?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Быхов наконец

Я вообще-то предполагал, что после вывода военной части, которой Быхов жил, райцентр пришёл в упадок и сейчас представляет собой довольно унылое депрессивное зрелище. Оказалось, ха-ха, я ошибся: городок аккуратный, чистый и производит на удивление благостное впечатление.

Краткий экскурс в историю.

Датой основания Быхова традиционно считается (и я не знаю почему) 1370 год, хотя впервые в письменных источниках он упоминается под 1393 годом в грамоте князя Дмитрия Семеновича от 31 мая как "двор Быхов". Название часто связывают с тем, что на его месте местные жители прятались от нападений — «был хов», хотя обычно такие прямые объяснения не соответствуют действительности. В акте 1430 года Быхов значится как владение князя Свидригайло. С XVI века — в Мстиславском воеводстве Великого княжества Литовского. В этот период Быхов перешел к магнатам Гаштольдам и после прекращения их рода в 1542 году — к Ходкевичам, которым принадлежал до 1625 года, когда по наследству стал собственностью Сапег, владевших Быховым до начала XIX века. С 1772 года — в составе Российской империи, с 1796 года — уездный центр Могилевской губернии. В 1830 году Быхов был конфискован у Сапег и перешел в собственность государства.

Сейчас здесь живёт около 17 тысяч человек.

Coat_of_Arms_of_Bychaŭ,_Belarus

Герб Быхова - современная версия герба 1781 года, данного городу императрицей Екатериной II. В красном поле французского щита две перекрещённые пушки натурального цвета. Изначальная (1781 г.) трактовка герба следующая: "Положенныя в красном поле крестообразно две чугунные пушки, каковых самых древних в сем городе находится много". Это конечно явная отсылка к прошлому Быхова: город и его замок в частности неоднократно становились ареной военных действий.




Въездной знак на шоссе Р120. С противоположной стороны города, приднепровской, знак куда более монументальный, там даже есть герб и дата основания Быхова, но мне было лень туда ехать.

bykhov_46

Это как бы центральная площадь Быхова. В центре можно видеть городской фонтан. В какой-то момент ветер усилился и изменил направление, в результате чего тучу брызг стало сдувать в сторону стайки местных жителей, распивающих водку на скамейке. Те сочли это обстоятельством, не заслуживающим лишних телодвижений, и продолжили отдыхать под освежающим душем. За фонтаном расположена городская гостиница "Днепр" с одноимённым рестораном. Ресторан работал с 12.00, но уже в 14.00 был закрыт на уборку, такой вот сервис. Вверх уходит улица к вокзалу, а в левом углу снимка начинается улица Ленина, которую в городе называют Бродвеем.

bykhov_47

Интересный образец провинциального соварха времён расцвета Быхова как города военных. Сейчас Дом Быта и по совместительству ЗАГС.

bykhov_48

В отличии от большинства других виденных мной небольших райцентров важнейшие здания в Быхове не сконцентрированы на одной центральной площади, а выстроены вдоль довольно длинной улицы Ленина. Здесь вам и райисполком, и кинотеатр, и универмаг, и синагога XVII века. Оцените прямо таки столичную чистоту.

bykhov_49

Застройка улицы Ленина. Вот этому зданию на вид лет сто.

bykhov_50

Здесь заседает райсовет.

bykhov_51

Перед райсоветом стоит непременный Ленин в хрестоматийной позе. Это один из трёх Ильичей в Быхове: ещё одного я уже показывал в посте про быховский гарнизон. Третий расположен у проходной не то консервного завода, не то хлебокомбината.

bykhov_52

Средоточие вертикали власти - райисполком (бывший горком). Ещё одна быховская особенность: и райсовет (двумя снимками выше), и райисполком находятся не в асексуальных коробках 70-х годов, демонстрирующих бессилие типовой архитектуры, а в аккуратных особнячках провинциального сталинского стиля.

bykhov_53

Кинотеатр "Родина" - ещё одной здание 50-х, выкрашенное в нежно-салатовый цвет. В этот вечер давали "Человека-паука-3".

bykhov_54

Пример жилой застройки.

bykhov_55

Ещё.

bykhov_56

Детсад.

bykhov_57

Вот такой реликт эпохи.

bykhov_58

Скромное обаяние пропаганды. Центр культуры.

bykhov_59

Специальный стенд сделали, а простецкий путеводитель выпустить видно не позволили решения III Всебелорусского народного собрания. В итоге информацию приходится собирать в Интернете. С сайта по байту.

bykhov_60

Как будто и не было последних 20 лет. Мужик держит на мощном плече герб СССР.

bykhov_61

Жёлтая прелесть.

bykhov_62

Удивительные фрески на городском стадионе.

bykhov_63

Улица Ленина незаметно превращается в мост через Днепр. Днепр разлился широко и даже затопил приусадебные участки отдельных несчастных быховчан.

bykhov_64

Быховский замок я снял плохо. Он хоть и датируется XVII веком, но меня отчего-то не впечатляет. Про богатую его историю можно легко почитать например на radzima.org.

bykhov_65

Вот на этой архивной фотографии слева виден Быховский замок ещё в относительной целости. За ним разрушенная в войну каменная церковь. Справа - также не сохранившийся комплекс кляштора каноников латеранских.



Замок в Быхове мало того, что горел, так ещё и медленно, но верно оседает чуть ли не в Днепр.

bykhov_66

Этому вот зданию скоро придут кранты.

bykhov_67

Замковая башня.

bykhov_68

Остатки основного дворцового корпуса.

bykhov_69

Один из сохранившихся участков замкового рва. Представляю, сколько всего здесь можно откопать археологам.

bykhov_70

Ещё одна пожилая постройка. Сейчас там по-моему кафе "Спадчына".

bykhov_71

Троицкая церковь. Построена в 1890-99 гг. из дерева, памятник народной архитектуры. Единственный городской православный храм после разрушения в 1944 г. каменной церкви 1875 г. постройки. В Троицкой церкви "находится чудотворная икона "Матерь Божия Одигитрия Баркалабовская", копия иконы из Барколабовского Вознесенского женского монастыря".

bykhov_72

А вот это действительно уникальное здание. Синагога 1620-х гг., оборонительного типа, с башней, к тому же неплохо сохранившаяся для постройки первой четверти XVII века. В неё мне удалось забраться, сделаю потом отдельный пост.

bykhov_73

И ещё немного всякой мелочи. Металлическая инсталляция на стене быховской гимназии.

bykhov_74

По традиции конечно зашёл в местный центральный универмаг. На весь второй этаж была одна продавщица, она же кассирша, оживлённо беседовавшая с приятельницей. Она конечно не могла помешать мне снять чудесную блондинку на стене.

bykhov_75

Идеологически выдержанный товар. Надпись на майке "Моё сердце бьётся за Беларусь".

bykhov_76

Купил конечно местную районку. В "Маяке Приднепровья" логичным образом соседствовали богово и кесарево.

bykhov_77

Главной темой номера была конечно годовщина аварии на ЧАЭС. Оригинальность заголовков - это отдельная история.

bykhov_78

А проводила меня в Минск просто феерическая растяжка над центральной улицей города. Я такого сочетания инновационного наполнения и технологии продвижения эпохи застоя ещё нигде не видел.

bykhov_79

Сайт кстати довольно неплохой.

Про Быхов:
1. Дорога в Быхов.
2. Аэродром.
3. Гарнизон.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
voprak
May. 2nd, 2008 05:57 pm (UTC)
Очень хороша деревянная церковь!
И в целом приятное впечатление - на удивление ухоженный город, а какие дороги!..
darriuss
May. 2nd, 2008 06:11 pm (UTC)
На самом деле подобных церквей у нас очень много, очень. В Полесье, например, даже собрали из особенно выдающихся экземпляров досье для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
voprak
May. 2nd, 2008 06:16 pm (UTC)
Церкви в Старом и Новом Ропске (Климовский район, Брянская область) тоже чем-то похожи на эту. Облицовка такая же.
darriuss
May. 2nd, 2008 06:22 pm (UTC)
И в этом нет ничего удивительного. Районы же развивались в одном историческом и культурном контексте. Что в империи, что в ВкЛ.
voprak
May. 2nd, 2008 06:25 pm (UTC)
Конечно.
(Deleted comment)
darriuss
May. 2nd, 2008 06:21 pm (UTC)
Я готов отдать фотки, но вот тексты писать - на это у меня точно времени не будет. Летом тем более, звиняйте. ;)
(Deleted comment)
darriuss
May. 2nd, 2008 06:33 pm (UTC)
Конечно, спасиб.
travalliero
May. 2nd, 2008 06:21 pm (UTC)
Синагога очень интересная, ждём продолжения. Городок действительно аккуратный и приятный, впрочем, как и многие в Белоруссии (чего, увы, не могу сказать о России).
darriuss
May. 2nd, 2008 06:28 pm (UTC)
Оборонительная храмовая архитектура в Беларуси - вообще уникальная, специфическая для нашей страны тема. Есть церкви-крепости, костёлы-крепости, вот синагога-крепость тоже есть.
bramss
May. 2nd, 2008 06:27 pm (UTC)
сайт быховского раисполкома - это отпад)
belakacia
May. 2nd, 2008 07:12 pm (UTC)
Очень понравились твои фотки!
Мы тоже компашкой как-то заехали в Быхов. По дороге из могилева в Минск. Но на меня он произвел ужасное впечатление...
Как можно было довести замок до такого состояния??? Как? И после этого писать на всех сайтах: "Замок - гордость быхова. Мы гордимся своим древним городом". А убрать они возлне замка не пробовали? Маленький же город. Привели бы пионеров каких-нибудь, хоть мусор бы разгребли...
А репортаж у тебя клевый!
Мне еще площадь "голов" запомнилась и красные пустые дома.
Жаль что я аэродром не видела... Но в следующий раз)
darriuss
May. 2nd, 2008 07:22 pm (UTC)
В своём отношении к "спадчыне" Быхов, увы, не лучше и не хуже абсолютного большинства других городов и местечек Беларуси. Тут не на быховчан надо пенять, а на систему. Впрочем, система конечно начинается с индивидуальных действий, да.
gedymin
May. 3rd, 2008 10:41 am (UTC)
Убрать мусор вокруг замка было бы неплохо...
А что касается удручающего состояния замка, то это эхо СССР - ну не занимались в СССР восстановлением подобных памятников, даже сносили и церкви, и ратуши и т.д. Но счас вроде власти восстанавливают наши древности потихоньку. Думаю, дойдет это дело и до Быховского замка.
А быховчане тоже хороши. Ведь это они сами и гадят там. Низкая культура у населения. Насмотрелся я как население (особенно отдельные его представители) относятся к архитектурным памятникам. Даже не удивлюсь, если местные жители растягивали кирпичи и прочие стройматериалы с этого замка по своим хозяйствам....
darriuss
May. 3rd, 2008 11:46 am (UTC)
Замок ещё в 2004 году сгореть умудрился - тоже наверное следствие отношения местных. :(
gedymin
May. 3rd, 2008 12:11 pm (UTC)
Ну, судя по фото, там и гореть нечему...Хотя тут все может быть. Очень часто встречаю, что заброшенные замки, усадьбы и т.п. местное население использует в качестве общественных туалетов, свалок и мест, где можно побухать и т.п.
gedymin
May. 3rd, 2008 10:31 am (UTC)
Я вот тоже часто путешествую по РБ. И на самом деле у нас теперь сложно найти запущенные малые города. Везде все более или менее ухожено. Не хватает только нормального сервиса (торговли, кафешек и т.п.), может даже частной инициативы, но с другой стороны, кому это там нужно счас...
gedymin
May. 3rd, 2008 10:43 am (UTC)
Кстати, здание кинотеатра "Родина" - это типовой проект ДК во многих наших райцентрах. ТОчно такие же здания я видел и в Лоеве, и в Логойске и много еще где...
a_sad_one
May. 3rd, 2008 10:55 am (UTC)
Ы. Такі самы кінатэатр пабудавалі ў Горадні (былы кінатэатр імя А.С. Пушкіна, зараз клюб "Пушкін" з боўлінгам блэкджэкам і шлюхамі). Нават ня ведаў, што гэта тыпавы праэкт.
slaver_be
May. 3rd, 2008 03:46 pm (UTC)
Месцамі такі трэш…
sasha_kalkaev
May. 3rd, 2008 08:09 pm (UTC)
Беларусь прекрасна! =)
manul_a
May. 4th, 2008 07:08 am (UTC)
Жаль что от всех этих Хоткевичей с Сапегами (в плане архитектуры) ничего не осталось...
darriuss
May. 4th, 2008 08:19 am (UTC)
Почти не осталось. Каменный замок всё же был построен при великом гетмане ВкЛ Льве Сапеге, синагога скорее всего при Казимире Льве Сапеге. Весь остальной город был деревянным, нет ничего удивительного, что ничего больше не дошло.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow