?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лида историческая

Интересно, сколько в Беларуси городов, где бы сохранилась самая первая каменная их постройка? Лида как раз такой случай. В советские времена годом ее основания считался 1380-й, сейчас эту дату сдвинули на 57 лет назад - британские ученыеTM довольно логично предположили, что в 1323 году вместе с началом строительства по указанию великого князя Гедимина замка при впадении речки Каменки в Лидею рядом появилось и поселение, из которого позже вырос довольно крупный по нашим меркам город.


Гербы Лиды представляет собой современную версию герба, дарованного городу вместе с магдебургским правом королем и великим князем Жыгимонтом III 17 сентября 1590 года. Барочный щит рассечен «в столб». В правом поле красного цвета стоящий золотой лев, повернутый вправо, в левом голубом – два перекрещенных золотых ключа. В привилее, подписанном Жыгимонтом III, говорится: «Милостью Божьей король Польский... объявляем всем вместе и каждому отдельно, настоящим и будущим, кому это знать необходимо: Мы, Господар, желая в лучшем порядке иметь город наш Лиду, даем поданным города Лидского право магдебургское и разрешаем этим нашим письмом на все времена. К этому праву для украшения и приумножения, а также ведения дел судебных и городских, мы приказали нашим письмом присвоить печать городскую, это значит Льва и два ключа скрещенные над ним».




Въездной знак в город со стороны Гродно. Со стороны Минска стоит другой.


Классический открыточный ракурс, по которому можно составить впечатление о Лиде как офигенном историческом городе. На самом деле спадчына там сохранилась в единичных экземплярах.


Помимо замка, о котором позже, лидчане очень гордятся своим костелом, имеющим титул Воздвижения св. Креста. Считается, что он мог быть построен "отцом виленского барокко" Яном Кристофом Глаубицем в 1765-70 гг. (фундация Тамаша и Михала Зянковичей). Некоторые исследователи (например, известная многим Тамара Габрусь), впрочем, считают, что лидский Фарный костел является "типичным примером местной интерпретации виленского барокко "постглаубицкого" периода". Слева перспектива улицы Советской.


Чего-то не хватает, да? Две башни-колокольни, с которыми костел приобрел бы классический "виленскобарочный" вид, были разобраны после пожара 1821 года. В 1960-е годы здание лишилось каменной ограды и брамы.


Со стороны бокового фасада к 685-летию Лиды в прошлом году был установлен памятный булыжник.


Наверное, это цитата, возможно даже первое упоминание о Лиде, но подтверждения, увы, не нашел.


Рядом с костелом находится и один из трех (по крайней мере, я только три знаю) беларуских памятников Франтишку Скорине.


Скульптор Валериан Янушкевич увековечил себя монументальным образом с обратной стороны Скорины, беларуской латиницей, да еще с использованием оборотов типа "скульптор на Ракове". Вспоминаются Радзивиллы, князья на Несвиже и Олице. 1992 рок, счастье было так возможно, еще года два.


Но еще больше, чем костелом Воздвижения св. Креста, жители Лиды гордятся своим замком.


Костельно-замковую идилию в отдельно взятом лидском районе, правда, нарушает построенная здесь за каким-то хреном гостиница. Подробно о ней в следующей серии, но и на этой фоточке слева виден ресторанный объем. И ладно бы гостиница была клевая, так ведь типовой проект, который romodin видел даже в алтайском Бийске, прости господи.


Здесь, перед замковой башней на развилке двух улиц так и просится какой-нибудь брутальный конный памятник Гедимину. Конь стоит на задних лапах, ржет и скалит зубы, Гедимин держит в одной руке меч, с которого капает кровь крестоносцев, а длань второй простирает над Лидой, как бы утверждая: "Здесь граду быть". Самое интересное, городские власти обещали к юбилею города нечто подобное, но в итоге денег и мозгов хватило только на очередную бессмысленную скульптурку Жбанова, о которой также в следующей серии.


Этот кастель, как и его двухбашенные братья в Креве и Медниках были построены по указанию Гедимина в первой половине XIV века (Лидский в 1323-28 гг.), чтобы с их помощью навалять тевтонцам. В итоге валяние шло с переменным успехом, замок выполнял в том числе церемониальные функции (здесь отмечали свадьбу престарелого Ягайлы с Софьей Гольшанской), в 1659-м замок взяли московиты, а во время Северной войны пару раз шведы. В итоге к концу XVIII века от него остались одни руины.


Во второй половине XIX века Наполеон Орда зарисовал остатки замка и Крестовоздвиженский костел. Не обошлось без традиционных ордовских фантазий - северо-восточная башня показана круглой.


Между двумя мировыми войнами польские реставраторы провели частичную консервацию замковых руин, но более-менее масштабная реконструкция началась здесь только в 1980-е. На стенах хорошо видна граница старой бутовой кладки и современного кирпича. У подножия заметны кучи валунов, которые пока не использованы.




Полностью восстановлена и северо-восточная башня. В принципе в подобной реконструкции ничего плохого нет, можно в качестве примера взять Троки. Вопрос в том, как это делается.




А вот с этим в Лиде проблемы, используются и железобетонные плиты...


... и силикатный кирпич. Неужели трудно здесь было решетку поставить.


И окружение у замка конечно соответствующее. Помимо гостиницы еще и высотная общага, которая как раз здесь видна.


Когда-то здесь был ров с водой.


И возможно еще будет. В обозримом будущем запланировано полномасштабное довосстановление замка с возведением еще одной, юго-западной, башни и ряда построек на замковом дворе.


Повторюсь, лидчане гордятся своим замком, тем более, что городские власти их постоянно зомбируют в этом смысле. )


Среди туристских объектов отмечены и ФОК, и баня. Действительно, почему бы и нет.




Даже соседствующие с замком многоэтажки имеют какие-то крепостные мотивы.


Гедимин тоже попал под раздачу.




Еще к числу официальных достопримечательностей относят классицистский православный собор св. архангела Михаила, бывший костел монастыря пиаров (1797-1825).


Вокзал дореволюционный, но перестроенный после войны. Надо, кстати, завести вокзальное камунити, такого по-моему еще нет.


У вокзала установлен памятник передней части паровоза.


Остатки же старой рядовой застройки довольно стандартны, как дореволюционные, так и межвоенные.






К тому же это все островки, единичные сохранившиеся здания. Все это собрано по всему 100-тысячному городу.






Лидское радио.


Такие вот контрасты.


Старая пожарная часть и новая пожарная часть.


И вот эти самые скудные остатки еще и говнохайтечат.


Две башни. В следующей части современная Лида.


В предыдущих сериях:
1. Окрестности Лиды.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
xto_tut
Aug. 4th, 2009 10:58 am (UTC)
мне здаецца, што тая сьценка, побач з якой валуны, ужо была адрэстаўравана, але абвалілася пару год таму.
darriuss
Aug. 4th, 2009 11:16 am (UTC)
Так, я штосьці чуў пра гэта. Быццам бы ўзімку яе рабілі, вось яна і абвалілася з-за няякаснага раствору. Але якая гэта дакладна была сцяна не ведаю.
starrrik
Aug. 4th, 2009 11:49 am (UTC)
Я в Лиде родился и прожил значительную часть детства и юности, с 1966-го года :) Сколько себя помню - столько там эта стена и падала, то немного, то по крупному. Помню в каком-то далёком семдесят каком-то году была статья в лидской газете под заголовком "Руины стреляют", как раз по поводу очередного обрушения. Похоже, что история попыток реставрации лидского замка скоро станет похожей на историю его захватов и разрушения.
darriuss
Aug. 4th, 2009 12:25 pm (UTC)
Ну снесут ее в итоге и заново построят, у нас это в порядке вещей.
golub
Aug. 4th, 2009 11:50 am (UTC)
Да, гостиница вполне говенная, мы там были.

> Надо, кстати, завести вокзальное камунити, такого по-моему еще нет.

И Могилев туда сразу! Вместе в "Николаем Вторым, который любил прогуливаться по перрону вдоль строя преданных ему войск".
darriuss
Aug. 4th, 2009 12:27 pm (UTC)
>> Да, гостиница вполне говенная, мы там были.

Зато дешевая, это немалое их достоинство. И виды еще сверху на город.

>> И Могилев туда сразу!

Кстати, не дошел до вашего вокзала. (
golub
Aug. 4th, 2009 12:55 pm (UTC)
Ну так я ж приглашал неоднократно :)

А вокзал они реконструировали весьма занятно, да.
darriuss
Aug. 4th, 2009 03:44 pm (UTC)
>> Что-то мне напоминают эти 2 скрещенных ключа вверх-тормашками...

