?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Станция "Гродно"

Гродно, как известно, город пограничный, и в начале 1980-х руководство партии и правительства решило, что старый гродненский вокзал, еще с 1868 года встречавший приезжих, не соответствует статусу "западных ворот СССР", а потому должен быть до основания разрушен. Вместо него к апрелю 1986 года по московскому проекту (как и в случае с Драмтеатром) было построено новое здание, чуть ли не единственный у нас пример позднего соварха в "вокзальном" жанре (среди крупных городов-стотысячников вспоминается еще только Солигорск, но там и город весь новый).

Железнодорожный вокзал в Гродно
1986
Арх. В.Григорьев (Мосгипротранс)

Книжка под красноречивым названием "Гродно. Энциклопедический справочник" (1989) в частности утверждает:

Пограничный вокзал 1-го класса. Трехэтажное здание из стекла, алюминия и бетона органично вписалось в общий ансамбль застройки, прилегающей к площади. Состоит из прямоугольного в плане центрального и бокового объемов. На первом этаже в центральной части находится зал, где размещены кассы для обслуживания пассажиров пригородного, местного и дальнего следования, а также досмотровый зал для иностранных пассажиров, медпункт, буфет, служебные кабинеты; на втором – залы ожидания, кафе на 100 мест с банкетным залом, киоск, парикмахерская и служебные помещения; на третьем – комнаты длительного отдыха, матери и ребенка; в цоколе – автоматические камеры хранения ручного багажа и др. В левой части на 1-м этаже – багажное отделение с досмотром багажа иностранных пассажиров, санитарно-контрольный пункт, электрокарная с аккумуляторной; на втором – служебные помещения таможни, контрольно-пограничного пункта «Интурист» и др.




Здание расположено на Привокзальной площади, замыкает перспективу улицы Элизы Ожешко (слева). Справа за кадром кстати гродненский зоопарк.


Эта фотография 1985-86 гг. Старое здание еще не разрушено (оно стояло на части нынешней Привокзальной площади), новое уже построено.

Фото с old.grodno.net

А так старый вокзал выглядел, насколько я понимаю, в годы Первой мировой.

Фото с old.grodno.net

Фас.


В боковом объеме что-то пограничное. На стене висит очень удобная для туристов трехмерная панорама центра города.


Интересный магазин был к сожалению закрыт.


Памятный знак. Ближе я не подошел, но вероятно в память восстания Кастуся Калиновского.


Центральная часть с административным корпусом вдали.


Лестница с площади ведет прямо на второй этаж.


Сумрачные внутренние интерьеры, в которых однако хорошо заметны аутентичные люстры.


Железнодорожные пути находятся несколько выше уровня Привокзальной площади.


Станция Гродно со стороны путей.


Как раз стояла старая польская электричка на Кузницу.


Обратите внимание на две пары рельс.


Окрестности вокзала. Заманивают в органы девицею, но почему одетою?


Предыдущие серии:
1. Драмтеатр.
2. В сердце Гродно.
3. На высоком берегу Немана.
4. Окрестности гродненских замков.
5. Советская.
6. Ленин, свадьбы, Жилибер.
7. Городница Тизенгауза.
8. Вечерний Гродно.
9. Имени Элизы Ожешко.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
ked_pled
Dec. 16th, 2008 05:53 pm (UTC)
ну электричке вообще дрочевная!
darriuss
Dec. 16th, 2008 06:12 pm (UTC)
Мне она напомнила поезда на детских железных дорогах. )
toshirskij
Dec. 16th, 2008 07:53 pm (UTC)
тут такие все ездят =)

dummy_boy
Dec. 16th, 2008 07:33 pm (UTC)
Такие электрички внутри Польши ещё вовсю ездят. Креслица внутри поменяны и вперед! Ехал на нечем подобном этим летом из Варшавы до Тересполя через Луков.
kapabas
Dec. 16th, 2008 06:26 pm (UTC)
если я правильно понял
европейская колея настолько уже российской? прямо узкоколейка какая то
darriuss
Dec. 16th, 2008 06:50 pm (UTC)
Re: если я правильно понял
:), разница всего 8,9 см. 1524 vs 1435.

Первый и третий (если слева считать) рельс - европейская колея, второй и четвертый - широкая.
kapabas
Dec. 16th, 2008 07:24 pm (UTC)
Re: если я правильно понял
спасибо :)
ишь как хитро сделали ... я недавно смотрел на американскую колею и думал, а какая она по ширине.. такая же как в европе или тоже своя.... по виду кажется несколько уже чем российская...
...
сколько проблем с этими 8,9 см.. всё своим путем идем товарищи
varandej
Dec. 16th, 2008 09:16 pm (UTC)
Re: если я правильно понял
В Америке сейчас колея стефенсонская (т.е. европейская). Но "русская колея" на самом деле из Штатов происходит. Дело в том, что на Севере и Юге США железнодорожные системы строились частными компаниями независимо друг от друга, без общего центра, и северные штаты строили стефенсонскую колею, а в южных колея была немного шире. США была второй страной в мире (после Англии), которая строила железные дороги, Россия из таких стран была по счету 6-й (между - Франция, Бельгия и Швейцария). В общем, наши инженеры, изучив колеи Севера и Юга, сочли, что колеи Юга США более удобны для наших условий. Но а в США со временем осталась только стефенсонская колея. И никаких "на х.. шире?", на самом деле.

Кстати, насчет "своего пути"... Есть еще "иберийская колея", которой пользуются в Испании и Португалии. Так вот, иберийская колея еще шире нашей - и никто в Испании не комплексует, что "своим путем идем" - так выгоднее оказывается. Во многих странах, кстати, даже внутри одной страны сочетаются участки разной колеи (скажем, в Индии или Бразилии) и приходится часто пересаживаться с поезда на поезд - однако ничего, живут как-то.
st_casper
Dec. 16th, 2008 06:39 pm (UTC)
Грибы там не продают, а летом принимают...
ex_charset386
Dec. 16th, 2008 07:17 pm (UTC)
Спасибо! Я как-то не обратил на него такого внимания, когда бывал там.
slaver_be
Dec. 16th, 2008 07:54 pm (UTC)
Унылы вакзалішка. І туалеты там страшныя...
ingred
Dec. 16th, 2008 08:43 pm (UTC)
А он нисколечко не изменился. Была в Гродно лет надцать назад, а как вчера... На том крыльце, помню, долго выжидала своего мужа, ныне покойного.
Грустно. Пасибочки.
geevee
Dec. 17th, 2008 05:29 am (UTC)
Просмотрел и прочитал все ваши фоторассказы про Гродно. Очень интерестно и красиво. Спасибо.
darriuss
Dec. 17th, 2008 11:04 am (UTC)
Да не за что.
synthart
Dec. 17th, 2008 07:57 am (UTC)
Красивый вокзал. Вход в него со стороны площади хорошо оформлен, широкие лестницы. Хотя издалека наверно не видно где вход, только надпись на крыше указывает. Но что интересно, со стороны путей - вход в вокзал как вход в тоннель.
darriuss
Dec. 17th, 2008 11:05 am (UTC)
Тоннель проходит сквозь все здание и выходит как раз на лестницу на Привокзальной площади. В тоннеле и входы в зал ожидания и кассовый зал.
synthart
Dec. 17th, 2008 12:47 pm (UTC)
Стало быть, тоннель сделан как основная коммуникационая ось вокзала. Приезжащие пассажиры по нему выходят в город, не заходя в помещения вокзала, и толкотни должно быть меньше.
darriuss
Dec. 17th, 2008 01:16 pm (UTC)
Именно так, неплохая идея кстати.
ex_l_u_f_t
Dec. 17th, 2008 11:55 am (UTC)
я вот тут силился постичь глубину идиотизма человека, придумавшего разместить магазин "грибы" в здании вокзала, но не смог.

надо б в байтрэш
darriuss
Dec. 17th, 2008 11:58 am (UTC)
Это оказался приемный пункт. Наверное осенью поляки штурмуют электрички, чтоб отвезти свои грибы в Синеокую и сдать.
ex_l_u_f_t
Dec. 17th, 2008 12:04 pm (UTC)
ну пральна. пожрать на вокзале, небось, негде, но зато 3 месяца в году есть, где принимать грибы.
rockfan_by
Dec. 18th, 2008 11:56 am (UTC)
Странно почему польская электричка оформлена в самых что ни на есть украинских цветах?
сергей попкин
Jan. 19th, 2014 01:48 am (UTC)
спс интересно было. типичный запад и католики.Повезло,что в Гродно всего сохранилось,неьольшие штрихи - и вуаля красота. ...был проездом. Да а вот вокзал - уг...притом полное,зачем было старое ворошить)) и до сюда власть советов прыгала,много от Лёни есть).
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow