darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Опять про наших баранов

Сардаров:

Да, есть исторический памятник, но сегодняшние реалии требуют изменений, нового пространства. Главное во всем этом не реставрация памятника, а жизнь нашего Национального академического театра. Реставрация, которая носит такой экстремальный характер, никому не нужна. Нынешний театр Янки Купалы — это, извините меня, не губернский театр 19 века. Он имеет огромное значение для нашей культуры, потому мы, прежде всего, должны обращать внимание на нужды театра.

Я почти прослезился. И эти люди входят в Совет по вопросам историко-культурного наследия.

Проект реконструкции театра института "Проектреставрация".



Под катом копия большого материала на тут.бае о текущем положении вещей с реставрацией Купаловского (извините, если эта тема уже поднадоела). Также там можно с интересом узнать, что Сардаров со своими студентами собирается строить "большой театр для Несвижа".


Что грозит Купаловскому театру?

Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY

Едва в Национальном академическом театре имени Янки Купалы закончился сериал с назначением нового главного режиссера, как старейшие театральные подмостки страны снова оказались в центре всеобщего внимания. В начале марта в СМИ появилась информация о том, что здание конца 19 века, которое пережило революцию, две мировые войны и советскую власть, может быть реконструировано радикальным образом: у него появится ультрасовременная пристройка из стекла и бетона. </b>TUT.BY решил разобраться, что к чему.

Губернские истоки

Как отмечает в книге "Минскъ сто гадоў таму" (2007) знаток истории города Захар Шибеко, инициатором возведения здания театра выступил губернатор князь Николай Трубецкой. В августе 1887-го после единогласного решения городской думы из бюджета на строительство было выделено 5 тысяч рублей. Однако этого было слишком мало, и власти бросили среди горожан клич о помощи.



Купаловский театр в конце 19 века

Средства поступали со всей губернии, и к 1890 году удалось собрать 25 тысяч рублей. Но и этого было недостаточно. Тогда город продал купцу Рогову лес в урочище Михолянка, направив вырученные 45658 рублей на строительство театра. В общей сложности здание в стиле эклектика, построенное по проекту известного архитектора Карла Козловского, обошлось городу в 102 тысячи рублей.
Минский городской театр, вмещавший 550 зрительских мест, открылся 5 июня 1890 года любительским спектаклем "Сфинкс" Фелье. Именно в его стенах 18 декабря 1917 года начал работу эпохальный Первый Всебелорусский съезд, на котором наши прадеды впервые заявили о независимости. С 1920 года тут размещается Национальный академический театр имени Янки Купалы.

В 1949 году в театре по проекту Георгия Заборского были реконструированы интерьеры. Спустя еще десятилетие к главному фасаду был пристроен дополнительный объем, новые пристройки появились со стороны сквера (проект Абрама Духана).

Вместо оригинала — гибрид?

Время шло, театр ветшал, требуя добротного ремонта и модернизации. Летом 2008-го Министерство культуры в лице РУП "Объединенная дирекция строящихся объектов" заключило договор с ПРУП "Проектреставрация", также входящим в структуру Минкультуры, на реконструкцию с реставрацией здания театра. Разработанный проект предполагает возвращение главному и частично боковым фасадам первоначального архитектурного решения. Пристройка, выполненная в 60-е годы со стороны сквера, перестраивается и увеличивается.

В январе разработчики представили эскизный проект реконструкции на заседании Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры (далее — Рада), который постановил:

"В целом одобрить эскизное решение по реконструкции с частичной реставрацией историко-культурной ценности (…), предусматривающее демонтаж поздних наслоений (пристроек на главном и частично на боковых фасадах), выполненных в период конца 50 - начала 60 годов ХХ столетия, с целью воссоздания первоначального облика главного фасада театра".

Фасады со стороны сквера предлагалось доработать и согласовать в рабочем порядке.
Казалось бы, все идет путем. Однако месяц спустя на очередном заседании Рады декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров неожиданно для многих представил три варианта проекта нового здания, примыкающего к зданию театра со стороны улицы Энгельса.

Специалисты сразу же отметили, что разработанные архитектурно-инновационным центром БНТУ варианты угрожают уничтожением значительной части сквера, доминируют над зданием театра и дисгармонируют в застройке этой части города.

Несмотря на то, что Купаловский театр и Центральный сквер занесены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, Рада без голосования принимает решение "в целом одобрить концептуальное направление представленного проектного предложения по архитектурному решению фасадов пристраиваемой части здания Национального академического театра (по варианту 1 - см. на фото)".


<tr><td>Проект пристройки к Купаловскому театру, предложенный архитектурно-инновационным центром БНТУ. Вид с проспекта Независимости

Правда, с уточнением: "Исходя из статуса историко-культурных ценностей — здания (…) театра и центрального сквера, предложить откорректировать характер объемно-пространственного решения проектируемой пристройки с учетом сохранения восприятия названных историко-культурных ценностей и сложившейся окружающей среды". Иными словами, идея пристройки одобрена, но ее реализация требует доработки.

В итоге, трем сторонам — заказчику, УП "Проектреставрация" и архитектурно-инновационному центру БНТУ — было предложено согласовать предложение по срокам, объемам и этапам проведения работ. Однако обсуждать совместный проект никто не спешит.

Генпроектировщик: "Пристройка задавит памятник"

Начальник архитектурно-реставрационного отдела "Проектреставрации", научный руководитель объекта Купаловского театра Людмила Иванова до сих пор недоумевает, почему Научно-методическая рада при Минкультуры не только рассмотрела, но и приняла проект БНТУ.

— Разрабатывая наш проект, мы основываемся на архивных документах, фотографиях, чертежах самого Козловского. Все это позволяет в мельчайших деталях восстановить первозданный облик фасада после того, как будет удалена послевоенная пристройка. Сзади мы заполняем имеющиеся пазухи, убираем техпостройку и, по сути, не выходим за пределы имеющегося объема театра. В итоге, в нашем проекте ничего не нарушено, — рассказывает корреспонденту TUT.BY Людмила Иванова, известная по проекту реконструкции Театра оперы и балета. — У нас договор с заказчиком, который на сегодня доволен ходом нашей работы и ничего не хочет менять. Мы выполнили все 27 требований (плановое задание) самого театра.


Купаловский театр сегодня

По словам архитектора, сегодня, во-первых, совершенно непонятно, что будет внутри современной пристройки к театру, ведь пока представлено только объемное решение проекта (внешний вид). Во-вторых, отмечает Иванова, БНТУ предлагает совершенно новый объем, размеры которого превосходят существующее здание.

— Даже если бы театр стоял в чистом поле, он все равно оставался бы памятником архитектуры 19 века, равно как и сквер, который в значительной степени придется уничтожить. То есть, прежде, чем утверждать гибридный проект, нужно вывести эти объекты из-под охраны государства, — поясняет Людмила Владимировна. — Помимо законности есть и реставрационный контекст. Возведение рядом с памятником сооружения из стекла и бетона, которое архитектурным объемом задавит 19 век, противоречит мировой реставрационной концепции. Конечно, в мире есть примеры новостроек рядом с памятниками, когда новые здания помещаются внутри исторической застройки, где они не видны для глаза. Так, к слову, сделана гостиница "Свислочь", Национальный художественный музей. Но это не тот случай.

"Нужно новое здание"

Руководитель объекта реставрации говорит, что согласно их проекту, число зрительских мест после реконструкции уменьшится с 550 до 400. Причина — в современных пожарных нормах и технической модернизации сцены, которая после оснащения современным оборудованием значительно расширит возможности режиссера. При этом в институте "Проектреставрация" убеждены, что боковой пристройкой, которая не увеличивает ни зал, ни сцену, можно только уничтожить культурно-историческую ценность, но никак не решить проблему театра.

"Всем очевидно, что Национальному академическому театру тесно в старых стенах. Однако ни у кого не хватает смелости обратиться к президенту и сказать о необходимости строительства нового здания театра на новом месте. Это было бы самое правильное решение. Тем более, что в 1970-х и 80-х годах уже объявлялись подобные конкурсы. А в 1990 году вышло постановление Совмина БССР о строительстве нового здания театра в центре города, — говорят специалисты. — Нынешнее же здание, в стенах которого живет история, как и в 19 веке должно остаться городским театром, в котором могла бы разместиться Малая сцена или студенческая труппа".

Сардаров: Современный театр в губернском здании — абсурд

Директор Купаловского театра Николай Кириченко
в интервью "Еврорадио" заявил, что ему понравилась идея студентов БНТУ с дополнительной современной пристройкой: "Там можно будет делать репетиционные залы, перевести туда административную часть. Театр сможет уйти в этот объём и тогда начинать разборку и реконструкцию исторической части. Мы не будем со своей бухгалтерией и своими репетиционными тягаться где-то по улице".

Что же на самом деле предполагает студенческий проект? Об этом мы решили узнать у его непосредственного руководителя декана архитектурного факультета БНТУ Армена Сардарова.

— Дальнейшая разработка нашего проекта будет осуществляться в соответствии с замечаниями, вынесенными нам на Раде. То есть, с учетом здания, отреставрированного по первоначальному проекту Козловского. Это могут быть либо изменения габаритов старого здания, либо, возможно, примыкание к нему пристройки. То есть, речь идет о технической корректировке, которая была бы архитектурно точной.

— Армен Сергеевич, как вы относитесь к проекту реконструкции, разработанному институтом "Проектреставрация"?

— Мы принимаем этот проект, ведь его утвердила Рада. Да, есть исторический памятник, но сегодняшние реалии требуют изменений, нового пространства. Главное во всем этом не реставрация памятника, а жизнь нашего Национального академического театра. Реставрация, которая носит такой экстремальный характер, никому не нужна. Нынешний театр Янки Купалы — это, извините меня, не губернский театр 19 века. Он имеет огромное значение для нашей культуры, потому мы, прежде всего, должны обращать внимание на нужды театра.

— Говорят, что своими масштабами пристроенное здание задушит историческую постройку…

— Ничего подобного, это спекулятивные слухи! Планируется нечто вроде театральной галереи, которая будет соответствовать формам 19 века, в которой могли бы экспонировать театральные портрета, выставки. Она нужна для того, чтобы театр имел выход на главную магистраль нашей столицы.

Не соответствует действительности и информация, будто мы уничтожаем сквер. По нашему проекту придется вырубить всего одно дерево, и пристройка займет лишь 1/20 часть сквера.

— Есть предложение сохранить Купаловский театр в теперешних объемах, отказавшись от пристроек. А вместо этого построить новое большое здание театра в новом месте.

— Ну, это решать не мне, а высокому начальству. Но от театра, который развивается под руководством нового режиссера, все ждут чего-то нового. Поместить его в рамки 19 века — несерьезно. Кто посещает спектакли, знает, как мало пространства и в зале, и в коридорах.

Наш проект позволит, во-первых, не останавливать работу в театре во время реконструкции, ведь в нашей пристройке запланирована небольшая сцена. После того, как реконструкция старого здания будет окончена, сцена в пристройке будет использоваться для репетиций. Я встречался и с главным режиссером, директором, артистами — все говорят про необходимость такой дубль-сцены.

Повторюсь, старое здание имеет ценность как памятник. Но нельзя забывать, что это еще и действующий театр, у которого должно быть будущее.  

— В одном из интервью начальник отдела научно-проектных работ Минкультуры Владислав Рута сказал, что студенческий Архитектурно-инновационный центр БНТУ не может работать над проектной документацией такого уровня…

— Именно так.

Армен Сардаров сказал нам, что они уже выходили на генпроектировщика с конкретными предложениями. Однако, по словам, Людмилы Ивановой, ни о каком сотрудничестве речь не ведется: "На февральском заседании Рады Сардаров сказал, что готов с нами работать. После этого мы больше не разговаривали".


Позиция эксперта: Снова гигантомания

Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры:

— Если смотреть с общечеловеческой точки зрения, любое явление, сформированное несколько десятилетий назад (а в данном случае речь идет об объектах градостроительства 19 века) является культурной ценностью. И Купаловский, театр и прилегающий к нему Центральный сквер с декоративной скульптурой "Мальчик с лебедем" — историко-культурные ценности 3-й и 2-ой категории соответственно, занесенные в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 года "Об охране историко-культурного наследия"  предъявляет жесткие требования к проведению любого вида работ на историческом объекте, и нигде не предусмотрено изменение его объемно-планировочной структуры. Потому появление огромной пристройки будет грубейшим нарушением действующего законодательства.

Закон предусматривает, что на историко-культурной ценности можно производить изменения только в том случае, если они могут до конца реализовать авторскую идею. Однако проекты и сквера, и парка, и туалета были полностью реализованы, и иных задумок у авторов не было. Поэтому нынешнее законодательство оставляет два варианта возможных действий: либо сохранить теперешний внешний вид театра, либо разобрать послевоенную пристройку фасада, вернув зданию первоначальный облик. Третьего не дано.

