
Приехал я, как известно из Киева на маршрутке (успев по дороге кое-как сфоткать въездной знак), а на вокзал попал, решив сдать по приезде вещи в камеру хранения. Схема сдачи в Чернигове придумана максимально дурацкая. Естественно, любой понаехавший гость города, обвешанный предательски позвякивающими бутылками чемоданами, сначала заходит на вокзал в поисках означенных камер, конечно не находит нужных указателей, ломится к специально обученной справочной блондинке, которая доброжелательно рассказывает, что облегчиться можно в соседнем с вокзалом здании. По приходе туда выясняется, что сперва нужно оплатить стоимость хранения, и касса расположена... бинго, конечно на вокзале. Приходится возвращаться, платить и переть назад, все так же позвякивая на каждом шагу. Мужик в камерах внимательно проверяет кассовый чек, после чего заполняет приемочную квитанцию, отдает ее тебе вместе с чеком и забирает вещи. Не дай бог вам потерять чек, или квитанцию: поздно вечером кассы уже закрыты и повторно платить придется уже самому мужику или адьос чемоданы.
1946-1950 годы, утверждает охранная табличка. Архитектор И.Гранаткин, вторит ей всезнающий Гугль.

Здание запоминающегося красно-розового цвета строилось немецкими и венгерскими военнопленными взамен старого вокзала, не пережившего войну.

Традиционное фотографирование вокзальных люстр всегда сопряжено с риском быть препровожденным в линейный отдел для выяснения мотивов сьемки стратегического объекта. В Украине, впрочем, с этим обстоит полегче, милицию я там встречал редко.

Центральный вход со стороны привокзальной площади, где кстати располагается и основной автовокзал города, украшен гербом города. Я почему-то был уверен, что этот черный орел - непременно герб Чернигова времен Речи Посполитой (привык наверное к беларуской геральдике). Оказалось, что с Магдебургским правом Жыгимонт III в 1623 году дал городу в качестве символа изображение св. Владислава в латах и с красной хоругвью в руках, а черный орел с золотым крестом через плечо появился только в "Титулярнике" Алексея Михайловича 1672 года.

На черниговских пешеходных переходах пытаются разделить потоки людей. В данном конкретном случае в условиях отсутствия светофоров и какого-либо значительного траффика затея выглядит как бы бессмысленной. В Минске, кстати, такое тоже пробовали сделать, но потом плюнули.

Площадь Победы украшена танком.

Тут я решил изучить карту города и обнаружил, что от этой площади можно относительно безболезно добраться до Троицкого монастыря. Названия улиц уже не вспомню, зато вспомню, что без карты искать дорогу к монастырю из этой части города лучше и не пытаться. Одна из улиц была украшена типовыми кирпичными сталинками, правда отчего-то не отштукатуренными, что придавало им довольно нетиповой вид.

Вход в монастырь украшен массивной четырехярусной колокольней, которую я уже показывал. Она была построена в 1775 году, последней из монументальных зданий комплекса.

На вершине Болдиной горы размещается лишь новая часть монастыря, вторая половина (старая, с Ильинской церковью и Антониевыми пещерами) - под горой. Украшением комплекса конечно является огромный Троицкий собор 1679-1689 гг.

Если сравнить старую фотографию 1970-х годов...

... с современной, то можно заметить одну большую разницу.

Четыре трехярусных купола по углам здания, разобранные после пожара еще в 1731 году, в ходе реставрационных работ были аккуратно восстановлены. Вообще все храмы заповедника "Чернигов древний" находятся на взгляд обывателя в неплохом состоянии, надо отдать должное.

Собор по приглашению черниговского архиепископа Лазаря Барановича строил Иоганн Баптист, "мастер з Вильня", может быть потому у него такая узнаваемая беларусами архитектура. :)

Превосходный барочный храм.

Наверное цистерна со святой водой.

За цистерной трапезная Введенская церковь 1677-79 гг.

Чья-то могила прямо у южной стены собора.

В следующей части следующий монастырь.

Предыдущие серии:
1. Панорамы города.
Journal information