
Въездной знак в город со стороны Гродно. Со стороны Минска стоит другой.

Классический открыточный ракурс, по которому можно составить впечатление о Лиде как офигенном историческом городе. На самом деле спадчына там сохранилась в единичных экземплярах.

Помимо замка, о котором позже, лидчане очень гордятся своим костелом, имеющим титул Воздвижения св. Креста. Считается, что он мог быть построен "отцом виленского барокко" Яном Кристофом Глаубицем в 1765-70 гг. (фундация Тамаша и Михала Зянковичей). Некоторые исследователи (например, известная многим Тамара Габрусь), впрочем, считают, что лидский Фарный костел является "типичным примером местной интерпретации виленского барокко "постглаубицкого" периода". Слева перспектива улицы Советской.

Чего-то не хватает, да? Две башни-колокольни, с которыми костел приобрел бы классический "виленскобарочный" вид, были разобраны после пожара 1821 года. В 1960-е годы здание лишилось каменной ограды и брамы.

Со стороны бокового фасада к 685-летию Лиды в прошлом году был установлен памятный булыжник.

Наверное, это цитата, возможно даже первое упоминание о Лиде, но подтверждения, увы, не нашел.

Рядом с костелом находится и один из трех (по крайней мере, я только три знаю) беларуских памятников Франтишку Скорине.

Скульптор Валериан Янушкевич увековечил себя монументальным образом с обратной стороны Скорины, беларуской латиницей, да еще с использованием оборотов типа "скульптор на Ракове". Вспоминаются Радзивиллы, князья на Несвиже и Олице. 1992 рок, счастье было так возможно, еще года два.

Но еще больше, чем костелом Воздвижения св. Креста, жители Лиды гордятся своим замком.

Костельно-замковую идилию в отдельно взятом лидском районе, правда, нарушает построенная здесь за каким-то хреном гостиница. Подробно о ней в следующей серии, но и на этой фоточке слева виден ресторанный объем. И ладно бы гостиница была клевая, так ведь типовой проект, который

Здесь, перед замковой башней на развилке двух улиц так и просится какой-нибудь брутальный конный памятник Гедимину. Конь стоит на задних лапах, ржет и скалит зубы, Гедимин держит в одной руке меч, с которого капает кровь крестоносцев, а длань второй простирает над Лидой, как бы утверждая: "Здесь граду быть". Самое интересное, городские власти обещали к юбилею города нечто подобное, но в итоге денег и мозгов хватило только на очередную бессмысленную скульптурку Жбанова, о которой также в следующей серии.

Этот кастель, как и его двухбашенные братья в Креве и Медниках были построены по указанию Гедимина в первой половине XIV века (Лидский в 1323-28 гг.), чтобы с их помощью навалять тевтонцам. В итоге валяние шло с переменным успехом, замок выполнял в том числе церемониальные функции (здесь отмечали свадьбу престарелого Ягайлы с Софьей Гольшанской), в 1659-м замок взяли московиты, а во время Северной войны пару раз шведы. В итоге к концу XVIII века от него остались одни руины.

Во второй половине XIX века Наполеон Орда зарисовал остатки замка и Крестовоздвиженский костел. Не обошлось без традиционных ордовских фантазий - северо-восточная башня показана круглой.

Между двумя мировыми войнами польские реставраторы провели частичную консервацию замковых руин, но более-менее масштабная реконструкция началась здесь только в 1980-е. На стенах хорошо видна граница старой бутовой кладки и современного кирпича. У подножия заметны кучи валунов, которые пока не использованы.


Полностью восстановлена и северо-восточная башня. В принципе в подобной реконструкции ничего плохого нет, можно в качестве примера взять Троки. Вопрос в том, как это делается.


А вот с этим в Лиде проблемы, используются и железобетонные плиты...

... и силикатный кирпич. Неужели трудно здесь было решетку поставить.

И окружение у замка конечно соответствующее. Помимо гостиницы еще и высотная общага, которая как раз здесь видна.

Когда-то здесь был ров с водой.

И возможно еще будет. В обозримом будущем запланировано полномасштабное довосстановление замка с возведением еще одной, юго-западной, башни и ряда построек на замковом дворе.

Повторюсь, лидчане гордятся своим замком, тем более, что городские власти их постоянно зомбируют в этом смысле. )

Среди туристских объектов отмечены и ФОК, и баня. Действительно, почему бы и нет.


Даже соседствующие с замком многоэтажки имеют какие-то крепостные мотивы.

Гедимин тоже попал под раздачу.


Еще к числу официальных достопримечательностей относят классицистский православный собор св. архангела Михаила, бывший костел монастыря пиаров (1797-1825).

Вокзал дореволюционный, но перестроенный после войны. Надо, кстати, завести вокзальное камунити, такого по-моему еще нет.

У вокзала установлен памятник передней части паровоза.

Остатки же старой рядовой застройки довольно стандартны, как дореволюционные, так и межвоенные.



К тому же это все островки, единичные сохранившиеся здания. Все это собрано по всему 100-тысячному городу.



Лидское радио.

Такие вот контрасты.

Старая пожарная часть и новая пожарная часть.

И вот эти самые скудные остатки еще и говнохайтечат.

Две башни. В следующей части современная Лида.

В предыдущих сериях:
1. Окрестности Лиды.
Journal information