Похоже, наше чиновничество снова увлекаются гигантоманией…

Минкультуры: Закон не должен быть нарушен

Начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский, входящий в состав Научно-методической рады, сообщил нам, что окончательное решение, как будет выглядеть Купаловский театр после реконструкции, будет приниматься, когда проектировщики представят Раде всю документацию.

— Будет ли предложение Сардарова рассматриваться всерьез?

— Если они тщательно его переработают, изменят объемно-пространственное решение пристройки в соответствии с первоначальной задумкой архитектора Козловского, то почему бы и нет.

— Продемонстрированные на Раде предложения БНТУ предусматривают размещение пристройки на территории парка, который охраняется государством…

— Дополнительное здание не должно размещаться на территории сквера, который внесен в Государственный список историко-культурных ценностей. Также, как архитектура пристройки не должна дисгармонировать со зданием театра. Она должна оправдать возвращение памятника к первоначальному образу.


Что дальше?

26 марта на заседании научно-методической рады УП "Проектреставрация" представит доработанный эскизный проект реконструкции театра. В мае-июне генпроектировщик планирует сдать уже архитектурный проект, после утверждения которого будет выбран подрядчик работ. Архитектурно-инновационный центр БНТУ обещает подготовить эскизный проект в апреле.

Пока трудно сказать, какая доля ожидает наш любимый Купаловский. Если с разработкой "Проектреставрации" есть полная ясность, то к инициативе Сардарова и К остается уйма вопросов. В этой ситуации очень много, если не все зависит от чиновников Минкультуры. От их взвешенных, объективных и главное соответствующих законодательству решений. За последнее десятилетие потеряно и уничтожено столько объектов "старадаўняга" Минска, что сегодня не осталось практически ничего, где бы жила наша богатейшая многовековая история. Потеряем еще и Купаловский театр, вот тогда Минск превратиться в том самый "губернский", провинциальный городишко без лица и души — без истории. О чем тогда будем рассказывать своим правнукам?

— Мы только что сделали проект большого театра для Несвижа, который утвержден.

— Собираетесь ли вы сотрудничать с "Проектреставрацией"?

— Да, мы предлагаем сотрудничество, ведь два здания будут связаны между собой. Потому и проектировщики должны работать вместе.

— То есть, они буду работать со старым зданием, а вы с новым, так?

— Именно так.

Армен Сардаров сказал нам, что они уже выходили на генпроектировщика с конкретными предложениями. Однако, по словам, Людмилы Ивановой, ни о каком сотрудничестве речь не ведется: "На февральском заседании Рады Сардаров сказал, что готов с нами работать. После этого мы больше не разговаривали".


Позиция эксперта: Снова гигантомания

Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры:

— Если смотреть с общечеловеческой точки зрения, любое явление, сформированное несколько десятилетий назад (а в данном случае речь идет об объектах градостроительства 19 века) является культурной ценностью. И Купаловский, театр и прилегающий к нему Центральный сквер с декоративной скульптурой "Мальчик с лебедем" — историко-культурные ценности 3-й и 2-ой категории соответственно, занесенные в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 года "Об охране историко-культурного наследия"  предъявляет жесткие требования к проведению любого вида работ на историческом объекте, и нигде не предусмотрено изменение его объемно-планировочной структуры. Потому появление огромной пристройки будет грубейшим нарушением действующего законодательства.

Закон предусматривает, что на историко-культурной ценности можно производить изменения только в том случае, если они могут до конца реализовать авторскую идею. Однако проекты и сквера, и парка, и туалета были полностью реализованы, и иных задумок у авторов не было. Поэтому нынешнее законодательство оставляет два варианта возможных действий: либо сохранить теперешний внешний вид театра, либо разобрать послевоенную пристройку фасада, вернув зданию первоначальный облик. Третьего не дано.

Похоже, наше чиновничество снова увлекаются гигантоманией…


Минкультуры: Закон не должен быть нарушен

Начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский, входящий в состав Научно-методической рады, сообщил нам, что окончательное решение, как будет выглядеть Купаловский театр после реконструкции, будет приниматься, когда проектировщики представят Раде всю документацию.

— Будет ли предложение Сардарова рассматриваться всерьез?

— Если они тщательно его переработают, изменят объемно-пространственное решение пристройки в соответствии с первоначальной задумкой архитектора Козловского, то почему бы и нет.

— Продемонстрированные на Раде предложения БНТУ предусматривают размещение пристройки на территории парка, который охраняется государством…

— Дополнительное здание не должно размещаться на территории сквера, который внесен в Государственный список историко-культурных ценностей. Также, как архитектура пристройки не должна дисгармонировать со зданием театра. Она должна оправдать возвращение памятника к первоначальному образу.


Что дальше?

26 марта на заседании научно-методической рады УП "Проектреставрация" представит доработанный эскизный проект реконструкции театра. В мае-июне генпроектировщик планирует сдать уже архитектурный проект, после утверждения которого будет выбран подрядчик работ. Архитектурно-инновационный центр БНТУ обещает подготовить эскизный проект в апреле.

Пока трудно сказать, какая доля ожидает наш любимый Купаловский. Если с разработкой "Проектреставрации" есть полная ясность, то к инициативе Сардарова и К остается уйма вопросов. В этой ситуации очень много, если не все зависит от чиновников Минкультуры. От их взвешенных, объективных и главное соответствующих законодательству решений. За последнее десятилетие потеряно и уничтожено столько объектов "старадаўняга" Минска, что сегодня не осталось практически ничего, где бы жила наша богатейшая многовековая история. Потеряем еще и Купаловский театр, вот тогда Минск превратиться в том самый "губернский", провинциальный городишко без лица и души — без истории. О чем тогда будем рассказывать своим правнукам?

Склад Беларускай рэспубліканскай навукова-метадычнай рады па пытаннях гісторыка-культурнай спадчыны пры Міністэрстве культуры

Уладзімір Грыдзюшка — намеснік Міністра культуры (старшыня Рады).

Ігар Чарняўскі — начальнік ўпраўлення па ахове гісторыка-культурнай спадчыны і рэстаўрацыі Міністэрства культуры (намеснік старшыні).

Вольга Міхайлава — намеснік начальніка аддзела ўпраўлення па ахове гісторыка-культурнай спадчыны і рэстаўрацыі Міністэрства культуры (вучоны сакратар).

Марыя Бяспалая — прарэктар па навуковай рабоце Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэт культуры і мастацтваў, доктар гістарычных навук, прафесар.

Тамара Варфаламеева — старшы навуковы супрацоўнік Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору НАН Беларусі, кандыдат мастацтвазнаўства.

Надзея Высоцкая — загадчык аддзела старажытнага беларускага мастацтва Нацыянальнага мастацкага музея, доктар мастацтвазнаўства, прафесар.

Іван Жураўлёў — вядучы спецыяліст-эксперт па архітэктуры РУП "Белдзяржэкспертыза Мінбудархітэктуры".

Вольга Ляўко — кіраўнік цэнтра Інстытута гісторыі НАН Беларусі, доктар гістарычных навук.

Аляксандр Лакотка — дырэктар Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору НАН РБ, доктар гістарычных навук, доктар архітэктуры.

Віктар Нікіцін — старшыня Камітэта архітэктуры і горадабудаўніцтва Мінскага гарвыканкома.

Армэн Сардараў — дэкан архітэктурнага факультэта Беларускага нацыянальнага тэхнічнага універсітэта, доктар архітэктуры.

Уладзімір Сіняўскі — дырэктар "Праектрэстаўрацыя".
Tags: говнохайтек, минск (2009), спадчына
Subscribe

  • Осиповичи: центр

    Это была маленькая ничем не примечательная деревушка, когда-то входившая в состав радзивилловского фольварка Протасевичи, но в 1872 году в двух…

  • Окраины Осиповичей

    Прошлогодний сезон поездок по Беларуси я завершил в конце сентября, скатавшись в четвертый по величине город Могилевской области. От Осиповичей я в…

  • Лиепая: Северный мол, Кароста и мост Эйфеля

    Лиепая - самый западный и третий по величине город Латвии, крупнейший в Курляндии-Курземе. Его исторический центр, т.н. Вецлиепая (Старая Лиепая)…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Осиповичи: центр

    Это была маленькая ничем не примечательная деревушка, когда-то входившая в состав радзивилловского фольварка Протасевичи, но в 1872 году в двух…

  • Окраины Осиповичей

    Прошлогодний сезон поездок по Беларуси я завершил в конце сентября, скатавшись в четвертый по величине город Могилевской области. От Осиповичей я в…

  • Лиепая: Северный мол, Кароста и мост Эйфеля

    Лиепая - самый западный и третий по величине город Латвии, крупнейший в Курляндии-Курземе. Его исторический центр, т.н. Вецлиепая (Старая Лиепая)…