фантазией на Парковой магистрали, что собственного и делалось.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow