darriuss (darriuss) wrote,
darriuss
darriuss

Костел св. Войцеха и монастырь бенедиктинок в Минске

Минск, 1647 год.

Roku Tysiąc szescseth czterdziestego siodmego Msca stycznia trzeciego dnia Stało sie pewne a nieodmienne postanowienie miedzy Mną Krzysztophem Chodkiewiczem Woiewodą Wilenskim a mną Zophią z Drucka Horską Chodkiewiczową Woiewodziną wilenską Małżonkami A miedzy mną Andrysem Kromerem Magistrem Rzemiosła Mularskiego na to Iż ia Andrys Kromer mularz zmowił tych Msciami Koscioł murowac u wielebnych Panien zakonnych Reguły Benedycta Swiętego Konwentu minskiego w Minsku swoią własną materią czeladzią z naczyniem wszelakim z zelazem to iest z kratami do okien sklepow dolnych z hakami do drzwi, iednym słowem czego kolwiek do wystawienia tego koscioła potrzeba bendzie tedy Ja Kromer dodawać powinien bende.

Это отрывок из контракта, заключенного между воеводой виленским Криштофом Хадкевичем, его женой Софией из рода Друцких-Горских и архитектором Андреасом Кромером, на строительство каменного костела для минского монастыря бенедиктинок. Этот храм, освященный в честь св. Войцеха (епископа Адальберта Пражского), украшал нынешнюю улицу Интернациональную вплоть до 1964 года, а потом был разрушен. Под катом история утраченной минской святыни.


Реконструкция В.Стащанюка. Монастырь бенедиктинок в Минске, конец XVIII века.




Монастырь (кляштор) ордена бенедиктинок был основан в Минске по фундушу каноника виленского Войцеха Селявы, датируемому 4 мая 1633 года. Селява купил у Самуэля Друцкого-Горского и Александра Соколинского два дома с хозяйственными постройками, "огородами и полем" на левой стороне (если идти от Верхнего Рынка) Сборовой улицы (так по существовавшему здесь в XVI-XVII вв. кальвинскому сбору называлась нынешняя улица Интернациональная на участке от Энгельса до Городского вала) рядом с существовавшим с XVI века в этом месте католическим кладбищем - Кальварией. Участок был передан монашкам, первые из которых прибыли в Минск из несвижского монастыря ордена (к слову, частично сохранившегося).

Первоначально комплекс был деревянным, но уже через 14 лет появился тот самый документ, цитату из которого я привел в самом начале. Хадкевич вместе с супругой наняли немецкого архитектора Андреаса Кромера для строительства уже каменного костела и выделили на это 20 000 злотых. Трех запланированных лет (по условиям контракта Хадкевичи платили Кромеру указанные 20 тысяч семью частями на протяжении 1647-49 гг, причем последнюю часть после завершения работ) для возведения здания не хватило, потом началась известная война 1654-1667 годов, в ходе которой недостронный костел был значительно поврежден и разграблен московскими войсками, а деревянные постройки были уничтожены полностью. Монастырь восстановили в 1670-е годы, в 1671 году Мацибела из рода Рогозов, жена Самуэля Зенкевича отписала минским бенедектинкам фольварок Колки в Мозырском повете. Тогда же новый минский костел был освящен епископом Николаем Слупским.


Наиболее раннее из сохранившихся изображений костела св. Войцеха. Чертеж-рисунок главного фасада костела и монастырского корпуса, выполненный минским губернским архитектором Теодором Крамером в 1800 году для "Атласа Минской губернии".


Архитектор Андреас Кромер, "Magistеr Rzemiosła Mularskiego", уже строил на территории Беларуси. Незадолго до начала работ в Минске он закончил (в 1643 году) костел монастыря бернардинцев в Будславе, тот самый, который сейчас имеет статус "малой базилики" и является, пожалуй, главным центром паломничества католиков в нашей стране. Хроника будславского монастыря утверждает:

Hanс parvam Ecclesiam Andreas Kromer Faber murarius natione Germanus, Fide Ruthenus de Polocia,

т.е. мало того, что этот германский мурариус был из Полоцка (Polocia), так к тому же он еще был и православным (Fide Ruthenus). Такая религиозная толерантность.


Уникальная фотография костела до его перестройки в православную церковь. Не позднее 1871 года!


В 1682 году весь комплекс реконструировали, рядом с храмом возвели новый каменный монастырский корпус. Через сто лет, в 1780-е гг. монастырь был вновь реконструирован по проекту архитектора Тамаша Романовского и приобрел барочный вид, который мы сейчас и знаем. Башни-звонницы однако закончили только к 1803 году. Помимо костела и жилого корпуса в монастырь также входили два флигеля, каплица, капеллания, ряд хозяйственных построек.

После этой реконструкции костел представлял собой прямоугольное в плане однонефное здание с пятигранной апсидой размерами около 46х13 метров. Храм имел двухскатную черепичную крышу, более низкую над пресбитерием. Главный фасад, обращенный к улице, завершался криволинейным фронтоном. Его фланкировали две высокие 3-ярусные башни с купольными завершениями. Интерьер под цилиндрическими сводами украшали пять 2-ярусных деревянных алтарей. Пол в пресбитерии костела был покрыт черными мраморными плитами, в санктуарии он был кирпичным. Сакристия была одна, на хорах стоял орган на 10 голосов. Рядом с хорами, около боковой стены, размещалась специальная галерея, где по праздникам выступали музыканты.


План костела. Цифрами отмечены алтари: 1 - главный алтар св. Войцеха, 2 - алтарь Фаддея апостола, 3 - алтарь Святой Семьи, 4 - алтарь святых патриархов Бенедикта и Схоластики, 5 - алтарь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.


С юга к костелу был пристроен двухэтажный, прямоугольный в плане, монастырский корпус, накрытый высокой крышей. На первом этаже находились трапезная, кухня, пекарня, камора, несколько келий. Остальные кельи были на втором этаже. Интересной была система отопления здания - от печей в толще стен и под полом были проложены своеобразные кирпичные калориферы, дававшие дополнительное тепло. Под корпусом размещался большой склеп. К нему также примыкала деревянная официна, остальные хозпостройки (еще две официны, бровар, амбар, конюшня, 3 хлева и т.д.) находились на юго-восток от главных зданий монастыря. Перед главным фасадом рос сад (150 деревьев в 1804 году), рядом размещался огород, который доходил до городского вала. Вся территория монастыря была обнесена высокой каменной стеной с несколькими брамами.


Костел св. Войцеха в панораме Минска. Слева иезуитский костел Иисуса, Марии и св. Барбары с разрушенной ныне часовой башней. Сейчас это архикафедральный костел Имени Пресвятой Девы Марии.


Монастырь бенедиктинок действовал в Минске до 1871 года и был закрыт последним из некогда многочисленных католических монастырей города. В начале 1870-х его территорию вместе со всеми зданиями передали под Преображенский женский православный монастырь, католических монашек отправили обратно в Несвиж, откуда они и приехали в Минск за 240 лет до того, барочный же костел перестроили к 1873 году по проекту епархиального архитектора Сергея Иванова в скучнейшем псевдо-русском стиле. Верхние ярусы башен и фронтон разобрали, вместо них появились 5 глухих куполов-луковиц над основным объемом и высокая 3-ярусная шатровая звонница, деревянная, но обшитая железом. Была переименована и улица, на которую выходили постройки костела - она стала называться Преображенской.


Костел бенедиктинок (слева) после перестройки в церковь православного Преображенского монастыря.





Надпись конечно роскошная. Улица Преображенская (бывшая Сборовая, ныне Интернациональная) на перекрестке с Богадельной (бывшей Фелициановской, ныне Комсомольской). Вдалеке слева, по всей видимости, башенка костела св. Фомы Аквинского монастыря доминиканцев, справа - шатровая колокольня Преображенской церкви, перед ней большой сад.


В 1920-е годы православный монастырь также был ликвидирован. Церковь какое-то время продолжала действовать, но в 1930-е гг. и ее приспособили под клуб. Остальные монастырские постройки были разрушены. В 1941-44 гг. немецкие оккупационные власти разрешили возобновить богослужения в храме, но вскоре после окончания войны его опять закрыли, теперь уже навсегда. В середине 1960-х костел св. Войцеха окончательно стерли с лица города.


Перед разрушением. 1950-е годы.



А это уже в процесе разбора. 1960-е.


Теперь на его месте стоит здание генеральной прокуратуры, построенное в конце 1980-х. Зянон Пазьняк в своей книжке "Рэха даўняга часу" пишет, что в 1960-е рабочие при строительстве ведомственных гаражей, раскопали на территории бывшего монастыря бенедиктинок сеть подземных ходов, шедших в направлении кинотеатра "Победа" а также к доминиканскому и францисканскому монастырям. Там же он описывает результаты археологических раскопок, которые проводились на этом участке в конце 1970-х годов. К сожалению, большая часть подземных монастырских конструкций была позже уничтожена во время строительства прокуратуры.

Сейчас о существовании в нашем городе монастыря бенедиктинок напоминает лишь чугунный крест на могиле одной из его настоятельниц Клотильды Войнилович на Кальварийском кладбище.


Раскопанный археологами в конце 1970-х фундамент костела.



Сейчас на месте монастыря бенедиктинок сидят прокуроры. Справа кинотеатр "Победа".


Иллюстрации с сайтов radzima.org и minsk-old-new.com, а также из книжек "Каталіцкія святыні. Мінска-Магілёўская архідыяцэзія. Ч.1" и "Рэха даўняга часу" Зянона Пазьняка. Вся информация оттуда же и из большой статьи Владимира Денисова в журнале "Наша вера". Последнюю рекомендую к прочтению всем, кто интересуется подробной историей минского монастырского комплекса ордена бенедиктинок.

В предыдущих сериях:
1. Монастырь доминиканцев и костел св. Фомы Аквинского.
2. Минские базилианские монастыри и церковь св. Духа.
3. Городская среда.
Tags: минск (2009), спадчына
Subscribe

  • Освальд в Минске

    Написал для "Онлайнера" про Минск Ли Харви Освальда. Тема конечно избитая, но еще раз подробно ее изучив, я все же нашел ранее особенно не…

  • Ищутся книги

    Вот есть на свете такой фотоальбом под нехитрым названием "Минск", издательство "Беларусь", 1987, составитель В.Павлович. Выпустили его в количестве…

  • Букинистика в Вильнюсе?

    Есть там магазины или развалы типа львовского у памятника Федорову? Интересует не ветхий антиквариат, а издания времен ЛитССР. Не художественная…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Освальд в Минске

    Написал для "Онлайнера" про Минск Ли Харви Освальда. Тема конечно избитая, но еще раз подробно ее изучив, я все же нашел ранее особенно не…

  • Ищутся книги

    Вот есть на свете такой фотоальбом под нехитрым названием "Минск", издательство "Беларусь", 1987, составитель В.Павлович. Выпустили его в количестве…

  • Букинистика в Вильнюсе?

    Есть там магазины или развалы типа львовского у памятника Федорову? Интересует не ветхий антиквариат, а издания времен ЛитССР. Не художественная…