Сразу приехать как-то не получилось, а напоминать потом неудобно. )
golub
Aug. 4th, 2009 05:02 pm (UTC)
Ну и неправильно!

Приезжай по мере возможности, мы гостей всегда ждем, только если сами не свинтим куда :)
poliandra
Aug. 4th, 2009 12:39 pm (UTC)
думаю наберется с 15 городов, где детинцы сохранились! Ну или хотя бы что-то от их основания.
darriuss
Aug. 4th, 2009 03:43 pm (UTC)
Детинцы - это все же что-то иное. Понятно, что и в Лидском замке только какие-то фрагменты аутентичны, но это все таки нечто более осязаемое.
g_r_p
Aug. 4th, 2009 03:19 pm (UTC)
Что-то мне напоминают эти 2 скрещенных ключа вверх-тормашками...

Подобное видел в фильме "Ангелы и Демоны". Вот только точно не помню какую смысловую нагрузку они несли..
darriuss
Aug. 4th, 2009 03:40 pm (UTC)
Это ключи св. Петра, один из ватиканских символов, есть и на гербе, и на флаге. Отсюда и "Ангелы и демоны".
zosys
Aug. 4th, 2009 10:45 pm (UTC)
travel_by
Aug. 4th, 2009 11:13 pm (UTC)
были там два года назад, забирались в башню и на галлерею. часть галлереи тогда была закрыта, т.к. находилась в аварийном состоянии. что-нибудь изменилось с тех пор?..

кстати, что это за домик прямо перед входом в замок - тот, который коричневого цвета и с черепичной крышей? на вашем фото он рядом с гостиницей. интересно, кому довелась честь построить дом на таком vip-месте..

спасибо за макет восстановления - было тоже интересно взглянуть.
darriuss
Aug. 5th, 2009 11:31 am (UTC)
>> что-нибудь изменилось с тех пор?..

Я в башню не заходил, не было времени. (

>> кстати, что это за домик прямо перед входом в замок - тот, который коричневого цвета и с черепичной крышей?

Речь, про эту фотографию? Он тогда рядом с общежитием, а не гостиницей. )

Домик действительно выбивается из череды экземпляров обычной дореволюционной уездной архитектуры, которые сохранились в Лиде. Я бы сказал, что он напоминает образцы дороссийских времен.
halbud
Aug. 5th, 2009 10:57 am (UTC)
Згоден наконт помнiка, ён туды так i просiцца. Яго наяўнасць бы ўпрыгожыла гэту недаробленасць у афармленні пляца перад замкавай вежай.
kubl
Aug. 5th, 2009 12:08 pm (UTC)
Калі б вы залезлі на дрэва, якое было за спіною, калі рабіўся апошні здымак, то можна было б злавіць "напалеонаордаўскі" ракурс:

79.84 КБ
darriuss
Aug. 5th, 2009 09:57 pm (UTC)
Але ж касцёл адсюль не бачна ўжо.

Орда Ордай, а Дарыюс Дарыюсам. )
kubl
Aug. 6th, 2009 09:16 am (UTC)
:)
yardkeeper
Aug. 13th, 2009 11:29 am (UTC)
А нам, помню, гостиница понравилась. Идеальное соотношение "качество/цена".

Вообще Лида произвела благоприятное впечатление даже несмотря на архитектурную бедность. А замок вообще не впечатлил. Прозвал его про себя "гигантской песочницей".

А памятников Скорине в Минске вроде два? тогда всего их в Беларуси должно быть как минимум четыре. Ибо в Полоцке еще есть.
darriuss
Aug. 13th, 2009 11:32 am (UTC)
>> А памятников Скорине в Минске вроде два?

Точно! Я совсем забыл про второй минский у БГУ.
yardkeeper
Aug. 13th, 2009 11:52 am (UTC)
А я только тот, что у БГУ, и видел. Главного Скорину как-то умудрился миновать. Или его после 2006-го поставили?
darriuss
Aug. 13th, 2009 11:58 am (UTC)
По-моему в 2005, около Алмазной Библиотеки.
yardkeeper
Aug. 13th, 2009 12:05 pm (UTC)
Ага, до нее как раз не дошли тогда.
novelgoose
May. 28th, 2011 02:05 pm (UTC)
В здании железнодорожного вокзала есть гостиница. Бывал там. Полный беспредел.
sumposad
Aug. 16th, 2011 08:50 am (UTC)
"Конь стоит на задних лапах"
Не на лапах, на ногах.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow