?

Log in

Previous Entry | Next Entry

У Гомеля удивительная судьба. Населенный пункт довольно старый (первое упоминание под 1142 годом в Ипатьевской летописи):

"И слышавъ уже билися Ольговичи у Переяславля съ стрыемъ его с Вячеславомъ и съ братомъ его Изяславомъ. И поиде на волость ихъ и взя около Гомия волость их всю".

Летописный Гомий - это современный Гомель. Ольговичи - потомки черниговского князя Олега Святославича (Гомель их владение). Вячеслав и Изяслав - наследники Владимира Мономаха. Не поделили они великокняжеский престол в Киеве.

Городу таким образом без малого 870 лет, но к концу XVIII вв. он после всех перипетий века XVII пришел в совершеннейший упадок, превратившись в малопримечательное местечко, даром, что с магдебургским правом. Настоящий же его расцвет пришелся на времена Российской империи, когда Гомель стал собственностью сначала Румянцевых, потом Паскевичей, построивших здесь монументальный усадебный комплекс: за 100 лет (с 1775 до 1880 года население выросло без малого в 5 раз, с 5 до 23,8 тыс. чел.). Особенный же, взрывной, рост Гомеля как города - это следующее тридцатилетие: к 1913 году здесь жило уже более 100 тыс.чел. Во всем виновато, как это часто случалось, развитие транспорта: в городе пересеклись Либаво-Роменская и Полесские железные дороги. Кроме того, через Гомель проходила и магистраль Петербург-Киев. Всего же за 230 лет население города увеличилось в 100 раз: до полумиллиона человек, сейчас это второй город Беларуси.

Логично поэтому будет начать гомельскую серию именно с "железнодорожного" сета. В этом посте вокзал и привокзальная площадь города.


Герб Гомеля утвержден в 1997 году по мотивам герба, дарованного городу 23 декабря 1855 года. В голубом поле французского щита золотая лежащая рысь.


Герб Гомеля необычен для Беларуси. Во-первых, это довольно редкий у нас пример использования герба времен Российской империи при наличии у города исторического герба времен Речи Посполитой (дарован 21 марта 1560 года королем и великим князем Жыгимонтом Августом: в красном поле испанского щита серебрянный кавалерский крест). Во-вторых, герб с рысью ("ибо таковых зверей в окрестностях сего города весьма много") изначально получил от Екатерины II уездный город Белица, расположившийся на противоположном берегу Сожа. Гомель же в конце XVIII века стал частной собственностью Румянцевых и собственного герба не имел. Только в середине XIX века, когда центр уезда уже при Паскевичах был таки перенесен в Гомель, герб Белицы по наследству достался ему же.



По пути в Гомель поезд последовательно проезжает Пуховичи-Марьину горку, Осиповичи, Бобруйск, Жлобин и Будо-Кошелево. В Жлобине продавцам мягких игрушек таки запретили выходить на платформу, и стоят они теперь, бедняги, на некой условной линии у вокзального здания, а в глазах застыла все та же немая просьба. Хоть бы одна сволочь купила медведя.


Гомельский вокзал со стороны путей.


С куском привокзальной площади и гостиницей "Гомель" на ней.


С пешеходного моста над путями помимо розовой собственности БЧ бросается в глаза модерновое здание.


Бывшее техническое училище начала XX в. Сейчас там, насколько я помню, что-то железнодорожное.


Возвращаемся к вокзалу станции "Гомель-Пассажирский". Главный вход с обеих сторон украшен статуями.




Установлена здесь и современная городская скульптура, как ни странно, работы не Жбанова, а местного художника Вячеслава Долгова.


Гомельский железнодорожный вокзал был построен в 1946-48 гг. На мой вкус не слишком удачный и гармоничный экземпляр сталинского вокзального стиля.


Его предшественник впрочем тоже был довольно зауряден.


На здании сохранились две старые неоновые вывески, работает из которых только русскоязычная. Сам вокзал ночью не подсвечивается. С подсветкой в Гомеле вообще туго, зато все хорошо с гопотой, количество которой (и не только на привокзальной площади) превзошло все мои ожидания.


Внутри все как положено. Большая бронзовая люстра, витражи, классицистский декор и Ленин.


Справа от основного здание пригородного вокзала (1996, "Киевгипротранс", арх. Л.Гоер, констр. А.Дробинко).


Оно же со стороны путей.


Что любопытного есть на привокзальной площади. Во-первых, скучнейшая даже на мой вкус коробка гостиницы "Гомель".

UPD. romodin подсказывает, это ленинградский типовой проект.


Напротив нее мощный сталинский ДК железнодорожников (1928-30, арх. А.Кириллов, восст. 1950, арх. И.Пестряков), находящийся в состоянии затяжной реконструкции и закрытый лесами. Функционирует пока только угловая клубная часть.


Здесь же в пяти минутах ходьбы автовокзал 1966 года постройки, подвергшийся, как видно, безжалостной реконструкции. Впрочем, и до нее скорее всего вид у здания был простецкий. С автовокзала ходят маршрутки и рейсовые автобусы в большинство райцентров Гомельщины. По случаю приближавшейся Радуницы со стороны перрона волновались просто адские толпы народа.


От привокзальной площади начинается проспект Ленина, одна из двух основных магистралей Гомеля. Бывшая улица Замковая ведет соответственно ко дворцу Паскевичей, площади Ленина и Сожу. О ней - в следующей части.

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
nikita_syskov
Apr. 16th, 2010 08:19 am (UTC)
блин...как-то всё ну очень бедно
darriuss
Apr. 16th, 2010 08:21 am (UTC)
Дальше будет богаче, город мне в принципе понравился.
(no subject) - nikita_syskov - Apr. 16th, 2010 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - ukurka - Apr. 16th, 2010 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikita_syskov - Apr. 16th, 2010 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - ukurka - Apr. 16th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikita_syskov - Apr. 16th, 2010 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - nijoli - Apr. 16th, 2010 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikita_syskov - Apr. 17th, 2010 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - ll2ll - Apr. 16th, 2010 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - soliaris - Apr. 29th, 2010 06:47 am (UTC) - Expand
makeev_dv
Apr. 16th, 2010 08:29 am (UTC)
А гостиница "Гомель" раньше не была общагой? Уж очень у нее вид общежитский.
darriuss
Apr. 16th, 2010 08:40 am (UTC)
Да нет, обычная вроде привокзальная гостиница. Довольно затрапезная и дешевая была, сейчас реновируется.
periskop
Apr. 16th, 2010 08:30 am (UTC)
Спасибо, Юрий, очень здорово, что не забыли про ж/д сторону города.
darriuss
Apr. 16th, 2010 08:41 am (UTC)
Я, как и вы, исповедую принцип: не видел вокзала - не видел города. :)
makeev_dv
Apr. 16th, 2010 08:33 am (UTC)
О, козырьки над платформами! Хороший, годный вокзал.
darriuss
Apr. 16th, 2010 08:42 am (UTC)
В этом смысле надо признать, что Гомель обскакал Минск. И навесы там гораздо более симпатичные, и появились раньше.
alehna
Apr. 16th, 2010 09:02 am (UTC)
Вокзал до недавнего подсвечивался, причём довольно-таки круто для Гомеля. Давно там не был в тёмное время - видимо, из-за тотальной экономии перестали включать.
А с гопотой да - много везде, но возле вокзала этих товарищей больше, чем нормальных людей.
darriuss
Apr. 16th, 2010 10:08 am (UTC)
>> Вокзал до недавнего подсвечивался, причём довольно-таки круто для Гомеля.

В Гомеле практически вся подсветка (проспект Ленина, Советская) динамическая с чередованием цветов. Мне такое в массовом масштабе совсем не нравится, гораздо приятнее индивидуально разработанные схемы освещения, динамическую же подсветку стоит оставлять отдельным знаковым зданиям, как например сделано в Гродно с Драмтеатром.
(no subject) - ll2ll - Apr. 16th, 2010 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Apr. 16th, 2010 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ll2ll - Apr. 17th, 2010 02:10 pm (UTC) - Expand
halbud
Apr. 16th, 2010 09:19 am (UTC)
З тапанімікай вулiц беларускім гарадам неяк не шанцуе(, можа ў будучыні праспект Леніна пераназавуць у Замкавую)
P.S.Вельмі спадабалася першае фота гандляроў мяккімі цацкамі, не хапае толькі калючага дрота:)
darriuss
Apr. 16th, 2010 10:10 am (UTC)
>> З тапанімікай вулiц беларускім гарадам неяк не шанцуе

У цэнтры шмат дзе ёсць шыльды, дзе акрамя сучаснай даецца і гістарычная назва той ці іншай вуліцы. Дзякуй хаця б за гэта.
vedmed1969
Apr. 16th, 2010 09:35 am (UTC)
какой роскошный герб!!

darriuss, завтра отсниму специально для тебя мозаики Челябинской областной татаро-башкирской библиотеки :) Думаю, тебе понравится.
darriuss
Apr. 16th, 2010 10:11 am (UTC)
>> Думаю, тебе понравится.

Вот спасибо. Уверен, что непременно понравится.
(no subject) - vaelastrasz - Apr. 16th, 2010 03:17 pm (UTC) - Expand
victogan
Apr. 16th, 2010 09:40 am (UTC)
На фотолинии бы всё это вместе с рассказом :)
darriuss
Apr. 16th, 2010 10:13 am (UTC)
Да ладно, неужто Гомеля там нет? :)
(no subject) - victogan - Apr. 16th, 2010 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Apr. 16th, 2010 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - victogan - Apr. 16th, 2010 08:53 pm (UTC) - Expand
kubl
Apr. 16th, 2010 10:42 am (UTC)
Першая фотка выглядае, быццам удзячныя жыхары Жлобіну сустракаюць доўгачаканага darriussа )))

А мясцовы скульптар, гледзячы па рабоце, лепшы вучань Жбанава.
darriuss
Apr. 16th, 2010 11:36 am (UTC)
>> Першая фотка выглядае, быццам удзячныя жыхары Жлобіну сустракаюць доўгачаканага darriussа.

Хутка, мяркую, дачакаюцца. )
(no subject) - kubl - Apr. 17th, 2010 11:49 am (UTC) - Expand
cucuruziche
Apr. 16th, 2010 11:04 am (UTC)
А еще на вокзале невероятные орды цыганок были раньше, обирали народ
fes_by
Apr. 16th, 2010 11:29 am (UTC)
Яны і зараз там ёсць)
(no subject) - darriuss - Apr. 16th, 2010 11:37 am (UTC) - Expand
fes_by
Apr. 16th, 2010 11:28 am (UTC)
Родны Гомель))

Гэтыя статуі што стаяць на ўваходзе ў вакзал паставілі пару год таму. Да гэтага там быў расклад цягнікоў)
darriuss
Apr. 16th, 2010 11:39 am (UTC)
>> Гэтыя статуі што стаяць на ўваходзе ў вакзал паставілі пару год таму.

Цікава, атрымліваецца, што іх дзесьці ў іншым месцы прыдбалі?
(Deleted comment)
darriuss
Apr. 16th, 2010 08:05 pm (UTC)
Что бы я без тебя, Денис, делал. Спасибо, добавлю информацию в пост. :)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - darriuss - May. 13th, 2010 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darriuss - Jun. 21st, 2010 04:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
nijoli
Apr. 16th, 2010 06:56 pm (UTC)
Спасибо за Гомель. Пару лет там не была. Интересно каков он теперь. И Ленин с протянутой рукой всё на том же месте ))
А дореволюционный вокзал мне нравиться. В Минске был. Жаль что их не сохранили.
darriuss
Apr. 16th, 2010 08:07 pm (UTC)
>> В Минске был. Жаль что их не сохранили.

В Минске все-таки вокзал был куда интереснее. Как никак в городе находилось управление Либаво-Роменской железной дороги.
(no subject) - nijoli - Apr. 17th, 2010 06:31 pm (UTC) - Expand
bel_vsop
Apr. 18th, 2010 01:50 pm (UTC)
А что за здание на улице парижской коммуны в Гомеле под снос идет? Может знаете?
darriuss
Apr. 18th, 2010 06:02 pm (UTC)
Нет, не в курсе, я ж не местный.
(no subject) - michaltraceuski - Apr. 19th, 2010 11:45 am (UTC) - Expand
solovyev_igor
Apr. 18th, 2010 03:00 pm (UTC)
Что это там у мужика-в-пиджаке в руке.
Неужто стакан?
darriuss
Apr. 18th, 2010 06:03 pm (UTC)
:), в революционном порыве произносит тост.
( 55 comments — Leave a comment )

Profile

darriuss
darriuss

Latest Month

June 2016
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow