?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Станция "Гродно"

Гродно, как известно, город пограничный, и в начале 1980-х руководство партии и правительства решило, что старый гродненский вокзал, еще с 1868 года встречавший приезжих, не соответствует статусу "западных ворот СССР", а потому должен быть до основания разрушен. Вместо него к апрелю 1986 года по московскому проекту (как и в случае с Драмтеатром) было построено новое здание, чуть ли не единственный у нас пример позднего соварха в "вокзальном" жанре (среди крупных городов-стотысячников вспоминается еще только Солигорск, но там и город весь новый).

Железнодорожный вокзал в Гродно
1986
Арх. В.Григорьев (Мосгипротранс)

Книжка под красноречивым названием "Гродно. Энциклопедический справочник" (1989) в частности утверждает:

Пограничный вокзал 1-го класса. Трехэтажное здание из стекла, алюминия и бетона органично вписалось в общий ансамбль застройки, прилегающей к площади. Состоит из прямоугольного в плане центрального и бокового объемов. На первом этаже в центральной части находится зал, где размещены кассы для обслуживания пассажиров пригородного, местного и дальнего следования, а также досмотровый зал для иностранных пассажиров, медпункт, буфет, служебные кабинеты; на втором – залы ожидания, кафе на 100 мест с банкетным залом, киоск, парикмахерская и служебные помещения; на третьем – комнаты длительного отдыха, матери и ребенка; в цоколе – автоматические камеры хранения ручного багажа и др. В левой части на 1-м этаже – багажное отделение с досмотром багажа иностранных пассажиров, санитарно-контрольный пункт, электрокарная с аккумуляторной; на втором – служебные помещения таможни, контрольно-пограничного пункта «Интурист» и др.




Здание расположено на Привокзальной площади, замыкает перспективу улицы Элизы Ожешко (слева). Справа за кадром кстати гродненский зоопарк.


Эта фотография 1985-86 гг. Старое здание еще не разрушено (оно стояло на части нынешней Привокзальной площади), новое уже построено.

Фото с old.grodno.net

А так старый вокзал выглядел, насколько я понимаю, в годы Первой мировой.

Фото с old.grodno.net

Фас.


В боковом объеме что-то пограничное. На стене висит очень удобная для туристов трехмерная панорама центра города.


Интересный магазин был к сожалению закрыт.


Памятный знак. Ближе я не подошел, но вероятно в память восстания Кастуся Калиновского.


Центральная часть с административным корпусом вдали.


Лестница с площади ведет прямо на второй этаж.


Сумрачные внутренние интерьеры, в которых однако хорошо заметны аутентичные люстры.


Железнодорожные пути находятся несколько выше уровня Привокзальной площади.


Станция Гродно со стороны путей.


Как раз стояла старая польская электричка на Кузницу.


Обратите внимание на две пары рельс.


Окрестности вокзала. Заманивают в органы девицею, но почему одетою?


Предыдущие серии:
1. Драмтеатр.
2. В сердце Гродно.
3. На высоком берегу Немана.
4. Окрестности гродненских замков.
5. Советская.
6. Ленин, свадьбы, Жилибер.
7. Городница Тизенгауза.
8. Вечерний Гродно.
9. Имени Элизы Ожешко.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

darriuss
Dec. 16th, 2008 06:50 pm (UTC)
Re: если я правильно понял
:), разница всего 8,9 см. 1524 vs 1435.

Первый и третий (если слева считать) рельс - европейская колея, второй и четвертый - широкая.
kapabas
Dec. 16th, 2008 07:24 pm (UTC)
Re: если я правильно понял
спасибо :)
ишь как хитро сделали ... я недавно смотрел на американскую колею и думал, а какая она по ширине.. такая же как в европе или тоже своя.... по виду кажется несколько уже чем российская...
...
сколько проблем с этими 8,9 см.. всё своим путем идем товарищи
varandej
Dec. 16th, 2008 09:16 pm (UTC)
Re: если я правильно понял
В Америке сейчас колея стефенсонская (т.е. европейская). Но "русская колея" на самом деле из Штатов происходит. Дело в том, что на Севере и Юге США железнодорожные системы строились частными компаниями независимо друг от друга, без общего центра, и северные штаты строили стефенсонскую колею, а в южных колея была немного шире. США была второй страной в мире (после Англии), которая строила железные дороги, Россия из таких стран была по счету 6-й (между - Франция, Бельгия и Швейцария). В общем, наши инженеры, изучив колеи Севера и Юга, сочли, что колеи Юга США более удобны для наших условий. Но а в США со временем осталась только стефенсонская колея. И никаких "на х.. шире?", на самом деле.

Кстати, насчет "своего пути"... Есть еще "иберийская колея", которой пользуются в Испании и Португалии. Так вот, иберийская колея еще шире нашей - и никто в Испании не комплексует, что "своим путем идем" - так выгоднее оказывается. Во многих странах, кстати, даже внутри одной страны сочетаются участки разной колеи (скажем, в Индии или Бразилии) и приходится часто пересаживаться с поезда на поезд - однако ничего, живут как-то.

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow