darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Category:

Новости реконструкции

В "Ежедневнике" вышла статья про грядущую реконструкцию Красного костела в Минске.

Главная идея благоустройства, по словам зодчего, – раскрытие храма. Поэтому архитекторы делают неожиданный ход: ставят костел на пьедестал, к которому восходят широкие ступени. Попасть в здание можно будет с любой точки площади Независимости. «Большинство католических храмов, таких, например, как собор Святого Петра в Риме, стоят на постаментах, они открыты городу и людям. И наш будет», – уверяет Леонид Левин.



100 лет в достойном окружении

Елена САДОВСКАЯ

Свое столетие в 2010 г. архитектурная жемчужина Минска, символ столицы – костел святых Симона и Елены на площади Независимости будет встречать в другой оправе – как внешней, так и внутренней.

Костел снаружи…

Как стало известно «Е:Недвижимости», в настоящее время готовится проект благоустройства территории, примыкающей к храму. Над поиском гармоничного образа «окружения» Красного костела трудится творческая мастерская, возглавляемая заслуженным архитектором Республики Беларусь, лауреатом Ленинской премии Леонидом Левиным. Заказчиком проектирования выступает руководство римско-католического прихода костела. Ожидается, что в ближайшие месяц-два эскизный проект будет передан на утверждение.

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом «Е:Недвижимости» Леонид ЛЕВИН, к данному объекту у архитекторов отношение особое, «потому что он имеет свою историю и находится на центральной площади Минска». Поэтому тщательному пересмотру подверглась концепция благоустройства архитектурного памятника. «Сегодня он стоит на каких-то обрывках подпорных стен, притом они не несут исторической ценности, так как были сложены позднее, – рассказывает Леонид Менделевич. – У научного руководителя проекта Людмилы Ивановой (она же выступает научным руководителем реконструкции Купаловского театра, а до этого курировала вопросы реставрации здания Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. – Прим. Е.С.) были возражения по ограждениям. Она предлагала восстановить все, как было прежде. И это нормально. Я сам придерживаюсь принципа сохранения старины. Но раньше здесь была другая зона. Сегодня же костел стоит на главной площади. И помимо того, что это культовое сооружение, он осуществляет еще и общественную функцию – там проходит ряд культурно-массовых мероприятий. У руководства прихода есть намерение поставить орган, вынести действие на открытую площадку. Поэтому замечания научного руководителя я удовлетворяю и 70% ограды отреставрирую. Но она будет с обратной стороны храма».

Главная идея благоустройства, по словам зодчего, – раскрытие храма. Поэтому архитекторы делают неожиданный ход: ставят костел на пьедестал, к которому восходят широкие ступени. Попасть в здание можно будет с любой точки площади Независимости. «Большинство католических храмов, таких, например, как собор Святого Петра в Риме, стоят на постаментах, они открыты городу и людям. И наш будет», – уверяет Леонид Левин.

Архитекторы ведут поиск цветового и образного решения мощения территории у храма. И пока склоняются к тому, что она будет уложена мелкоштучной плиткой зеленого и золотого оттенков. «Зеленый цвет потому, что костел – это природа духа человеческого, он тоже как бы из земли вышел. А золото всегда воспринимается торжественно. От красного мы отказались, потому что сам костел такого цвета, есть элементы красного оттенка в плиточном мощении площади, особенно на подходах к главному входу, со стороны Комитета архитектуры. Ну, не серый же класть! И так весь город им покрыт», – говорит автор.

По задумке зодчих, вокруг здания будет не просто отмостка, а шикарные цветники. Леониду Менделевичу костел видится в обрамлении красных цветов: «Они как венок любви прихожан к своему храму».

По всему периметру территории, особенно с обратной стороны храма, в дополнение к существующим посадят новые деревья. Подле них устроят места для отдыха, где прихожане смогут присесть и в прохладной сени зеленых крон предаться размышлениям о вечном. Не забыли архитекторы и о людях с ограниченными возможностями. Для них предусмотрены пандусы.

«То есть мы хотим освободиться от всего доморощенного, оставшегося от прошлого. Не с точки зрения все переделать, а именно придать этому памятнику современный, интеллигентный и культурный вид», – подчеркнул мэтр.

…и внутри

С середины зимы внутри храма ведутся ремонтные работы. Рабочие ООО «СомСтрой» счищают слои старой штукатурки и наносят новую, белоснежную. По их словам, работы будут проходить поэтапно по всему внутреннему периметру здания. При этом костел на время ремонта останется действующим. Сейчас выполнена реконструкция входной зоны, галереи в левом флигеле здания.

На основании какого проекта проводятся строительные работы, «Е:Недвижимость» поинтересовалась у научного руководителя костела святых Симона и Елены, начальника архитектурно-реставрационного отдела «Проектреставрации» Людмилы ИВАНОВОЙ. Вопрос застал ее врасплох: «Договор на проведение надзора за работами со мной заключен не был. Хорошо, что сказали. Схожу, посмотрю. Там слой ценной росписи, мы не успели ее восстановить. Хотя бы не посчищали его…».

О том, что происходит в храме, «Е:Недвижимости» рассказывает настоятель Красного костела Владислав ЗАВАЛЬНЮК:

– Сейчас мы потихоньку своими силами делаем капитальный ремонт. Памятнику архитектуры в следующем году исполняется 100 лет. И за это время в нем не было ни одного капремонта. Все
его использовали, насиловали, брали, ломали, под себя перестраивали. А чтобы вложить в него – так нет. В костеле все обветшало, многое нужно менять. В подвальных помещениях протекают фундаменты. Сначала ремонт сделали там, потом в галерее. Заменили стеклопакеты на первом этаже, сейчас переходим на второй. Параллельно проводим подготовку поверхности стен – счищаем слои старой краски, простукиваем кирпич, чтобы не было пустот, и, если стена хорошая, наносим основу для будущей росписи. К своему столетию храм внутри будет полностью белым с некоторыми золотыми штрихами. Найдем спонсоров – пригласим художников, чтобы его расписать.

– А чем не устраивает нынешняя живопись?

– А это никакая не живопись. Абсолютно. Это обои. В 1990-х годах, когда нам передали костел, мы делали трафарет, накладывали его и расписывали то золотым, то синим, то красным. У любого человека спросите – ему не нравится костел внутри. Очень активный цвет, глазу не на чем задержаться. А я хочу, чтобы были спокойные тона. Чтобы можно было чувствовать, что ты в храме находишься, в святом месте. Ведь здесь нет ни одной иконописи! Что это за церковь, в которой нет ни одного лика святого? А витражи? Ведь все они на спортивную тематику – какие-то восьмерки на них, олимпийские кольца. Достались храму еще от находившегося здесь в советское время Дома кино. Их мы стопроцентно будем менять. Есть у меня задумка в алтарной части выложить мозаику «Тайная Вечеря» размером 2,5 х 10 м. А свод над ней украсить росписью «Бог Отец Вседержитель».

– Но историков тревожит, что при проведении работ может повредиться слой ценных фресок…

– До первых слоев штукатурки никто добираться не собирается. Зачем они мне? Если мы их в 1990-х не вскрыли, то сейчас и подавно не будем. Так что пусть там и остаются. И здесь я ничего не нарушаю. К тому же так в строительных лесах храм десятилетия простоять может! Денег-то нет. За 20 лет мы от государства ни гроша не получили. Может, какой-нибудь спонсор и хотел бы нам помочь. Но все боятся, что им увеличат налоги: «А, раз ты помогаешь костелу, значит, имеешь деньги…» Все, на что живет храм, – пожертвования пенсионеров и сборы в кружку...
Tags: минск (2009), спадчына
Subscribe

  • Тольятти 1979 года

    Тольятти - это конечно моя мечта. Основанный как Ставрополь, сейчас это крупнейший в России город, не являющийся столицей субъекта федерации. В…

  • Ташкент 1974 года

    Продолжаю публиковать свою коллекцию советских городских открыток. Сегодня прекрасный крупноформатный набор "Ташкент", выпущенный издательством…

  • 73. Привет из Венеции: Palazzo del Cinema

    Дворец кино, Венеция, Италия, 1938, 1952, арх. Луиджи Квальята. Здание было построено на острове Лидо для проведения Венецианского кинофестиваля. В…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Тольятти 1979 года

    Тольятти - это конечно моя мечта. Основанный как Ставрополь, сейчас это крупнейший в России город, не являющийся столицей субъекта федерации. В…

  • Ташкент 1974 года

    Продолжаю публиковать свою коллекцию советских городских открыток. Сегодня прекрасный крупноформатный набор "Ташкент", выпущенный издательством…

  • 73. Привет из Венеции: Palazzo del Cinema

    Дворец кино, Венеция, Италия, 1938, 1952, арх. Луиджи Квальята. Здание было построено на острове Лидо для проведения Венецианского кинофестиваля. В…